Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 92698

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В-четвертых, как и большинство американских учебников, учебник Грэйс Крайг имеет выраженную прагматическую ориентацию. То, что при этом речь идет о практической стороне жизни людей на другом полушарии, не должно смущать читателей. Мой жизненный опыт привел меня к убеждению, что различия между людьми сильно преувеличиваются, особенно в отношении тенденций развития. К тому же знание действительно существующих различий между нами и понимание их причин помогают нам лучше разобраться в собственных проблемах и найти способы их разрешения.
Наконец, в-пятых, несмотря на внушительный объем (обусловленный сложностью предмета), учебник Грэйс Крайг отличает строгая структура, хорошая организация текста и иллюстраций, удобный справочный аппарат, простота и ясность стиля изложения. Все это делает его доступным не только студентам вузов, но и учащимся средних специальных учебных заведений, как, впрочем, и всем тем, кто по роду своей работы или в силу жизненных обстоятельств хочет существенно пополнить свои знания в области развития человека.
Мне не хотелось бы уподобляться некоторым критикам переводных учебников, указывающих обычно на упрощенность или даже поверхностность изложения отдельных тем. Я считаю такую критику необъективной хотя бы потому, что в этих случаях критикуется перевод, а не оригинал. Каждый такой учебник — и учебник Грэйс Крайг не исключение — в оригинале сопровождается весьма объемным методическим комплексом, позволяющим раскрыть любую из заявленных в нем тем на самом глубоком уровне. При переводе учебников этот комплекс, по понятным причинам, отбрасывается и должен разрабатываться преподавателями заново, с учетом целей, задач и возможностей каждого учебного заведения. Чтобы хоть как-то восполнить эту потерю, я взял на себя смелость дополнить русское издание «Human Development» аннотированным списком литературы (преимущественно, психологической) на русском языке. Список этот отражает опыт работы и субъективные пристрастия его составителя и никоим образом не претендует на полноту или исключительность. Однако он может оказаться полезным студентам (особенно специализирующимся в области психологии) для углубленного изучения всех тем этого учебника и знакомства со вкладом отечественных ученых в их разработку.
Чтобы эта книга пришла к читателям, потребовался год совместной напряженной работы довольно большого числа людей. Я хочу выразить всем, с кем меня свела судьба в процессе подготовки книги к изданию, искреннюю благодарность за самоотверженный труд, терпение и дружеское расположение.
А. А. Алексеев, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Санкт-Петербург, август 1999.

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процессы развития
Историческая и культурная перспективы
Объективное систематическое исследование человеческого развития
Этика научного исследования
Глава 2. ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ВВЕДЕНИЕ
Значение теорий Три спорных вопроса Теории научения Когнитивные теории Психоаналитическая традиция Теории «Я» Этология
Глава 1 Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования
ЗАДАЧИ ГЛАВЫ
Закончив изучение этой главы, вы должны суметь справиться со следующими заданиями.
1. Охарактеризовать биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объяснить характер их взаимодействия
2. Объяснить, как исторические, социально-экономические и культурные факторы влияют на наше представление о развитии человека
3. Рассказать, как на протяжении истории менялось отношение к детям и методам их воспитания, а также показать роль семьи в этих изменениях.
4 Объяснить, почему объективность необходима для создания точной науки о человеческом развитии.
5. Проанализировать семь этапов построения систематического научного исследования.
6. Изложить этические принципы, которыми должны руководствоваться ученые при изучении жизненного пути человека.

• Новорожденный судорожно хватает ртом воздух, чтобы наполнить им легкие, и криком возвещает о своем появлении на свет.
• Младенцы привязываются к тем, кто заботится о них, и, по мере того как их потребности удовлетворяются, выучиваются доверять миру.
• Начав ходить, малыши хватают, тащат, бросают, пробуют на вкус все, что возможно, и лезут везде, куда только могут залезть, чтобы исследовать устройство мира и свою способность воздействовать на него.
• Дошкольники отыскивают путь в лабиринте слов, чтобы командовать, спрашивать, уговаривать, дразнить и нападать, стремясь больше узнать о мире и его обитателях.
• Группа живущих по соседству новоиспеченных школьников создает ритуалы, обычаи, правила поведения — собственные порядки, которые отражают и пародируют общество взрослых.
• Подростки, юноши и девушки, бьются над проблемой выбора, пытаются распутать клубок противоречий, найти ответ на «проклятые» вопросы.
14
Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования
• Взрослая молодежь строит планы на будущее, которое сулит блестящую карьеру, прекрасных детей, почет и уважение в обществе.
• Мужчины и женщины средних лет пересматривают свои жизненные ценности и пытаются лавировать между работой, взрослеющими детьми и стареющими родителями с их требованиями, которые так часто противоречат друг другу.
• Люди старшего поколения бросают взгляд на прожитую жизнь, оценивая, чему они научились и чего достигли; задаются вопросом, много ли они успели сделать из того, что было задумано когда-то.
Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека — продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем он неповторим, как и любая человеческая личность.
Цель этой книги — рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития на протяжении человеческой жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Мы намерены исследовать человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Особое внимание будет уделено человеческим отношениям, так как именно они помогают понять, кто мы такие и как относимся к миру. Страстные и холодные, доброжелательные и скептические, приятельские и формальные, отношения между людьми оказывают влияние, которым нельзя пренебречь. Изучение этого влияния и является основной темой настоящей книги.
Другая, не менее важная тема — условия развития. Предполагается, что изменения, которые переживает человек в течение жизни, «являются результатом совокупного влияния биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени их воздействия» (Featherman, Hogan, & Sorenson, 1984, р. 622). Мы не сможем полностью понять эти сложные изменения, происходящие с человеком на протяжении его жизненного пути, если будем рассматривать их в отрыве от исторического, культурного и социального контекстов. Во всем многообразии исследуемого материала мы стремились обнаружить ряд общих процессов и основных тенденций, обусловливающих поведение человека.
Глава открывается исследованием природы процессов развития. Далее следует анализ взаимосвязей между развитием и совокупностью исторических факторов. И наконец предлагаются некоторые конкретные исследовательские подходы, позволяющие получать надежные, валидные и отвечающие требованиям профессиональной этики эмпирические данные.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Анна Сухова. Кризис
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Гудвин Джеймс - Исследование в психологии. Методы и планирование
  • Морщины мешают взаимопониманию
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Изучение краткосрочного и долгосрочного воздействия психоаналитического лечения
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Шеклтон Вив - Психология лидерства в бизнесе
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Ученые советуют меньше лгать
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Тамара Майлс. Исполнение в тайм-менеджменте. Прокрастинация и перфекционизм
  • Социометрический статус и самооценка
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Люборски Л. Руководства по психотерапии: переворот в исследовательской и терапевтической практике
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Белановский С.А. - Метод фокус-групп
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Ганасюк Ольга Викторовна. Презентация — профилактика плоскостопия у детей средней группы «Здоровье начинается со стоп»
  • Наборщиков Александр Владимирович. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Франселла Ф., Баннистер Д. - Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам.
  • Раздьяконов С. РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СПИРИТИЗМА В РОССИИ 1880–1890-х годов
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Рыббе Инна Анатольевна. Мастер класс «Развитие связной выразительной речи дошкольников средствами различных видов театра» (Театр на прищепках)
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь