Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 92726

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования
Микросистема — это уровень жизненной среды, наиболее часто исследуемый психологами.
Мезосистема. Мезосистема, или второй уровень, образуется взаимосвязями 2-х или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может положительно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к этому ребенку, скорее всего, благотворно скажется на его взаимодействиях с членами семьи.
Экзосистема. Экзосистема, или третий уровень, имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее влияют на него. Можно привести целый ряд примеров, начиная с формальной социальной среды, например места работы родителей или местных отделов здравоохранения или улучшения бытовых условий, и кончая неформальным окружением, таким как расширенная семья ребенка или друзья его родителей. Например, фирма, в которой служит мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенно повлияет на его развитие. В то же время возможность уделить ребенку больше внимания снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда.
Макросистема. В отличие от других уровней, макросистема, или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах основного потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.
Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех 4-х уровнях модели, Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1979) полагает, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, правительственные программы, такие как программа Head Start1, оказали огромное влияние на рост уровня образования и социальное развитие многих поколений американских детей.
Как вы увидите далее, культурные силы, позволяющие выделить макросистему как уровень жизненной среды, образуются отчасти историческими событиями, от-
1 Программа развития сети дошкольных учреждений, финансируемая федеральным правительством. Начата в середине 60-х годов. — Прим. науч. ред.
25
Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
части — нормативной последовательностью человеческого развития. Учитывая историческую перспективу, связанную с изменением культурных ценностей, мы сможем лучше понять те сдвиги в родительских, семейных и социальных установках, которые влияют на развитие в течение всей человеческой жизни.
ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Что означает термин «развитие»? Какую роль играют в развитии биологические процессы и окружающая среда?
2. Какая связь существует между процессами научения и социализации?
3. Как бы вы объяснили связь между биологическими процессами развития и процессами развития, вызванными влиянием среды? Какую роль в связи между ними играют факторы времени и готовности?
ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ
Перспектива жизненного пути, с которой мы уже познакомились в этой главе при рассмотрении результатов Калифорнийского лонгитюдного исследования, основывается на 4-х основных предпосылках (Stoller, & Gibson, 1994).
1. На процесс развития и старения влияют индивидуальные особенности человека, события, происходящие в его жизни, а также его способы адаптации к этим событиям.
2. Некоторые индивидуальные особенности влияют на спектр возможностей, предоставляемых человеку его временем. Например, чернокожий мужчина в 50-е годы XX века располагал совершенно иными социальными возможностями, чем живший в то же время его белый ровесник. В результате и жизненный опыт, и способы адаптации к жизненным обстоятельствам у людей различаются.
3. Характерные особенности исторического периода, в который человеку выпало появиться на свет, формируют приобретаемый им в ходе развития опыт. Пол, раса, принадлежность к национальному меньшинству, социальному и экономическому классу также оказывают влияние на ход жизни человека.
4. Несмотря на то что общественно-исторические условия существенно влияют на формирование индивидуального опыта людей, родившихся в один и тот же исторический период, одни и те же социальные и исторические события по-разному сказываются на жизни преуспевающих и непреуспевающих членов общества.
Дональд Дж. Эрнандес (Hernandes, 1994) использовал понятие жизненного пути в своем историческом исследовании, имевшем целью выяснить, как изменилась жизнь детей за последние 150 лет. Эрнандес рассматривал жизни детей как «траектории, отличающиеся продолжительностью, порядком и временем наступления конкретных событий и появления определенных возможностей в жизни ребенка, а также количественным составом семьи, в которой он живет, и характером занятий ее членов».
26
Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования
Следующие примеры биографий из этого исследования помогают проиллюстрировать, как культурные и исторические обстоятельства, в которых оказывались люди в различные моменты своей жизни, повлияли на их установки, жизненные ценности и способности.
Рут родилась в России в 1913 году. Одна из пятерых детей в семье правоверных евреев, она на собственном опыте узнала, что значит подвергаться гонениям, так как ее семья неоднократно переживала еврейские погромы. Когда Рут было 12 лет, семья переехала в Соединенные Штаты и поселилась в Канзас-сити, штат Миссури, где девочка пошла в школу. Через 4 года ее отец, бедный портной, настоял на том, чтобы Рут бросила школу и помогала обеспечивать семью, в которой к этому времени было уже семеро детей. Несмотря на отсутствие образования, Рут удалось через несколько лет скопить достаточно денег, чтобы переехать в Нью-Йорк, где она познакомилась со своим будущим мужем. Оба окончили университет, сделали неплохую карьеру, вырастили двоих детей. Из-за страшных уроков, которые жизнь преподала ей в детстве, Рут, выйдя замуж, словно улитка, спряталась в «раковину» семьи. Все жизненно важные решения принимал муж, и Рут с годами становилась все более робкой и все больше теряла способность действовать вне дома.
Джуди родилась в 1948 году и была самой младшей из троих детей. Ее отец был юристом, мать — домохозяйкой. Джуди училась в частной школе и, как и ее отец, стала юристом. Когда ее спрашивают о детских и юношеских годах, она вспоминает, как боялась атомной бомбы и как в начальной школе пряталась под партой во время учений по гражданской обороне; памятны ей также война в Корее, полет в космос, начало движения за гражданские права, убийство Джона Кеннеди, Вьетнам и Уотергейт. В 60-е годы она стала активной участницей студенческого движения, выступала за права голосования южан и протестовала против войны во Вьетнаме. Учась на юридическом факультете университета, она вышла замуж за такого же студента-активиста. Сейчас оба они сделали политическую карьеру и ведут большую общественную работу. Иногда Джуди задается вопросом: была ли она права, когда решила не заводить детей?
Жизненные ценности и опыт Рут и Джуди сформировались в значительной степени под влиянием тех исторических событий, которые им пришлось пережить. Жизненный опыт, совершенно различный у этих двух женщин, заставляет нас внимательнее проследить взаимосвязь возрастных и исторических перемен на всем протяжении жизни, а также разобраться в том, почему время наступления и объективная важность событий действуют на каждого человека по-разному.
Жизненный путь человека: возрастные изменения в сравнении с историческими переменами
Развитие человека на протяжении всей его жизни невозможно изучать в контролируемой лабораторной обстановке. Культурные и исторические факторы, смешиваясь с предсказуемыми возрастными изменениями, воздействуют на каждое поколение совершенно особым образом. Чтобы понять траекторию жизни в зрелые годы, стоит начинать с перемен, имевших место в конкретной возрастной когорте, включая связанные с развитием тенденции, общие для всей этой группы людей, например, людей, родившихся в период между серединой 60-х и концом 70-х годов XX века, иногда называют «Поколением Икс».

КОГОРТА,— это группа или совокупность людей, родившихся в один и то же период времени.
27



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Социометрический статус и самооценка
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Козлова М. В., и др. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи на занятиях по физической культуре
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Процедура стандартизации.
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Гудвин Джеймс - Исследование в психологии. Методы и планирование
  • Баутина Елена Александровна. Здоровьесберегающие технологии как основа укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Моя семья»
  • Анализ эффективности результатов занятий психолога
  • Ю.С. Колесников. Методика проведения фокус-групп
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Названо реальное количество друзей в Facebook
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Исследования билингвизма у детей. Как билингвизм влияет на общение и помогает распознать ложь
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Изучение краткосрочного и долгосрочного воздействия психоаналитического лечения
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Педагогический проект ' Воспитание речевого этикета у детей дошкольного возраста'
  • О вреде ТВ для ребенка. Как сидение перед телевизором ухудшает интеллект детей
  • Рожман Агния Константиновна. Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности
  • Сосланд А. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Чарушина Надежда Витальевна. Значение театрализованных игр и постановок в развитии дошкольников
  • Шардакова Наталья Петровна. Планирование летних прогулок для детей раннего возраста.
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Крейн У. Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Голобородько Анна Сергеевна. УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
  • Крицкая Наталья Григорьевна. Руководство игровой деятельностью детей
  • Белянина Елена Александровна. Совместное развлечение «Аты-баты, мы солдаты» (II младшая и старшая группы)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь