Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 139534

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Нам не так много известно о том, как в действительности осуществляется синхронизация созревания и научения в развитии человека. Существуют ли критические периоды для научения определенным видам поведения? Есть ли оптимальные периоды для обучения чтению, овладения иностранным языком, элементами спортивной гимнастики? Вот лишь некоторые вопросы, которые мы рассмотрим в процессе дальнейшего знакомства с наукой о человеческом развитии.

Момент времени в жизни индивидуума когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта научения.
21
Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
МНЕНИЯ И ФАКТЫ: ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ
«Ребенок — отец мужчины», — написал английский поэт Уильям Вордсворт в 1802 году. Наверное, каждый слышал из уст своих бабушек и дедушек замечания типа «горбатого могила исправит», адресованные родственникам по поводу их упрямства или других, не менее стойких черт характера. В отличие от бабушек и дедушек, ученые стремятся доказать правильность подобных заявлений,пытаются дать им обоснование. Обнаруживает ли большинство людей сколько-нибудь существенную устойчивость черт личности на протяжении жизни? И если да,то какие обстоятельства, процессы и факторы делают это утверждение справедливым?
Проведение систематических исследований изменений человека на жизненном пути наталкивается на огромные трудности. Предположим, что ученых интересует вопрос: если в детстве ребенок робок и застенчив, останется ли он таким же, став подростком или взрослым? Можно было бы попытаться создать «шкалу застенчивости» с параллельными формами для каждого из интересующих возрастных уровней, обследовать с ее помощью группу детей и повторить обследование, когда они достигнут определенного возраста. Это стандартная схема лонгитюдного исследования. Но как быть, если ученым необходимо выяснить, почему застенчивость сохраняется в течение жизни или как такой стиль поведения влияет на последующую жизнь человека? В этом случае потребовалось бы провести более сложное и широкое лонгитюдное исследование, охватывающее несколько десятилетий.
К счастью для современных исследователей, несколько масштабных лонгитюдных проектов были начаты много лет назад» и к настоящему времени накоплен внушительный корпус данных для анализа динамики поведения человека на протяжении всей жизни. В одном из таких исследований, проводившемся в Беркли, штат Калифорния, прослеживается путь развития каждого третьего ребенка, родившегося в Беркли в 1928 году. В детстве испытуемые и их родители обследовались раз в год. Начиная с отрочества, с ними проводили продолжительные интервью каждые 10 лет. Замечательно, что ученым удалось сохранить связь со 139 из 200 детей, отобранных на первом этапе, на протяжении 40 лет. Детство этих людей совпало со временем Великой депрессии, они были подростками в период Второй мировой войны и принадлежали к молодому поколению взрослых, когда начался послевоенный бум. Тем не менее, каждый по отдельности, они пережили эти события мировой истории по-разному. Почему? Какие факторы имели решающее значение в определении путей их развития? Данные этого исследования использовались многими современными учеными в целях изучения таких факторов, как материальное положение, родительские установки, качества личности, образовательные возможности и кризисные ситуации в семье. Давайте рассмотрим одну из таких работ.
Каспи и Элдер (Caspi, & Elder, 1988) заинтересовались, какова вероятность того, что вспыльчивый или, наоборот, сдержанный ребенок сохранит эти качества по достижении зрелого возраста. Как скажутся эти особенности поведения на его взрослой жизни? Как будет складываться его жизнь по сравнению с жизнью сверстников?
Чтобы исследовать эти вопросы, они отобрали из выборки Калифорнийского лонгитюда тех, кого в возрасте от 8 до 10 лет учителя и родители характеризовали либо как крайне вспыльчивых, безудержных, либо как крайне сдержанных, заторможенных. Это были, с одной стороны, «неуправляемые» дети, которые редко сдерживали свои чувства, с другой —
22
Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования
«зажатые» дети, опасавшиеся проявлять даже малейшую инициативу. Остались ли неизменными два эти поведенческих стиля в их взрослой жизни, даже если такое поведение часто оказывалось дезадаптивным? В большинстве случаев изменений не произошло, хотя были и исключения. Каспи и Элдер проанализировали жизненный путь, или характер основных событий в жизни людей, с этими двумя различными стилями поведения.
Дети, обнаруживавшие проблемное поведение типа вспышек гнева и раздражения или, наоборот, крайней сдержанности и замкнутости, с 10 лет испытывали на себе иное влияние среды, чем их ровесники. Учителя, родители, сверстники реагировали на их поведение иначе: и в детстве, и когда они становились взрослыми. Экплозивное, безудержное поведение, — проявлялось ли оно в школе, в армии, на работе, во время ухаживания или семейных ссор, — заставляло окружающих реагировать на него определенным, чаще всего — негативным образом. Как следствие, жизненный путь экплозивных детей из выборки Калифорнийского лонгитюда, особенно мальчиков, оказался менее удачным, чем у остальных. Как правило, они довольствовались неполным средним образованием, их реже отмечали в школьные годы, для них оказалось труднее приспособиться к школьной дисциплине с ее требованием сдерживать свои эмоции. Уже будучи взрослыми, они редко получали повышения по службе, а в армии имели чин более низкий, чем у сверстников. Они чаще меняли работу, чаще разводились. Женщины этого типа выбирали мужей с невысоким социальным статусом, нередко разводились, а став матерями, не умеряли своей вспыльчивости (Caspi, Elder, & Bern 1987).
Люди, с детства отличавшиеся робостью и замкнутостью, шли по жизни совершенно иначе. Мальчики старались избежать или отложить принятие решений, касающихся продолжения образования, а позже — любых ответственных поступков в интересах семьи, карьеры и т. д. В результате эти люди все делали с опозданием: позже вступали в брак, позже становились отцами, позже получали повышение по службе.
Робкие, замкнутые девочки —а в 50-е годы они уже были взрослыми девушками, — как правило, выбирали традиционный путь: замужество, ребенок, домашнее хозяйство. Отклонения от этого пути у них случались реже, чем у сверстниц (Caspi et al„ 1988).
В целом, начиная с детства, последствия экплозивного и заторможенного поведения нарастали, как снежный ком. И траектории более чем 30-летнего жизненного пути участников Калифорнийского лонгитюда — совокупный результат непрерывного межличностного взаимодействия в различных ситуациях и его последствий, накопленных за это время, а также принятых этими людьми решений в отношении работы, семейной жизни и воспитания детей.
Хотя выводы Каспи и Элдера производят должное впечатление, они носят слишком общий характер. Так, например, Дж. У. Макферлейн и ее коллеги по работе в Беркли еще в 1958 году обнаружили, что «многие из тех, кто в детстве недружелюбно относился к окружающим, стали позже любящими и заботливыми родителями». Некоторым вспыльчивым детям также удалось преодолеть этот недостаток и добиться успеха в учебе, в армии и на работе. Будущим исследователям предстоит определить, в чем здесь причина. Либо эти люди нашли приемлемый способ разрядки своих эмоций, либо на каком-то этапе развития научились сдерживать свои чувства.
Экологическая модель
Возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития стала модель, предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно его модели экологических систем (Bronfenbrenner, 1979), развитие человека — это динамический, идущий в двух направлениях реципрокный процесс. Растущий индивидуум активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны
23
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Модель развития ребенка, согласно которой растущий ребенок активно реструктурирует элементы 4-х уровней жизненной среды, одновременно подвергаясь воздействию этих элементов и их взаимосвязей.
элементов этой среды и взаимосвязей между ними, а также со стороны более широкого окружения. По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из 4-х вложенных одна в другую систем, которые обычно изображают в виде концентрических колец. Он называет эти системы микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой (см. рис. 1-1). Характерной особенностью его модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими 4 системами, через которые и осуществляется их взаимодействие.
Микросистема. Микросистема, или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшему окружению, такому как семья, детский сад или школа. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к первым шагам дочери на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимости может побудить мать к поиску новых способов поддержки развития такого поведения.

Рис. 1-1, Четыре уровня окружающей среды, входящие в состав модели экологических систем, предложенной Бронфенбреннером в качестве модели развития ребенка.
24



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Журавлева Елена Викторовна. Конспект НОД по познавательному развитию «Легенды о первоцветах»
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Чернова Наталья Михайловна. Памятка для родителей - Коротко: ФГТ по дошкольному образованию
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Османова Гульнара. Физическое воспитание дошкольников
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Туркина Ольга Владимировна. Конспект с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Головина Светлана Владимировна. Конспект комплексного занятия по математике «Путешествие на поезде»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Медкова Екатерина Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Мелешкина Наталья Александровна. Коррекционные кубики «Огород»
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Степанова Галина Федоровна. Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста»
  • Яхина Галина Александровна. Значение пальчиковых игр в жизни современного дошкольника



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь