Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 139453

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ
Термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти измене-
15
Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования
Области развития
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» — «знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.
Сначала новорожденная Джина исследует мир вокруг себя визуально. Она пристально осматривает комнату, останавливаясь взглядом на отдельных предметах, привлекающих ее внимание. Затем, с развитием мышц и появлением новых двигательных навыков, девочка станет ударять кулачком по любому предмету, находящемуся поблизости и вызвавшему ее интерес, а чуть позже — схватывать его и тянуть в рот. Проходит еще какое-то время, и вот малышка уже ползет к заинтересовавшему ее предмету, дотрагим вается до него, берет в руки, стучит и трясет им, тщательно осматривает, пробует кусать, — другими словами, всячески пытается определить, на что же он годится. Накопленный за несколько месяцев опыт манипуляций с предметами приводит девочку к открытию, что предметы существуют сами по себе, даже если она их не видит и не дотрагивается до них. Она начинает искать игрушки и людей, криком звать брата или плюшевого медвежонка. Теперь окружающие Джину люди взаимодействуют с ней по-разному. Родители уже должны следить за играми дочери, заменяя притягательные для нее, но опасные предметы безопасными. Они могут поощрять ее исследовательскую активность или относиться к ней с неодобрением. В конце концов, малышка начинает либо самоуверенно рисковать, либо избегать риска — и дело здесь не только в темпераменте девочки, но и в той обратной связи, которую она получает от заботящихся о ней людей.
Общая характеристика областей развития
Таблица 1-1
Область развития Характеристика
Физическая Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние изменения, например динамика роста и веса, так и внутреннее: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой — формирование социальных навыков и моделей поведения



Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
Между различными областями развития человека существует сложное взаимодействие. Таким образом, развитие представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других. В табл. 1-1 дается характеристика трех основных областей развития.
Биологические процессы развития
Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. У некоторых видов, например мотыльков или бабочек, этот генетический план строго определен и практически не допускает сколько-нибудь существенных изменений в строении тела или поведении. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это вовсе не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны значительно его ускорить.

созревание Процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

По-видимому, это справедливо как в отношении всей жизни человека, так и в отношении таких процессов, как моторное развитие в младенчестве или развитие вторичных половых признаков в отрочестве.
Созревание органов тела и моторных способностей идет с разной скоростью. Каждый орган или способность обычно имеют свою точку оптимальной зрелости. Термин рост, как правило, указывает на увеличение размера, функциональных возможностей или сложности до такой точки. Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма.
Рост -Увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости.
Так же как старение повышает качество некоторых вин, оно может повышать человескую рассудительность и проницательность. Кроме того, следует заметить, что процесс старения некоторых тканей организма начинается уже в отрочестве и
даже в детстве.

СТАРЕНИЕ Биологические изменения в организме, происходящие после прохождения точки оптимальной зрелости.

Влияние среды на развитие человека
Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость — все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения. Некоторые воздействия среды носят временный характер и
18



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Анна Сухова. Кризис
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Бисексуальность S±±
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Изучение краткосрочного и долгосрочного воздействия психоаналитического лечения
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Как заботиться о психическом здоровье во времена коронавируса
  • Рябкова Светлана Владимировна. Перспективный план работы с детьми с ОВЗ
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Георгий Почепцов. Голливуд форматирует мир
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Стил Б.Ф. Некоторые последствия сексуального злоупотребления детьми
  • Георгий Почепцов. Троллинг: незваный гость в твоем доме
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Сагитова Расима Ришатовна. Требования к дидактическим-обучающим играм для математического развития детей 1-ой младшей группы.
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Осипова Анна Семёновна. Как помочь малышу заговорить? Советы логопеда воспитателям ясельной группы
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Почему люди хронически лгут
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Наталья Аронова. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, детей во время адаптации к доу
  • Макаренко Э.В. Сценарий жизни.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь