Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 92777

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ
Термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти измене-
15
Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования
Области развития
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» — «знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.
Сначала новорожденная Джина исследует мир вокруг себя визуально. Она пристально осматривает комнату, останавливаясь взглядом на отдельных предметах, привлекающих ее внимание. Затем, с развитием мышц и появлением новых двигательных навыков, девочка станет ударять кулачком по любому предмету, находящемуся поблизости и вызвавшему ее интерес, а чуть позже — схватывать его и тянуть в рот. Проходит еще какое-то время, и вот малышка уже ползет к заинтересовавшему ее предмету, дотрагим вается до него, берет в руки, стучит и трясет им, тщательно осматривает, пробует кусать, — другими словами, всячески пытается определить, на что же он годится. Накопленный за несколько месяцев опыт манипуляций с предметами приводит девочку к открытию, что предметы существуют сами по себе, даже если она их не видит и не дотрагивается до них. Она начинает искать игрушки и людей, криком звать брата или плюшевого медвежонка. Теперь окружающие Джину люди взаимодействуют с ней по-разному. Родители уже должны следить за играми дочери, заменяя притягательные для нее, но опасные предметы безопасными. Они могут поощрять ее исследовательскую активность или относиться к ней с неодобрением. В конце концов, малышка начинает либо самоуверенно рисковать, либо избегать риска — и дело здесь не только в темпераменте девочки, но и в той обратной связи, которую она получает от заботящихся о ней людей.
Общая характеристика областей развития
Таблица 1-1
Область развития Характеристика
Физическая Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние изменения, например динамика роста и веса, так и внутреннее: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой — формирование социальных навыков и моделей поведения



Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
Между различными областями развития человека существует сложное взаимодействие. Таким образом, развитие представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других. В табл. 1-1 дается характеристика трех основных областей развития.
Биологические процессы развития
Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. У некоторых видов, например мотыльков или бабочек, этот генетический план строго определен и практически не допускает сколько-нибудь существенных изменений в строении тела или поведении. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это вовсе не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны значительно его ускорить.

созревание Процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

По-видимому, это справедливо как в отношении всей жизни человека, так и в отношении таких процессов, как моторное развитие в младенчестве или развитие вторичных половых признаков в отрочестве.
Созревание органов тела и моторных способностей идет с разной скоростью. Каждый орган или способность обычно имеют свою точку оптимальной зрелости. Термин рост, как правило, указывает на увеличение размера, функциональных возможностей или сложности до такой точки. Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма.
Рост -Увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости.
Так же как старение повышает качество некоторых вин, оно может повышать человескую рассудительность и проницательность. Кроме того, следует заметить, что процесс старения некоторых тканей организма начинается уже в отрочестве и
даже в детстве.

СТАРЕНИЕ Биологические изменения в организме, происходящие после прохождения точки оптимальной зрелости.

Влияние среды на развитие человека
Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость — все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения. Некоторые воздействия среды носят временный характер и
18



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Этология
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Джемс. Психология.
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник для 9 класса
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Фихте И. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII - XIX века. Ч.2. Учебник для 10 кл
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Голдсмит Г.Н. Инакомыслие и разногласия в истории психоанализа: от начала до наших дней
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Как заставить людей признавать факты?
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Реан А.А. - Психология детства. Учебник.
  • Анна Сухова. Кризис
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. и др. Биология. Живой организм. 5-6 классы
  • Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти.
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В. Новая история стран Европы и Америки. XVI - XIX века. В 3 частях
  • Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 5 класса
  • Зеленский В.В. - Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь