Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 130763

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
Некоторые исследователи изучали поколение людей, родившихся в годы Великой депрессии и в подростковом возрасте переживших Вторую мировую войну. Эти люди поступали в колледжи или на работу во времена послевоенного бума, в конце 40-х — начале 50-х годов, многие служили в армии в годы корейской войны. За войной последовал период экономического процветания и сравнительно низкого уровня безработицы. Таков краткий перечень исторических событий, которыми был отмечен путь этого поколения к зрелости (Featherman, Hogan, & Sorenson, 1984). Этих людей можно сравнить с когортой родившихся в период после Второй мировой войны, в 1946-1960 годы, чье детство совпало с периодом экономического бума. Эта большая группа в детстве и отрочестве вкусила все радости экономического благосостояния страны, значительная ее часть вступила в юность и достигла взрослости в «беспокойные» годы конца 60-х. Чтобы понять ход развития во взрослости, нужно объединить лонгитюдные исследования, в которых прослеживается индивидуальное развитие каждого человека, со сравнением различных возрастных когорт.
Балтес (Baltes, 1987; см. также Hetherington, & Baltes, 1988) полагает, однако, что развитие индивида на протяжении жизни — это не только взаимодействие возрастных изменений и исторических перемен. Он считает, что в развитии взаимодействуют 3 типа факторов. Нормативные возрастные факторы — это те биологические и социальные изменения, которые обычно происходят в предсказуемом возрасте. Сюда относятся пубертат и менопауза, равно как и некоторые физические аспекты старения. К этим факторам относят также ряд предсказуемых социальных событий, таких как поступление в школу, вступление в брак или уход на пенсию, которые обычно происходят в определенных возрастных границах. Нормативные исторические факторы — это такие исторические события, как войны, экономические спады, эпидемии, которые практически одновременно затрагивают всю возрастную когорту. Воздействие ненормативных факторов не связано с определенным периодом в жизни человека. Скорее, они соответствуют сугубо личным событиям, происшествиям и переменам в жизни человека. К ним относятся развод, потеря работы, болезнь, перемена места жительства, непредвиденные потери или внезапное везение, изменения в карьере и даже случайное знакомство с влиятельным человеком или особо привлекательной идеей. Некоторые из перечисленных критических событий могут резко изменить жизнь человека (Bandura.1982). Таким образом, развитие есть нечто большее, чем только результат влияния возрастных и исторических факторов; время наступления событий в жизни каждого отдельного человека и возрастной когорты в целом столь же важно для развития, как и само их совершение. Смешанный эффект нормативных исторических и нормативных возрастных влияний рассматривается в приложении, озаглавленном «Война, прервавшая детство».
Балтес считает, что ряд факторов, таких как раса, пол, социальная принадлежность, опосредует как тип, так и эффекты этих влияний. Например, половая зрелость у девочек (эффект нормативного возрастного фактора) наступает раньше, чем у мальчиков. Чернокожие мужчины в Америке чаще оказываются без работы (влияние ненормативного фактора), чем белые. Последствия развода по-разному могут сказываться на афроамериканских и белых семьях (Harrison, Wilson, Pine, Chan.&Burie, 1990).
28
Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования
Сила воздействия этих факторов также различается в зависимости от возраста человека. Дети и старики зачастую больше подвержены влиянию нормативных возрастных факторов. В период юности и ранней взрослости большее значение приобретают нормативные исторические факторы, поскольку именно на этот отрезок жизни приходятся поиски первой работы в период экономической депрессии или участие в военных действиях. Случайные ненормативные события могут происходить в любое время, но их влияние на жизнь человека может опосредоваться семьей или друзьями, которые вносят свой вклад в значение таких событий для данного человека. Накопленный эффект этих сугубо личных событий нередко приобретает особое значение для пожилых людей. На рис. 1-2 и в табл. 1-2 показано взаимодействие этих факторов в разные периоды жизни людей, принадлежащих к разным поколениям.
Глен Элдер (Elder, Caspi, & Burton, 1988) приводит интересный пример того, как взаимодействие нормативных возрастных и исторических факторов, опосредованное фактором пола, может вызывать совершенно различные эффекты. Пользуясь данными масштабных лонгитюдных исследований, он изучил биографии 2-х групп детей: тех, кого Великая депрессия настигла за школьной партой (примерно в 10-летнем возрасте), и тех, к кому она пришла незваной гостьей на первый день рождения. Поскольку для выхода из этого экономического кризиса США потребовалось около 9 лет, возрастной диапазон первой группы составил 10-18 лет, а второй — 1-10 лет. Элдер установил, что первые финансовые трудности и материальные лишения в семьях более негативно повлияли на мальчиков младшей группы, чем на старших, которые к тому времени уже приобрели опыт организации семейной жизни. Действительно, старшие мальчики часто брались за любую работу, чтобы помочь семье выжить в это сложное время, тем самым еще больше защищая себя от проблем, которые приходили в дом вслед за потерей работы родителями и нуждой.

Рис. 1-2. Профиль действия нормативных и ненормативных факторов на протяжении человеческой жизни.
29
Таблица 1-2

Влияние исторических событий на представителей разных возрастных когорт
Исторические
события
Возраст, жизненный период










Год рождения 1912 1924 1936 1948 1960 1972
1932(Великая депрессия)1 20 лет (начало самостоятельной жизни) 8 лет (обучение в школе)




1944 (Вторая мировая война) 32 (воспитание ребенка / карьера) 20 лет(начало самостоятельной жизни) 8 лет(обучение в школе)



1956 (послевоенный экономический бум) 44 (средний возраст) 32 (воспитание ребенка / карьера) 20 лет (начало самостоятельной жизни) 8 лет(обучение в школе)


1968 (война во Вьетнаме) 56 (предпенсион-ный возраст) 44 (средний возраст) 32 (воспитание ребенка/ карьера) 20 лет(начало самостоятельной жизни) 8 лет (обучение в школе)
1980 68(пенсионный возраст) 56 (предпенсион-ный возраст) 44 (средний возраст) 32 (воспитание ребенка / карьера) 20 лет(начало самостоятельной жизни) 8 лет(обучение в школе)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Карлин Е.А. Темы профессионального развития психотерапевта
  • Перевозчикова Ирина Юрьевна. Физкультурные занятия – одна из форм физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 7-е
  • Анна Сухова. Кризис
  • Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Каким образом психологическая адаптация связана с личностным ростом.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в контексте ФГТ
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Старичкова Марина Вадимовна. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
  • Развитие; development
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Наборщиков Александр Владимирович. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Романова Юлия Алексеевна Мазенова Наталья Валерьевна. Учимся играя!
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Логинова Людмила Александровна. «Формирование эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики
  • Лапшенкова Лилия Леонидовна. Использование театрализованной деятельности в социализации дошкольников
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте
  • Григорий Чаусовский. Профилактика «сидячей болезни» у офисных работников
  • №20 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Притча «Изменения»
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Валиуллина Алина Рамилевна. Валеологическое воспитание дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь