Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 92762

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
Некоторые исследователи изучали поколение людей, родившихся в годы Великой депрессии и в подростковом возрасте переживших Вторую мировую войну. Эти люди поступали в колледжи или на работу во времена послевоенного бума, в конце 40-х — начале 50-х годов, многие служили в армии в годы корейской войны. За войной последовал период экономического процветания и сравнительно низкого уровня безработицы. Таков краткий перечень исторических событий, которыми был отмечен путь этого поколения к зрелости (Featherman, Hogan, & Sorenson, 1984). Этих людей можно сравнить с когортой родившихся в период после Второй мировой войны, в 1946-1960 годы, чье детство совпало с периодом экономического бума. Эта большая группа в детстве и отрочестве вкусила все радости экономического благосостояния страны, значительная ее часть вступила в юность и достигла взрослости в «беспокойные» годы конца 60-х. Чтобы понять ход развития во взрослости, нужно объединить лонгитюдные исследования, в которых прослеживается индивидуальное развитие каждого человека, со сравнением различных возрастных когорт.
Балтес (Baltes, 1987; см. также Hetherington, & Baltes, 1988) полагает, однако, что развитие индивида на протяжении жизни — это не только взаимодействие возрастных изменений и исторических перемен. Он считает, что в развитии взаимодействуют 3 типа факторов. Нормативные возрастные факторы — это те биологические и социальные изменения, которые обычно происходят в предсказуемом возрасте. Сюда относятся пубертат и менопауза, равно как и некоторые физические аспекты старения. К этим факторам относят также ряд предсказуемых социальных событий, таких как поступление в школу, вступление в брак или уход на пенсию, которые обычно происходят в определенных возрастных границах. Нормативные исторические факторы — это такие исторические события, как войны, экономические спады, эпидемии, которые практически одновременно затрагивают всю возрастную когорту. Воздействие ненормативных факторов не связано с определенным периодом в жизни человека. Скорее, они соответствуют сугубо личным событиям, происшествиям и переменам в жизни человека. К ним относятся развод, потеря работы, болезнь, перемена места жительства, непредвиденные потери или внезапное везение, изменения в карьере и даже случайное знакомство с влиятельным человеком или особо привлекательной идеей. Некоторые из перечисленных критических событий могут резко изменить жизнь человека (Bandura.1982). Таким образом, развитие есть нечто большее, чем только результат влияния возрастных и исторических факторов; время наступления событий в жизни каждого отдельного человека и возрастной когорты в целом столь же важно для развития, как и само их совершение. Смешанный эффект нормативных исторических и нормативных возрастных влияний рассматривается в приложении, озаглавленном «Война, прервавшая детство».
Балтес считает, что ряд факторов, таких как раса, пол, социальная принадлежность, опосредует как тип, так и эффекты этих влияний. Например, половая зрелость у девочек (эффект нормативного возрастного фактора) наступает раньше, чем у мальчиков. Чернокожие мужчины в Америке чаще оказываются без работы (влияние ненормативного фактора), чем белые. Последствия развода по-разному могут сказываться на афроамериканских и белых семьях (Harrison, Wilson, Pine, Chan.&Burie, 1990).
28
Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования
Сила воздействия этих факторов также различается в зависимости от возраста человека. Дети и старики зачастую больше подвержены влиянию нормативных возрастных факторов. В период юности и ранней взрослости большее значение приобретают нормативные исторические факторы, поскольку именно на этот отрезок жизни приходятся поиски первой работы в период экономической депрессии или участие в военных действиях. Случайные ненормативные события могут происходить в любое время, но их влияние на жизнь человека может опосредоваться семьей или друзьями, которые вносят свой вклад в значение таких событий для данного человека. Накопленный эффект этих сугубо личных событий нередко приобретает особое значение для пожилых людей. На рис. 1-2 и в табл. 1-2 показано взаимодействие этих факторов в разные периоды жизни людей, принадлежащих к разным поколениям.
Глен Элдер (Elder, Caspi, & Burton, 1988) приводит интересный пример того, как взаимодействие нормативных возрастных и исторических факторов, опосредованное фактором пола, может вызывать совершенно различные эффекты. Пользуясь данными масштабных лонгитюдных исследований, он изучил биографии 2-х групп детей: тех, кого Великая депрессия настигла за школьной партой (примерно в 10-летнем возрасте), и тех, к кому она пришла незваной гостьей на первый день рождения. Поскольку для выхода из этого экономического кризиса США потребовалось около 9 лет, возрастной диапазон первой группы составил 10-18 лет, а второй — 1-10 лет. Элдер установил, что первые финансовые трудности и материальные лишения в семьях более негативно повлияли на мальчиков младшей группы, чем на старших, которые к тому времени уже приобрели опыт организации семейной жизни. Действительно, старшие мальчики часто брались за любую работу, чтобы помочь семье выжить в это сложное время, тем самым еще больше защищая себя от проблем, которые приходили в дом вслед за потерей работы родителями и нуждой.

Рис. 1-2. Профиль действия нормативных и ненормативных факторов на протяжении человеческой жизни.
29
Таблица 1-2

Влияние исторических событий на представителей разных возрастных когорт
Исторические
события
Возраст, жизненный период










Год рождения 1912 1924 1936 1948 1960 1972
1932(Великая депрессия)1 20 лет (начало самостоятельной жизни) 8 лет (обучение в школе)




1944 (Вторая мировая война) 32 (воспитание ребенка / карьера) 20 лет(начало самостоятельной жизни) 8 лет(обучение в школе)



1956 (послевоенный экономический бум) 44 (средний возраст) 32 (воспитание ребенка / карьера) 20 лет (начало самостоятельной жизни) 8 лет(обучение в школе)


1968 (война во Вьетнаме) 56 (предпенсион-ный возраст) 44 (средний возраст) 32 (воспитание ребенка/ карьера) 20 лет(начало самостоятельной жизни) 8 лет (обучение в школе)
1980 68(пенсионный возраст) 56 (предпенсион-ный возраст) 44 (средний возраст) 32 (воспитание ребенка / карьера) 20 лет(начало самостоятельной жизни) 8 лет(обучение в школе)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Литаврина Марина Павловна. Конспект интегрированного занятия по ручному труду 'Китайский Новый Год' «ЮАНДАН»
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Мокрушина Ольга Анатольевна. Игра – драматизация с детьми младшего дошкольного возраста по сюжету сказки В. Сутеева «Дядя Миша»
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Чернова Надежда Сергеевна. Фронтальное занятие с детьми с ТНР 5-6 лет (подгрупповое) «В гости к Осени»
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Нерода Ольга Николаевна. Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Праздник знатоков книг»
  • Развитие; development
  • Нерода Ольга Николаевна. Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам любимых книг»
  • Смирнова Наталья Павловна. ИГРА 'КРАДУ КАВУНЫ' (арбузы)
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Прошина Анна Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в среднем дошкольном возрасте на тему: «В стране дорожных знаков»
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Шайдуллина Алсу Руздановна. Инновационный потенциал игр, направленных на социально-коммуникативное развитие
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 5 класса
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Русалинова Олеся Александровна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Федосеева Елена. Физкультурный досуг «Зимние забавы» (средняя группа)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Исламгулова Венера Назировна. Дидактическая игра «Теремок для зверей»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Педагогический проект «Путешествие в мир детской литературы»
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Сидорова С. Ю., Лазарева М. М. «Использование инновационной сюжетно – игровой технологии в освоении образовательной области «Физическое развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Александра Индыченко. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в работе с книгой
  • Макарова Ирина Александровна. Непосредственная образовательная деятельность для детей средней группы Развлечение «8 Марта».
  • Соколова Анна Петровна. КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА «Путешествие к солнышку»
  • Королева Татьяна Викторовна. КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «МОЙДОДЫР В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»
  • Буторина Алёна Энгельсовна, Королёва Елена Васильевна. Условия реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО»
  • Канева Юлия Васильевна. ПРОЕКТ 'Разработка развивающих игр детей 3-4 лет'
  • Федосова Елена Александровна. Проект «Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной игровой деятельности»
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Мани-Кёрл Р. Когнитивное развитие
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Королевская Вера Николаевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЛЕСНАЯ ДРУЖБА»
  • Мясникова Ольга Андреевна. Статья на тему: “Обобщение опыта взаимодействие с родителями'
  • Корчагина Юлия Леонидовна. Конспект занятия и презентация на тему: «Дикие животные севера»
  • Мамаева Елена Евгеньевна. «Научим Мишутку заботиться о своём здоровье» КОНПЕКТ образовательной деятельности познавательного направления развития в второй младшей группе
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Шишкова Елена Сергеевна. КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
  • Кушнарева Елена Алесандровна. ООД «Осеннее путешествие»
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь