Бакиров Анвар. С чего начинается НЛП.

Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 16022

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Быстрые! Не успела возникнуть подходящая ситуация, как вы уже выдали первый попавшийся рефрейминг. Он может попасть в десятку, а может — вообще промазать. Главное — что он вообще появился! Пусть некая часть сознания пока займется его осмыслением. А пока она «пережевывает» этот первый рефрейминг, взвешивая все «за» и «против», вы придумываете новый. Более точный и эффективный. Или менее — главное, что мозги уже завертелись в нужную сторону.
Возвращаюсь как то после сдачи экзамена домой. Летняя сессия — начало июня. Погода еще не «устаканилась», и с утра еще довольно прохладно, а днем — жара. Соответственно, по дороге туда куртка на плечах, а обратно — на плече.
Проверяю наличие куртки — нет. Оставил в университете. Надо возвращаться. А в руках сумка — тяжелая. А прошел на самом пекле — уже полчаса. Внутренний диалог:
— Ну и что! Без куртки идти легче!
— А в ней — паспорт.
— Не пропадет.
— И проездной.
— Ладно, разворачиваемся.
Иду обратно, фантазирую: «Чего б такого хорошего в данном случае найти? Какую б пользу выцарапать?» А мозги скрипят, тормозятся — работать не хотят. Подплавились, видать на солнышке. Их бы чем нибудь охладить… Идея! «Куплю себе мороженное!»
Дальше — легче: «Больше отдохну перед очередными занятиями. Узнаю, как успехи у сокурсников. Посижу в Интернете пару часиков! Поеду домой в компании с другом! Договорюсь о совместной подготовке к следующему экзамену. Пережду жару в прохладном помещении! Попрактикуюсь в рефрейминге…»
Иду, выдумываю. Оцениваю найденные варианты. Радуюсь удачным попаданиям: и тому, куда попал, и тому, что сумел попасть. Удивляюсь, что раньше не подумал о столь благоприятных возможностях. Работа кипит. Куда там до расстройства! На него и времени то нет. Поди погрусти, когда надо сравнить лучшее с хорошим и полезное с интересным!
Осталось только привить себе соответствующую привычку. Привычку искать в любой жизненной ситуации самое позитивное. Чтобы первой же мыслью была, например, такая: «Что в этом хорошего? Какую пользу я могу из этого извлечь? Где это можно использовать?» Те, кто привыкли думать «по научному», могут подумать: «Ну и какой теперь прикажете рефрейминг делать?»
«Вздохнула Царевна Несмеяна и давай себе рефрейминги делать…» [58]


Ничего нового…

В этой главе не было ничего такого, с чем бы вы не встречались в повседневности. Рефрейминги приходится постоянно делать политикам и прочим спорщикам. А как еще перевернуть ситуацию с ног на голову и найти признаки процветания в экономическом кризисе? Как убедить общественное мнение в необходимости войн?
Очень просто — сменить рамочку. Назвать по другому. Обратить внимание на другой аспект. Вы, например, думали о том, что время Мировых Войн — время небывалого роста технического прогресса? А то, что многие прекрасно работающие на вас бытовые мелочи — разработки военных конструкторских бюро?
— Почему экономика не идет в гору?
— Потому что счастье не за горами.
Как выиграть в любой полемике? Как проявить остроумие и оригинальность позиции? Как неожиданно развернуть всю ситуацию? Сменой рамки. Любой анекдот построен на эффекте неожиданности. На самом непривычном ракурсе. На разрыве стереотипов.
Полезные советы:
«Пятна масляной краски не будут так заметны на вашей одежде, если вы ее больше не наденете». [59]
Говорят, наша жизнь хорошо развивает чувство юмора. Потому что без него — проще повеситься. Детство дает достаточно большую практику в рефреймингах. В школе «отличники» неизменно превращались в «ботаников». Курение становилось четким критерием повзросления. Впрочем, обратные преобразования тоже нередко проходили. Особенно намеки на плохую «дыхалку» юных курильщиков и слабую силу воли.
Учительница проводит опрос в классе:
— Кем у вас работают родители?
— Заведующим универмагом! — говорит Маша, и ей вторит хор восхищенных голосов.
— Охранником в банке! — говорит Петя, и раздаются бурные аплодисменты.
Вовочка плачет:
— А мой папа — доктор наук.
— Ну, ничего ничего, все работы хороши, — успокаивает малыша учительница.
А вам нравится реклама? Мне, с некоторых пор, да. И не потому, что «реклама — двигатель прогресса». И не только потому, что она дает своевременную информацию о всех новинках сферы услуг. И даже не за просветительскую деятельность. Мне она нравится за обилие рефреймингов и других красивых методов воздействия. Мне доставляет удовольствие анализировать кухню того или иного рекламного ролика.
Помните классическое: «Реклама должна говорить правду, только правду, ничего кроме правды. И никогда — всю правду»? Это о рефрейминге смысла. Искусстве ставить нужные рамки восприятия. Всегда приятнее воспринимать рекламу бритвы на фоне нежного женского прикосновения, нежели на фоне боли от порезов и жгучего одеколона…
В общем, рефрейминг — это способ найти «свежее решение», даже когда рядом нет широко разрекламированной мятной таблетки…


Памятка на память .

• Мы создаем свой собственный реальный мир . В каждый момент времени, с каждым полученным сообщением. Каждой выданной нами реакцией . Только от нас зависит, каким смыслом наполнить полученное сообщение. События настолько многогранны, что из каждого можно извлечь свою выгоду.
• Отношение к чему либо определяется рамкой, в которую его поместить. Смена рамки вызывает смену отношения к происходящему. Провоцирует появление новых точек зрения и новых оценок. Такое «переобрамление» в НЛП называется рефреймингом .
• Рефрейминг можно делать буквально : выделяя и помещая в различные рамки необходимую информацию. Этот эффект часто используется в рекламе. Да и везде, где требуется заранее задать отношение к подаваемой информации или просто привлечь внимание.
• Можно сфокусировать внимание на другой аспект ситуации, и это будет называться рефреймингом смысла . Как говорил домовенок Кузя из детского мультика: «Я не жадный — я домовитый!» Или бессмертное: «Стакан наполовину выпит или наполовину недопит?»
• Когда мы рассматриваем нечто на фоне других обстоятельств, это называется рефреймингом контекста . Он позволяет найти случаи, когда заявленный недостаток мог бы оказаться преимуществом.
• Рефрейминг реализует принцип словесной подстройки и ведения . При этом, рефрейминг контекста — это прямое присоединение, а смысла — перекрестная подстройка.
• Рефрейминг контекста уместен при сверхобобщениях, когда проблема заявляется в виде: «Я слишком…» или «Я недостаточно…» Рефрейминг содержания полезен при оценках: «Это означает, что…» Соответственно, для работы с контекстом изменяются обстоятельства: «Зато…» , а для работы со смыслом — ищется новое значение.
• Основная задача рефрейминга — выйти за рамки обычного восприятия проблемы. Показать другую сторону того же события. Когда то, более привлекательную, когда то — более шокирующую. Кому что полезнее. Рефрейминг может помочь изменить отношение на более благоприятное, когда нужно просто успокоиться. А может — подстегнуть к решительным действиям.



Наука дозированного переживания .

Ассоциация — погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств.
Диссоциация — выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой, рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны. При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие.
Словарь НЛП



Пьяный падает с третьего этажа. К нему подходит милиционер и спрашивает:
— Что произошло?
— Откуда я знаю? — отвечает тот, отряхиваясь. — Я сам только что сюда попал.
Мы прекрасно умеем регулировать степень своей включенности в переживание. Бывает, мы с головой погружаемся в него, а порой — отстраняемся, словно это происходит не с нами. Мы можем буквально ассоциироваться со своими чувствами, а можем — диссоциироваться, отсоединиться от них. Иногда события буквально захватывают нас и мы несемся в бурном потоке жизни. В других случаях, мы остаемся безучастными наблюдателями на ее берегу.
Представьте, что вы видите себя со стороны стоящим под душем. Вы отсюда видите, как он там находится под прозрачными струями воды. Вы можете даже слышать звуки, которые доносятся из душа. Тот человек стоит и моется. Неожиданно на него полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили…
Теперь немного по другому. Вы стоите под горячим душем. Упругие струи воды приятно массажируют ваше тело и мягко стекают по нему вниз. Вы слышите шум бегущей воды и, может быть, собственное довольное мурлыканье… Неожиданно на вас полился поток холодной воды, т.к. горячую воду отключили.
Ощущения разные?
Возможно, вы уже и сами догадались, за счет чего появляется такая мощная разница. В первом случае вы были диссоциированы от своего тела. Вы буквально смотрели на него со стороны . Поэтому вы оказались оторваны от его переживаний и легко пережили даже очень резкое изменение ситуации. Максимум, что вы могли испытать — это ощущения по поводу происшедшего.
Сумасшедший пишет письмо себе.
— И что же ты там себе пишешь?
— Откуда я знаю! Я же его еще не получил!
Во втором случае вы ассоциировались с самим собой. Вы были в собственном теле, смотрели своими глазами , слушали своими ушами, чувствовали то, что происходит вокруг. И оказались связанными с собственными переживаниями. Не исключено, что вы пережили при этом легкий бодрящий стресс, не прерывая чтения.
Соответственно, вы получили представление об ассоциированных и диссоциированных состояниях. Набравшись некоторого опыта, можно достаточно легко обнаружить, ассоциирован или нет человек в свои переживания.
Так, для ассоциации характерны более интенсивное дыхание, покраснение кожи и легкий наклон корпуса вперед. Особенно показательно наличие микромоторики — мельчайших (и очень даже явных) движений телом, как в переживаемой ситуации. Это могут быть подрагивания пальцев, движения губ, смещения корпуса в ту или иную сторону. Иногда рассказчик может буквально «рисовать» обстановку вокруг себя.
Диссоциированный человек, как правило, легко читается по отклоненному назад корпусу. Он буквально отстраняется от ситуации в позицию наблюдателя. Его дыхание более поверхностное, кожа — намного бледнее. Он тоже может «рисовать» вам что то, но он это делает, как на экране.
Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой. Все спят. Он показывает квартиру:
— Это моя гостиная, это — спальня, это — наша кровать. Вот спит моя жена, а это рядом с ней — я…
Особенно бросается в глаза момент перехода между этими состояниями. Вот он сидел, включенный в переживания, а в следующий момент — подается назад и буквально за минуту меняет цвет лица до более бледного. Лицо становится гораздо менее подвижным, словно кто то переключил невидимый тумблер.
Перемены действительно разительны, поскольку переход между ассоциацией и диссоциацией дискретный — разрывный по своей природе. Можно или смотреть на мир своими глазами, или видеть себя со стороны. Промежуточного состояния конструктор мира не предусмотрел.
Зато можно регулировать степень диссоциации от переживаний. Главный способ — это изменение расстояния до собственного тела. Помните привычное: "Мне это совсем не близко", "Это далеко не так важно!", "Я бы хотел отодвинуться от своих проблем". Все эти фразы выражают буквальные процессы, происходящие в наших переживаниях. Мы действительно отодвигаем картинку с воспоминаниями на большее расстояние. И мы буквально можем войти в них, ассоциировавшись с собственным телом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Слоненок»
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Что будет, если вам повезет?
  • Притча «Истина не в словах»
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • Валентина Марченко. Кому легко живется или рецепт бедных, как стать богатым
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Слова и их магическое воздействие
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Одна минута»
  • Как избавится от невезения за один сеанс
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Притча «Принять все как от Бога»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Притча «О вопросах»
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Полюби себя. Настроение и самооценка девушек и женщин.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Приворот белой магии
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Притча «Энджела и ее друзья-наставники»
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Романова Елена Васильевна. Советы в помощь родителям «Здравствуй зимушка – зима!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь