Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 19740

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава VII. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ
Во введении мы писали о том, что Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 1999 год Международным годом пожилых людей и разработала ряд принципов, которые в случае их осуществления должны помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Рассмотрим их более подробно.
Принцип "независимость" подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.
Принцип "участие" отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать общественные движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Принцип "уход" затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
Принцип "реализация внутреннего потенциала" призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Принцип "достоинство" затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое об-
83

ращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада в развитие общества.
Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.
Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека /1948 год/ о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, о праве каждого на материальное обеспечение по случаю наступления старости.
Социальная помощь в России. Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми России, где доля граждан старших поколений в составе населения составляет 20,5% /в городах - 19,4%, сельской местности - 23,3%. На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 человек не трудоспособного возраста. Такой высокий процент пожилых в общей численности населения /примерно на уровне -20%/ сохранится еще долгие годы, по расчетам до 2006. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный. Причем, среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.
Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа "Старшее поколение", в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей.
Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года, Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года, Постановления Правительства РФ "О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, государственными и муниципальными учреждени-
84

ями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 года.
В соответствие с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров:
- социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания;
- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
- срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. (Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан", ст. 16.)
Порядок оплаты всех видов обслуживания регламентируется федеральным законом.
Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Социальные работники, занятые оказанием помощи на дому, прежде всего, насколько возможно, скрашивают жизнь самим обездоленным, в сложившихся условиях лишенных самого необходимого -человеческого общения. Служба помощи, ее работники только тем, что они систематически навещают одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере, избавляют их от вынужденного одиночества.
Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положения о центре социального обслуживания, к таким услугам относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; доставка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, поможет
85

написать письмо родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат). Некоторые территориальные центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг.
Как видно из перечня социальные работники оказывают преимущественно услуги по удовлетворению первичных, жизненных потребностей витального, физиологического характера. В центре внимания оказывается внешняя социальная ситуация, тогда как психологические переживания личности, проблемы общения, контактов, страхов, отчуждения, экзистенцианости остаются вне поля действий социального работника, что объясняется, прежде всего, некомпетентностью сегодняшних социономов в оказании психосоциальной помощи. Для такой помощи необходима индивидуализация отношений "соционом-клиент". "Осуществляя дифференцированный подход как ключевой подход к обеспечению социальной защищенности пожилых людей, можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство национальных традиций культуры, обычаев, создать в социуме в отношении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом" ("Теория социальной работы" /под ред. Е.И.Холосто-вой).
После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди людей, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни. Центры социального обслуживания не ждут, когда к ним обратится за помощью пенсионер, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их поддержке.
Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические палаты. В таких палатах пенсионеры проводят по несколько месяцев, подлечившись - возвращаются домой.
Во многих центрах социального обслуживания созданы с-тационарные отделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от
86



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьи
  • Алашеева Татьяна Геннадьевна. Мини-проект «Я и моя семья» для второй младшей группы
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Лактина Елена Валерьевна. Проект «Моя семья»
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии»
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Хаванова Наталья Анатольевна Бурцева Екатерина Александровна Синюк Ольга Анатольевна. Проект «Здоровая семья — здоровый Я»
  • Кострыкина Анастасия Юрьевна. Проект «Здоровый ребенок – счастливая семья»
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Facebook-зависимость приравнена к наркомании
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Наталья Шаталова. Консультация для воспитателей 'Через движение к здоровью!'
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Потехина Наталья Николаевна. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
  • Мораль; Morality; Moral



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь