Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24567

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В связи с этим следует отметить некоторые особенности фактологи-ческих вопросов, касающихся далекого прошлого и будущего действия.
Фактологические вопросы, как уже отмечалось, фиксируют свер-шившееся, независимые от оценки респондента факты. Но тут есть опас-ность, если это касается далекого прошлого, что факт (наличия, действия) может восприниматься через качественную оценку ситуации. Например, мы спрашиваем, сколько квадратных метров жилплощади имел респондент 15 лет назад. Большинство из опрошенных помнит это в лучшем случае при-близительно. Метраж жилища в данных случаях нередко фиксируется через качественные определения: большая или маленькая комната, т.е. такая, ка-кой она осталась в восприятии респондента. Соответственно меняется и представление о метраже комнаты. Исследуя однажды жилищные условия респондентов, которые они имели 15 лет назад, мы неожиданно выяснили, что в зависимости от увеличения или сохранения численности проживаю-щих в квартире ее общий метраж в восприятии жильцов уменьшается или увеличивается. Это можно объяснить тем, что перенаселенная квартира вос-принимается как маленькая, а малонаселенная - как большая.
И хотя в приведенном примере ответ респондентов выражался в не-которых количественных единицах, на самом деле здесь снималась инфор-мация об оценке респондентами своих жилищных условий. Как видим, при этом произошла подмена понятий, в результате чего полученная информа-ция не отразила той реальности, которая исследовалась социологом.
Анализировать события прошлых лет труднее, потому что осознанно или нет респондент рассматривает их в контексте сегодняшнего дня, совре-менной ситуации и соответственно трансформирует свой поступок, свою оценку, искренне веря, что так оно и было на самом деле. Не случайно про-шлое часто кажется лучше настоящего.
Другую природу имеют фактологические вопросы, касающиеся бу-дущего действия. Когда социолог спрашивает, как бы поступил респондент, если бы он встретился на улице с хулиганом, то он фактически снимает ин-формацию не о факте поведения, а установку на действие. Если респондент отвечает, что обязательно дал бы отпор (на самом деле частенько бывает наоборот), то ответ его отражает не реальное поведение, а только его мнение по этому действию, что далеко не одно и то же.
Основным недостатком фактологических вопросов является то, что они не изучают действие в развитии, они лишь фиксируют факт, давая мо-ментный срез. Однако для понимания причин того или иного явления этой информации часто оказывается недостаточно. Вот почему для изучения глу-бинных истоков того или иного явления, верной оценки тех или иных социально-экономических, духовных процессов социологи используют так называемые мотивационные вопросы.
Они имеют несколько форм и соответственно различное назначение: снимают интенсивность протекания процесса, выясняют мотивы поведения, дают оценку деятельности (через мнение респондентов), выясняют личностные установки, ценностные ориентации, показывают направленность протекания процесса и т.д.
Интенсивность процесса снимается вопросами такого вида: как часто, редко, больше, меньше? Скажем: "Как часто Вы смотрите телевизор?" (варианты ответа: очень часто, часто, редко, очень редко, не смотрю телеви-зор). Вопросы, изучающие интенсивность протекания процесса, использу-ются социологами довольно охотно, но они трудны для анализа, поскольку их интерпретация не одинакова у разных людей.
"Что значит долго добираться до дома в условиях большого и малого города?". В обоих случаях респонденты могут ответить, что они тратят мно-го времени, но для такого города, как Москва, это будет значить примерно полтора часа, а для такого, как, скажем, Владимир, - всего пятнадцать ми-нут.
"Что значит часто смотреть телевизор?". Для человека с высшим об-разованием это в среднем один-два часа в день, для людей с начальным об-разованием это может быть и пять, и шесть часов. Поэтому анализируя отве-ты типа "часто", "редко", "больше", "меньше" и т.д., необходимо прежде все-го четко знать, как респонденты понимают эти слова, поскольку их понима-ние может весьма отличаться от установки исследователя.
Мотивационные вопросы являются весьма привлекательными для со-циологов. Они часто используются при изучении общественного мнения, например, во время выборов.
Мотивационные вопросы дают представление об установках респон-дента, о том, как он понимает и воспринимает те или иные события, и т.д. Не вдаваясь в детальный анализ сущности мотивационного поведения и ценности его изучения для социологического исследования, отметим только, что они интересны прежде всего как некая идеальная модель поведения человека. Но идеальное представление и реальное поведение - далеко не одно и то же.
Идеальное представление, сформированное на основе прошлого опы-та, в конкретном поведении опосредуется реальной ситуацией, условиями жизни. Спрашиваем у женщин, сколько детей они хотели бы иметь. Чаще всего они отвечают: два-три ребенка. На самом деле большинство имеют одного ребенка, во всяком случае в Москве.
В анкетах так же часто просят респондента оценить престижность той или иной работы, некоторые события, действия, определить свое отно-шение к тому или иному явлению и т.д. Характерные вопросы: "Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете работу Вашего депутата?", "Удовлетворены ли Вы своей работой?" и т.д.
Эти вопросы при общем подходе направлены на выяснение мнения респондента. Как известно, социологи в основном изучают общественное мнение. Не случайно большинство вопросов анкет начинаются со слов: "Как, по Вашему мнению...?", "Как Вы считаете...?", "Какие возможности, по Вашему мнению, имеются...?" и т.д. В практике использования мотивационных вопросов необходимо указать критерии оценки или уметь договориться о понятиях. Не определив, что респондент и исследователь имеют в виду, как понимают то или иное явление, социолог рискует неадекватно оценить ответы респондента.
Изучая уровень культурного развития каких-либо групп, можно в принципе ограничиться прямым вопросом: "Как Вы оцениваете свой уро-вень культурного развития?", предложив респондентам какую-либо шкалу. Что дает исследователю получаемая информация, посредством такого пря-мого вопроса, путем самооценивания? Только то, что респонденты сами се-бя оценили таким-то образом. Но насколько данная информация, соответ-ствует некоторым общим критериям уровня культурного развития для дан-ной группы? Единственно, что можно сказать, что данные по уровню куль-турного развития, полученные путем самооценки, являются отражением не-которых собственных критериев опрашиваемых.
Подобна информация мало чего стоит, если не выбраны точки отсче-та, критерии оценки. Такие критерии устанавливаются и определяются уже другими вопросами. Исследователь задает этот критерий, формулируя се-рию вопросов, например, о наличии предметов культурного потребления в семье, о посещении культурных заведений и пр. Ранжируя по некоторой значимости ответы респондентов, социолог определяет уровень культурного развития изучаемых групп людей. Исследователь может соотнести свой критерий, уровень культурного развития с уровнем развития как его определили сами респонденты и тем самым выявить отклонения, насколько он завышен или занижен, насколько объективна их самооценка и т.д., что позволит определить структуру и направление культурного потребления различных групп опрашиваемых.
Чтобы исследователь и респондент говорили на одном языке, пони-мали друг друга, в анкете необходимо формулировать контрольные вопросы. Скажем, после вопроса "Скажите, пожалуйста, большая ли у Вас дома библиотека?" (ответ: "Большая") задается следующий вопрос: "А Вы не назовете примерное количество книг в Вашей библиотеке?" (ответ: "Примерно 100 книг"). Контрольным вопросом мы определяем, что понимает респондент под "большой библиотекой". Анализируя его представление "большая библиотека" и соотнося его с общепринятым пониманием или с пониманием исследователя, можно определить некоторые качества респондента, например, не желает ли он представить себя в более выгодном свете.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Притча «Три вопроса»
  • Притча «Не значит...»
  • Притча «Разоблачение»
  • Главный Редактор. Что такое Новый год? песня
  • Сорокина Наталия Ивановна. Что такое Новый год?
  • Притча «Каков же ответ?»
  • Из книги Дж. Рейнуотера. Это в ваших силах.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Музейный смотритель»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Притча «Один ответ на разные вопросы»
  • Притча «Два вопроса»
  • Вопросник по драйверам
  • Притча «Корысть»
  • Бунакова Анна Юрьевна. Выступление на родительском собрании второй группы раннего возраста «Карасик» «Кризис 3 лет»
  • Притча «Три важных вопроса»
  • Притча «Ответ на вопрос»
  • Назарова Ирина Николаевна. Анкета «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?»
  • Притча «Что такое грусть»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Как формируется первое впечатление о человеке
  • Притча «Голые мудрецы»
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Притча «Лучший клиент»
  • Притча «Восточная притча»
  • Притча «Милосердие»
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Рыжих Оксана Георгиевна. Консультация для родителей на тему «Гиперактивные дети»
  • Притча «Три вопроса»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Шохин В.К. САНКХЬЯ-ЙОГА И ТРАДИЦИЯ ГНОСТИЦИЗМА
  • Притча «Вечный вопрос»
  • Главный Редактор. Вот что значит настоящий, верный друг
  • Fr. Von Hohenheim. «Liber B vel Magi». Вопросы и ответы
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Притча «Что такое деньги?»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Сергей Ключников. Как избавиться от застенчивости: двенадцать шагов
  • Притча «Почему уходит любовь»
  • Притча «Вопросы и ответы»
  • Притча «Философия»
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь