Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 47943

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Четвёртая стадия: «Начало»

Эта стадия ассоциируется с началом мира и человека в мире или во вселенной чрева, с оплодотворённым яйцом или развившимся плодом, всё ещё являющимся частью Великой Матери, представляющими собой самостоятельные сущности, заключённые в материнский «контейнер»… Эту стадию также можно связать с оральной стадией психосексуального развития, с нарциссической установкой.
Используемые для создания мандалы этой стадии цвета позволяют понять особенности её содержания. Розовый центр, окружённый голубым цветом, указывает на инфантильный характер переживаний. Фиолетовый центр свидетельствует о нарциссических тенденциях. Красный центр на синем фоне будет указывать на пассивно-агрессивный стиль реагирования. То же справедливо для мандалы с синим центром на красном фоне. Поскольку возможно множество вариантов сочетания цветов, следует соотнести психологической содержание цвета с содержанием формы.
- 45 -

Рис. 5. Карты I и J (к четвертой стадии: «Начало»)


- 46 -

Круг с точкой посередине использовался в качестве обозначения Бога или того единого источника, из которого всё произошло. В то же время это символ для обозначения плода во чреве матери, где центр – это плод.
Внешние границы круга могут символизировать при этом «вселенную» материнского организма. Положительный характер переживаний на этой стадии передаётся через цвет: розовый, голубой или сиреневый цвета выражают ностальгию по утраченному. Изображённые с использованием этих цветов мандалы могут указывать на потребность в регрессе, с тем чтобы пережить состояние счастливого забытья. Об этом состоянии нам, в частности, напоминают изображения мадонны с младенцем.
Нарциссизм как характеристика этой стадии указывает на потребность в утверждении собственной уникальности, однако при этом человек остаётся пассивным и проявляет зависимость от окружающих. Как уже было отмечено, эта стадия может соотноситься с оральной фазой психосексуального развития. При этом форма мандалы может символизировать материнскую грудь.
Данная стадия может также передавать опыт зачатия и рождения. Мандалы этой стадии иногда символизируют Эго, расположенное в центре психики. Характер изображения центра может многое сказать о самооценке: размер центра говорит об экспансивности или, наоборот, сдержанности и стеснительности. Ощущение безопасности или её отсутствия будет проявляться в тех линиях и формах, которые поддерживают центральный элемент. Как и на предыдущей стадии, здесь будут преобладать извилистые линии.
Немало мандал этой стадии можно найти среди изображений готической розы и буддистских изображений. При этом часто передаётся глубина пространства. Центр как источник внутренней энергии стимулирует развитие и, в конце концов, достижение стадии «оквадрачивания круга». На более зрелых стадиях развития квадрат, заключённый в круг, выступает в качестве канала для прохождения психической энергии.
Если внутриутробное развитие протекало благоприятно, центр может изображаться в виде окружённого водой острова или корабля. Воспоминания об этом периоде развития часто служат своеобразным убежищем для тех, кто переживает стресс на более поздних стадиях развития. Алкоголики склонны регрессировать именно к этой стадии, к
- 47 -
отказу от всякой активности. В крайних случаях мандалы этой стадии могут также указывать на проявление магического сознания с восприятием себя в качестве центра вселенной.
Вербальные ассоциации с «Началом»: круг внутри круга, мать и дитя, мадонна с младенцем, оплодотворение, плод во чреве, новая жизнь.

Пятая стадия: «Мишень»

Данная стадия ассоциируется с обсессивно-компульсивными проявлениями, навязчивым движением по кругу. Она отражает опыт завершения блаженного пребывания плода во чреве матери и начала родов. В этом случае можно предполагать у пациента дефензивность или даже паранойяльные проявления, а также стремление сохранить за собой свою территорию. Трудно исключить проявления ритуального поведения и магического мышления. Связанное с этой стадией поведение изменить бывает трудно, однако, когда изменения все же происходят, они хорошо проявляются в создаваемых в последующем мандалах. Иногда мандалы этой стадии имеют не плоскостной, а объемный характер.
Компульсивные проявления на этой стадии связаны со стереотипным поведением; магическое же мышление предполагает проекцию психологического материала на внешний мир. Иногда, когда имеются паранойяльные проявления, внешний мир может восприниматься как угрожающий, несущий боль и напряжение. Нередко мандалы этой стадии ассоциируются с воронкой, что связано со стремлением индивида сохранить контроль над ситуацией.
Ощущение беспомощности и уязвимости может вести к проявлениям магического мышления и совершению ритуальных действий, способных оградить индивида от враждебных сил. При заболевании анорексией данное состояние подобно крепости, в которой сам человек становится узником. Когда окружающая среда воспринимается как враждебная, внешние границы мандалы становятся очень толстыми и изображаются темными оттенками. На этой стадии нередки также проявления зависимого поведения.
- 48 -

Рис.6. Карты К и L (к пятой стадии: «Мишень»)


- 49 -

«Концентрические круги или различные их варианты ассоциируются... с чревом, пупком... вичиной. Заключительная стадия инициации называется инхура (отверстие), поскольку отверстие является цен, тральным символом во всем ритуале» (Roheim, 1973; р. 125).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Чем полезны мандалы
  • Юлия Талипова. «Использование мандал в коррекционно-развивающей работе с детьми в детском саду»
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Мандала; Mandala
  • Махмутова Лилия Айдаровна. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ: плюсы и минусы»
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Долматова Ольга Алексеевна. Использование нетрадиционной техники рисования во второй группе раннего возраста.
  • Безмага Александра Александровна. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Нетрадиционные техники рисования»
  • Копытин А.И. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций
  • Землянская Галина Александровна. Занятие по рисованию с использованием техники граттаж
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Арт-терапия или нестандартные техники рисования.
  • Ешина Наталья Юрьевна. Презентация - 'Нетрадиционные техники рисования'
  • Боджсон Б. Основы техники рисования цветным карандашом
  • Корчагина Юлия Леонидовна. «Развитие мелкой моторики рук дошкольников, посредством использования нетрадиционной техники рисования».
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Свиридова Карина Асмановна. Мастер-класс по технике «Эбру» для воспитателей
  • Матыскина Ирина Валерьевна. Мастер-класс «Техника рисования по воде»
  • Логан Ф. Учебник рисования карандашом и пером
  • Карасева Елена Олеговна. Рисуем вместе с детьми
  • Артюх Юлия Александровна. Конспект НОД «Забавный снеговик» с применением нетрадиционной техники рисования и аппликации.
  • Бабошкина Юлия Сергеевна, Матвеева Александра Владимировна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Маккаллоф К. Использование ребенком переходных объектов в процессе арт-терапии в ситуации развода родителей
  • Алексеева Людмила. Мастер-класс для педагогов ДОУ 'Нетрадиционные техники рисования'
  • Немыкина Наталья Сергеевна. Мастер-класс во второй младшей группе «Вишенка» на тему «Нетрадиционные техники рисования»
  • Салимова Луиза Назимовна. Нетрадиционные техники рисования — замечательный способ создания маленьких шедевров.
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Попова Валентина Викторовна. Мастер — класс (для родителей) «Нетрадиционные техники рисования»
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Зарубина Наталья Владимировна Истомина Татьяна Владимировна. Создание семейной мандалы, как арт-терапевтическая работа с семьёй воспитанников дошкольного учреждения.
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Цыкунова Елена Викторовна. Организованная образовательная деятельность по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования витражная роспись «Морозные узоры».
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Буравцова Ольга Степановна. Конспект НОД во второй младшей группе «Мишка-Топтышка»» (нетрадиционные техники рисования)
  • Мак-Вильямс Н. Клиническое применение результатов оценки идентификаций
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Бруева Олеся Владимировна. Кружок «Юные волшебники» нетрадиционные техники рисования
  • Рождественская Галина Владимировна. Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет «Арт — терапия, инновационная техника рисования линиями»
  • Квачакидзе С.А. Морозова Н.П.. Проект «Арт-уголок»
  • Копытин А. И. - Тренинг по фототерапии
  • Костарева Ирина Игоревна. Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Гостюхина Наталья Викторовна. Конспект интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования в средней группе. Тема: «Зима. Зимний лес»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь