Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 48074

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке










Окраска такой мандалы дисгармонична, и из-за отсутствия центра она не производит впечатления целостного изображения. Если считать, что каждый сегмент или цвет в рисунке отражает те или иные психологические качества и аспекты индивидуальной динамики, тогда подобное изображение говорит о неком разрушительном внутрипсихическом процессе либо проявлении саморазрушительных тенденций.
Подобные мандалы также могут свидетельствовать об ощущении утраты физической целостности, при котором разные части тела воспринимаются как несвязанные друг с другом. Отсутствие центра иногда говорит о разрушении Эго. Дисгармоничные цвета вызывают ассоциации с костюмом клоуна или шута. Что характерно, во многих культурах шут или «дурак» — это тот, кто может позволить себе делать и говорить то, чего не могут другие.
Иногда после создания мандалы этой стадии имеет место возвращение на пятую стадию с характерной для нее дефензивностью. Это вполне объяснимо, если учесть высокую вероятность разрушительных процессов и утраты ощущения психической целостности и границ "я" на стадии «фрагментации».
«Положительным символом женственности и чрева является рот; поэтому губы могут ассоциироваться с женскими гениталиями. Основанием для такой символической связи фемининности со ртом как расположенным в верхней части тела чревом является, по-видимому, то, что рот является местом «рождения» дыхания и слова... Аналогичным образом разрушительные проявления женского начала, чрево как место погребения наиболее часто имеет в качестве своего архетипического выражения оскаленную пасть или рот с зубами. Это, в частности, характерно для африканских статуэток, где «оскаленное чрево» заменено устрашающей маской, а также для ацтекских изображений богини смерти, украшенных множеством ножей и острых зубов. Мотив vagina dentata наиболее характерен для мифов североамериканских индейцев. В мифах некоторых индейских племен присутствует образ плотоядной, обитающей во влагалище Ужасной Матери рыбы» (Neumann, 1972, р. 167-168).
«Таким образом, когда богиня разгневана, она может закрыть чрева всех живых существ, и тогда жизнь замирает. Она — богиня-мать, хозяйка восточных врат — врат рождения; выступая же в качестве ужасной матери, она является хозяйкой западных врат, ведущих в подземный мир врат смерти» (Neumann, 1972, р. 170).
- 62 -
Вербальные ассоциации с «Фрагментацией»: распятие, расчленение, утрата чувства «я», психоз, растерянность, амбивалентность, тибетский «Чод»-ритуал, дезинтеграция, гниение.

Двенадцатая стадия: «Трансцендентный экстаз»

Данная стадия связана с экстатическими переживаниями, следующими за опытом «фрагментации». В отличие от предыдущей стадии, здесь присутствует ощущение энергетического центра. Мандалы этой стадии могут представлять собой изображение фонтана; иногда изображаемые потоки воды или энергии вырываются за пределы круга через его верхнюю часть. Нередко изображается фонтан белого света. Вслед за опытом «фрагментации» на этой стадии наступает объединение разных элементов «я». Нередко изображаются переливы цветов, указывающие на переживание «пикового опыта». В некоторых случаях, когда такие мандалы изображаются многократно, это указывает на наличие маниакального состояния. Иногда они связаны с переживанием психологической трансформации. Пользуясь аналогией с алхимическим процессом, можно связать данную стадию с нахождением квинтэссенции (начал бытия). Нередки экстатические переживания, ощущение блаженства, напоминающее оргазм. Индивид находится в активном, а не рецептивном состоянии и воспринимает себя в качестве «генератора» энергии.
В некоторых случаях вслед за этой стадии переживаются первая и вторая стадии, что указывает на переживание опыта «нового рождения».
Вербальные ассоциации с «Трансцендентным экстазом»: белый свет, мерцание, переливы, фонтан, пронзание копьем, нирвана, идущая из центра пульсация, мужской оргазм, интернализация божественной энергии, бездеятельное деяние, пиковый опыт, любовь ко всему, ощущение собственного могущества, естественная красота, самоактуализация, воскресение, завершение.
- 63 -










Рис. 13. Карты Y и Z (к двенадцатой стадии: «Трасцендентный экстаз»)

- 64 -




Рис. 14. Иллюстрации индивидуальных стадий

- 65 -



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Четыре стадии развития компании.
  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 'Разговор с руками'
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Патриархальная стадия развития индивида
  • Бэйдер Э. Начальная стадия терапии пар: четко описывайте клиентам ваши ожидания
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Володина Елена Геннадьевна. Физкультурные досуги в детском саду.
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Юлия Талипова. «Использование мандал в коррекционно-развивающей работе с детьми в детском саду»
  • Анальная стадия; анальная фаза; Anal stage; Anal Phase
  • Чем полезны мандалы
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Активное воображение; Active imagination; aktive Imagination
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями
  • Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
  • Маккаллоф К. Использование ребенком переходных объектов в процессе арт-терапии в ситуации развода родителей
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Копытин А. И. - Тренинг по фототерапии
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
  • Катарсис; Cathersis; Katharsis
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Александрова Александра Сергеевна. Использование методов арт – терапии при зарождении замысла мультипликационного проекта
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Жукова Наталья Григорьевна Товпеко Елена Ивановна. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Савченко Любовь Александровна. Отчет руководителя РМО 'Образовательные проекты в ДОУ'
  • Степанова Л.А., Лебедева Е. И.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Стадия оральная; oral stage
  • Амбивалентный, доамбивалентный, постамбивалентный
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Близость против изоляции; intimacy v. isolation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь