Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37979

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

или его пол не соответствует ожиданиям родителей. Тогда он благодаря детской непосредственности и интуиции чувствует всю неестественность наигранных отношений в семье и начинает неосознанно играть роль «сшютителя», или гаранта семьи. Ситуация еще более усугубляется при похожести ребенка на родителя, с которым конфликтует другой родитель. Тогда ребенок часто становится изгоем или «козлом отпущения» при проявлении «непохожим» родителем отрицательных чувств к нему. При этом между родителями не наблюдается явных конфликтных отношений, но они в полной мере компенсируются досадой на ребенка, причем со стороны непохожего на него родителя. В подобной ситуации могут оказаться мальчики, девочки, но наиболее часты эмоционально неприязненные чувства матери к отцу при похожести на него сына.
Почему же возникает нежелание играть или, точнее, сопротивление детей игре для улучшения своего состояния? Во-первых, отрицательный пример подают сами родители, неспособные прийти к согласию и играть вместе с ребенком. Во-вторых, возвращение ребенка к нормальному состоянию означает отмену его «льгот и привилегий», т. е., вылечившись, ему придется более ответственно относиться к своим действиям и поступкам и отказаться от использования одного из членов семьи для отреагирования своих отрицательных чувств. В-третьих, у родителей детей с истерическим неврозом и отчасти у самих детей отмечается выраженный эгоцентризм — фиксация на своем «я», амбициозность, нежелание делиться с другими. В той или иной степени эгоцентризм всегда противостоит эмпатии — способности принять и понять чувства и переживания взаимодействующих лиц, оказаться на их стороне, не обязательно согласившись, а именно эмоционально настроившись. Итак, эгоцентризм, усиленный жалостью к себе и нежеланием признать реальность и эмоционально делиться с другими,
58
представляет серьезное препятствие для игровой психотерапии детей. Сказанное еще раз подтверждает необходимость проведения предварительной беседы — разъяс-нения сложившейся ситуации, желательно до начала игровой психотерапии.
Приведем еще несколько причин низкой эффективности игровой психотерапии, выявленных на основании многолетнего опыта взаимодействия с семьями детей, больных неврозами:
1) ребенок «слишком мал» (первые годы жизни) или «слишком большой», чтобы участвовать в играх, рассчитанных в оптимальном варианте на возраст 4—12 лет;
2) родители с неблагоприятными, нередко психопатическими, чертами характера, не осознающие своих отклонений и не желающие их устранения как у себя, так и у детей вследствие завышенного, порой неадекватного чувства самодостаточности;
3) противодействие со стороны родителя, доминирующего в семье и не желающего потерять свою власть над эмоционально зависимым от него ребенком;
4) конфликтные отношения между родителями, когда в них вовлекается ребенок, играющий роль «разменной монеты» для выражения взрослыми своих неприязненных чувств;
5) негибкость родителей, самоуверенность, апломб, способствующие отрицанию любых, даже научно обоснованных психологических способов воздействия;
6) подозрительность и недоверчивость, предубежденность, склонность к идеям о неисправимом характере ребенка, невозможности оказания психологической помощи, наличии кармы, влиянии звезд и просто плохих людей;
7) недостаточная контактность самих родителей, необщительность, замкнутость, молчаливость, малая подвижность, инертность и леность.
59
Существует и такая закономерность: чем меньше родители сами играли в детстве, тем менее они способны участвовать в играх в настоящем. Игра как раз и может помочь ребенку справиться со своим неврозом, но только не с теми родителями, которые не хотят принимать участие в игровых занятиях и относятся к ним негативно. Это зависит от технократических тенденций развития личности родителей и их одностороннего левополушарного мышления, при котором они больше интересуются компьютером и машиной, чем духовными проблемами детей.
Любовь к детям, чадолюбие, искреннее желание исправить свои ошибки — достаточно надежные индикаторы эффективной помощи детям в игре. Установка на помощь детям, терпение, вера и благожелательное отношение родителей к психотерапии и специалисту могут помочь преодолеть препятствия для ее проведения, пусть и на уровне только первичного приема, если родители способны выполнить все рекомендации и принимать участие в игровых занятиях с детьми.
Немного статистики. Даже при наличии показаний для игровой психотерапии только 75% семей решаются на это и не столько из-за недостатка времени (занятия проводятся раз в неделю, по субботам или воскресеньям) или финансовых трудностей (стоимость часа приема не превышает стоимости занятий у репетитора, проводимых в десятки раз чаще и гораздо более продолжительных), сколько из-за пассивности самих родителей. Из начавших посещать игровые занятия не доходят до их логического завершения по крайней мере 50% семей. Как правило, это родители, не способные или не желающие работать над собой и играть с детьми дома. Зато они, как уже отмечалось, с готовностью «травят» детей огромным количеством химпрепаратов или надеются на очередное чудо у экстрасенсов, колдунов и знахарей. В результате реально закончить и без того непродолжительный курс игровой психотерапии может только каждая
60
четвертая семья, обратившаяся к нам за помощью. По существу, весь процесс психотерапии — это естественный эксперимент. Большинство родителей проявляют в отношении психотерапии как раз те качества своего характера, которые и привели к невротическому заболеванию детей. Поэтому в таких случаях приходится только с сожалением констатировать невозможность оказания психологической помощи детям.
По нашим данным, излечение невротического расстройства без помощи специалистов иногда происходит благодаря возросшему самосознанию детей и зрелости и адекватности родителей, но в лучшем случае это происходит только с каждым пятым ребенком. У остальных детей невротические проблемы будут встречаться в течение всей жизни и у половины перейдут в следующее поколение. Вспомним, что невроз у детей в нашем определении — это психогенное заболевание личности, формирующееся на протяжении жизни трех поколении: детей, родителей и прародителей.
Рассмотрим организацию самого приема. Родители приходят на прием с ребенком, а если он дошкольник, то его сопровождает еще один взрослый. Детям предоставляется возможность ознакомиться с залом (100 кв. м), где около тысячи разных игрушек. Ребенок приглашается в зал один, и сразу становится видно, как он реагирует на отсутствие родителей: беспокоен и растерян или, наоборот, у него «разбегаются глаза» и он начинает все хватать без разбора, крушить, стрелять, все более возбуждаясь при этом. В таком поведении проявляются особенности характера ребенка: тормозимость и неуверенность или возбудимость, расторможенность, агрессивность. Вскоре приглашаются оба родителя, а детям дается задание нарисовать в другом помещении рисунки на темы: семья, детский сад или школа, страшный сон и все, что интересует. Пока ребенок рисует, родители не спеша, обстоятельно и с уточняющими вопросами специалиста
61
излагают свои тревоги по поводу ребенка. Далее им предлагается подробная анкета с изложением характеристик и проблем детей, особенностей возникновения невроза, психического и физического развития в разные годы. Ответы записывает специалист, при этом видно, дружно или рассогласованно отвечают родители (анкета у них одна на двоих), кто задает тон, обвиняя или оправдываясь, кто внимательнее к чувствам ребенка. Ближе к концу заполнения анкеты ребенок приносит рисунки, которые обсуждаются в присутствии родителей бесстрастным тоном: «Смотри, мама нарисована первой, вся в красках, далее это ты, в отдалении — отец, сестричка пока не нарисована, зато есть собачка. Молодец, посмотрим, что дальше. Так, детский сад. Ты — один, здания нет, ну, это ничего, и так понятно (ребенок не хочет ходить в детский сад). А это что? Да это же страшный сон. (Все присутствующие изображают испуг.) Смотрите, какое чудовище. Объясни, что оно делает во сне. Наконец, совсем замечательный рисунок; теперь ясно, что тебе нравятся машины: ведь ты мальчик».
Затем дети в отдельной комнате строят «город». Материалом являются разложенные по отсекам кубики, различные пластмассовые и деревянные дощечки, муляжи животных, фигурки людей, в том числе воинов, животных, оружие (танки, ракеты, артиллерия), деревья и т. д. После окончания постройки все приглашаются посмотреть на город, в котором, к примеру, живут только чудовища или воины, не видно обычных людей, мало домов, зато есть сплошная высокая «китайская стена», из которой торчат во всех направлениях пушки и ракеты. Ясно, что ребенок гипертрофированно отразил свою внутреннюю напряженность, беспокойство и беззащитность или продемонстрировал агрессивные и недружелюбные черты характера.
Между тем беседа — получение информации от родителей — подходит к концу. Им выдаются вопросник
62



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Егорова Елена Васильевна. Презентация 'Игра в жизни дошкольника'
  • Помозова Маргарита Геннадиевна. Игровая деятельность детей раннего развития во второй младшей группе детского сада
  • Кузяшина Светлана Петровна. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Панфилова Ирина Ивановна. Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
  • Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.
  • Горностай П. П. Психологические игры в кабинете психотерапевта
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Соколова Ирина Николаевна. Тренинг с родителями «Играем вместе»
  • Олейник Наталья Валентиновна. Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. Методика организации дидактических игр
  • Чащухина Анна Андреевна. Практико-ориентированное занятие для родителей дошкольников 'Игра в жизни детей'
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Василенко Светлана Борисовна. Педсовет 'Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС'
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Голубцова Марина Анатольевна. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  • Валяс Мария Олеговна. Игровые технологии в образовательном процессе детского сада
  • Мамасуева Юлия Николаевна. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Задорожная Вера Михайловна. Комплексно-тематическое планирование. Тема: Неделя игры и игрушки»
  • Языкова Ольга Юрьевна. Презентация 'Дидактические игры своими руками'
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Колесникова Роза Раузитовна. Методическая разработка для воспитателей «Игротерапия»
  • Шмелькова Анастасия Александровна. Игра — путь познания мира.
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Бурлакова Елена Семеновна. Развивающие игры с математическим содержанием. Старший дошкольный возраст.
  • Ваганова Наталья Николаевна. Театрализованные игры детей дошкольного возраста
  • Филиппова Любовь Николаевна. Картотека игр с парными картинками на автоматизацию звука Р у дошкольников 5-7 лет «Парочки-рычалочки»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Князева Надежда Андреевна. Статья «Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе».
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Значение и особенности компьютерных игр для дошкольников
  • Щербакова Надежда Дмитриевна. Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии.
  • Крицкая Наталья Григорьевна. Руководство игровой деятельностью детей
  • Наталья Калюга. Самостоятельность детей в выборе спортивных игр
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Ганиева Ралия Рамильевна. Роль игры в воспитании детей
  • Барсукова Александра. Презентация 'Подвижные игры'
  • Жигальцова Людмила Петровна. Комплект дидактических игр — вкладышей для детей дошкольного возраста «Божья коровка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь