Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37980

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

обособленную и психологически недоступную для отца диаду.
Второй вариант ответа свидетельствует об отсутствии согласованности действий. В таких семьях негативное отношение к психологии и психотерапии демонстрируют технократически настроенные отцы, у которых «ничего не болит» и которые непоколебимо убеждены, что психология — это излишенство, а врач нужен только для регистрации смерти. Большинство из них относятся к психологическому типу А, как, впрочем, и более чем принципиальные матери. Тип А характеризуется следующими признаками (трактовка автора):
1) непоколебимая решительность и высокая самооценка (самомнение) невзирая на обстоятельства;
2) настойчивость в достижении поставленной цели во что бы то ни стало в сочетании с чувством повышенной ответственности, долга;
3) постоянная торопливость, спешка, дефицит времени;
4) невозможность ждать, терпеть даже там, где это необходимо;
5) повышенная принципиальность, исключение компромиссов по типу «все или ничего»;
6) конкуренция всегда и во всем;
7) стремление играть только главные роли, неукротимая потребность в лидерстве.
Для человека с психологией типа А весьма нелегко играть роли, поскольку для него характерна самодостаточность и неспособность подстраиваться под других.
Это не патология, а особенность характера, причем следует помнить, что у людей с психологией типа А чаще встречается повышенное артериальное давление, они склонны к инфарктам и инсультам, да и продолжительность жизни у них небольшая. К примеру, долгожители ведут более спокойную и размеренную жизнь, умеют отдыхать и веселиться, любят детей и внуков. К тому же они сохраняют непосредственность, эмоциональность, способны вовремя избавляться от стрессов.
53
С возрастом личностям с психологией типа А желательно тщательно соразмерять свои возможности, чтобы не заболеть еще и болезнью Альцгеймера, подобно некоторым президентам, взвалившим на себя в преклонном возрасте непосильные обязанности.
Иногда вместо матерей, также вечно занятых и лишенных в той или иной степени чувства материнства, приходят сердобольные бабушки, к которым мы относимся с пониманием. К сожалению, они не могут по возрасту участвовать в игровой психотерапии, а участие родителей, как уже отмечалось, является обязательным условием проведения психотерапии по нашей методике.
Присутствуют на первой беседе только отцы, как правило, заботящиеся о детях в большей степени, чем матери, которые как раз и обладают психологией типа А.
Кто бы ни пришел на беседу, психотерапевт обязан внимательно выслушать посетителя. В процессе разговора можно понять, насколько дорог ребенок, как его ха-рактеризуют, подробно или лаконично описываются проблемы, скрываются или нет отрицательные стороны семейных отношений и какое место семья занимает в личной жизни взрослого.
В тактичной форме выясняются затруднения в воспитании, согласованность действий, разногласия и состояние нервной системы родителя. Если выявляется неблагополучие, уточняется наличие частого беспокойства, изменений настроения, раздражительности и повышенной утомляемости, расстройства сна и самочувствия в целом, как и болезненных нарушений в соматической сфере.
Существенной помощью для диагностики семейных проблем является краткий опросник для родителей. Можно ли сказать, что вы:
1) ощущаете трудности при установления новых контактов, неловкость и скованность в присутствии посторонних людей;
2) подвержены частым волнениям и беспокойствам;
54
3) испытываете частые сомнения и колебания в принятии решений;
4) недостаточно уверены в себе;
5) легко устаете эмоционально или умственно;
6) часто находитесь в плохом настроении;
7) становитесь все более раздражительными и нетерпеливыми;
8) не так уж редко срываетесь и кричите на ребенка? После получения информации о проблемах ребенка,
истории жизни и заболевания, особенностях семейных отношений определяется структура следующего приема и самого процесса психотерапии.
Назначение приема детей с родителями является ответственным решением, так как в семье возможна конфликтная обстановка, способная полностью исключить эффективность помощи ребенку. Поэтому желательна предварительная консультация с родителем, испытывающим подобные проблемы. При отсутствии откровенности в беседе не стоит рассчитывать на достаточно успешный результат лечения неврозов у детей. В 70% случаев невроз взрослых членов семьи, в подавляющем числе матерей, возникает раньше развития невроза у детей, т. е. является одним из наиболее существенных причинных (этиологических) факторов. Опыт подтверждает, что матери, несмотря на клятвенные заверения лечиться после того, как ребенку станет лучше, никогда не делают этого. Поэтому мы не можем быть уверены в последующем психическом здоровье потомства, ибо неразрешенные проблемы матери (отца) продолжают оказывать неблагоприятное воздействие на дальнейшее развитие детей, более того — внуков. Здесь и излишнее вмешательство бабушки, и конфликты в семье, и многое другое, осложняющее жизнь, самочувствие взрослых и здоровье детей.
Даже при относительном психическом здоровье родителей, что является скорее исключением, конфликтные
55
отношения в семье могут свести на нет усилия психотерапевта, вызывая каждый раз у детей состояние неуверенности и беспокойства.
Обратимся к нашей статистике. Каждой четвертой семье, обращающейся к нам за консультацией, было вполне достаточно одного приема в течение 3,5 часов, чтобы полностью понять проблемы ребенка и необходимость соблюдения всех рекомендаций специалиста. При отсутствии большого количества страхов, неуверенности и затруднении в общении проведение последующих игровых занятий не требовалось.
В большинстве случаев необходимость игровой психотерапии становится очевидной как раз при большом количестве страхов у детей, неуверенности в себе и проб-лемах общения. Тогда родителям сообщается план последующих лечебных игровых занятий: комплекс игр, рисование страхов и сочинение историй (сказок) на тему страхов и актуальных проблем, проигрывание ранее перенесенных психических травм, экзамен на преодоление страхов, школьный тренинг и психическая защита. Варианты психотерапевтической программы включают от 8 до 15 занятий. Вопрос вопросов: сколько родителей могут выдержать даже такой весьма непродолжительный курс игровой психотерапии? Заметим, что большинство детей хотят участвовать в игровых занятиях, буквально тащат родителей на следующий игровой прием. Они же чаще, чем родители, проявляют инициативу для дублирования игр дома, в связи с чем значительно возрастает эффективность лечения.
Каждый третий пациент демонстрирует отрицательное отношение к игровым занятиям как с психотерапевтом, так и дома. Как правило, у этих детей наблюдаются истерические расстройства личности вследствие бесконечных льгот, послаблений и безграничных уступок родителей. Неудивительно отсутствие желания соответствовать возросшим требованиям родителей и принимать
56
на себя какие-либо обязательства. Это своеобразное статус-кво — дети не хотят вернуться в реальность, а родители не хотят или боятся наладить с детьми откровенные отношения, означающие признание своих ошибок и более критический взгляд на себя, свои проблемы и взаимоотношения в семье. Но истерические расстройства у детей и являются следствием непонимания или нежелания аффективно расстроенных или характерологически измененных родителей изменить тактику взаимоотношений в семье, будь то отношения между взрослыми или с самим ребенком. Более того, он используется как объект вытеснения агрессивных (неудовлетворенных) чувств к другому супругу, ребенку предъявляется (нередко утрированно) больше позитивных чувств, чем это необходимо в его возрасте, к тому же с оттенком раздражительности и нетерпения, с требованием всегда быть послушным, безропотным и молчаливым. Такой «любящий» родитель всегда найдет причину для объяснения отсутствия игр со своим чадом дома: не хватило времени, была сложная обстановка в стране и мире, мешали экономические проблемы, соседи или ожидание конца света. Ребенок здесь ни при чем. Он как раз и за-болел истерическими расстройствами, поскольку не смог найти с родителями эмоционального контакта и взаимопонимания. Только возникшие у него вследствие не-удачных попыток «достучаться» до сердца родителей аффективные нарушения могут воздействовать на изменение эмоциональной ситуации в семье, причем он будет «безмерно любим» одним родителем, в то время как между супругами как не было, так и нет эмоционально приемлемых отношений. Таким образом, ребенок становится объектом компенсации отрицательных чувств в отношениях супругов.
Более драматичная ситуация складывается в том случае, когда ребенок был нежеланным, преждевременным
57



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Егорова Елена Васильевна. Презентация 'Игра в жизни дошкольника'
  • Помозова Маргарита Геннадиевна. Игровая деятельность детей раннего развития во второй младшей группе детского сада
  • Кузяшина Светлана Петровна. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Панфилова Ирина Ивановна. Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
  • Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.
  • Горностай П. П. Психологические игры в кабинете психотерапевта
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Соколова Ирина Николаевна. Тренинг с родителями «Играем вместе»
  • Олейник Наталья Валентиновна. Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. Методика организации дидактических игр
  • Чащухина Анна Андреевна. Практико-ориентированное занятие для родителей дошкольников 'Игра в жизни детей'
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Василенко Светлана Борисовна. Педсовет 'Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС'
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Голубцова Марина Анатольевна. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  • Валяс Мария Олеговна. Игровые технологии в образовательном процессе детского сада
  • Мамасуева Юлия Николаевна. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Задорожная Вера Михайловна. Комплексно-тематическое планирование. Тема: Неделя игры и игрушки»
  • Языкова Ольга Юрьевна. Презентация 'Дидактические игры своими руками'
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Колесникова Роза Раузитовна. Методическая разработка для воспитателей «Игротерапия»
  • Шмелькова Анастасия Александровна. Игра — путь познания мира.
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Бурлакова Елена Семеновна. Развивающие игры с математическим содержанием. Старший дошкольный возраст.
  • Ваганова Наталья Николаевна. Театрализованные игры детей дошкольного возраста
  • Филиппова Любовь Николаевна. Картотека игр с парными картинками на автоматизацию звука Р у дошкольников 5-7 лет «Парочки-рычалочки»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Князева Надежда Андреевна. Статья «Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе».
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Значение и особенности компьютерных игр для дошкольников
  • Щербакова Надежда Дмитриевна. Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии.
  • Крицкая Наталья Григорьевна. Руководство игровой деятельностью детей
  • Наталья Калюга. Самостоятельность детей в выборе спортивных игр
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Ганиева Ралия Рамильевна. Роль игры в воспитании детей
  • Барсукова Александра. Презентация 'Подвижные игры'
  • Жигальцова Людмила Петровна. Комплект дидактических игр — вкладышей для детей дошкольного возраста «Божья коровка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь