Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37410

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Разнородные группы обеспечивают всестороннюю проверку действительности, предоставляют больше возможностей для переноса, облегчают процесс создания группы. Разнородная группа обеспечивает пациенту, имеющему узкий диапазон поведенческих и эмоциональных стереотипов, конфронтацию с альтернативным поведением и реакциями. Разнородность группы способствует столкновению многих способов реагирования, дает пациенту возможность научиться различать оттенки в отношения между людьми, учит терпимо, лояльно относиться к противоположным реакциям, чувствовать себя безопасно в непривычном кругу, среди непохожих на него людей. Разнородные группы больше подходят для коррекции характера и поведения в процессе глубинной психотерапии.
Структура группы с директивным стилем ведения может быть вначале формальной, но со временем параллельно складывается и начинает играть все большую роль неформальная структура. Роль неформального лидера не является постоянной, соперничество в борьбе друг с другом за власть и близость к лидеру занимают важное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером участники группы вскрывают и решают свои проблемы руководства и подчинения, ответственности и безопасности, контроля и зависимости.
В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малых группах.
Обособляющийся тип: хорошо выражена индивидуальная ориентировка; оптимальное решение задач возможно только в условиях относительной самостоятельности.
Ведомый тип: выражена тенденция к добровольному подчинению, подражательству; оптимальное решение групповых задач возможно под влиянием более уверенных и компетентных членов группы.
Лидирующий тип: ориентирован на власть в группе; оптимальное решение задач возможно при условии подчинении себе других членов группы.
Сотрудничающий тип: стремится к совместному решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.
Для невротических пациентов и людей с личностными расстройствами характерны стереотипные роли в терапевтической группе – те же, что и вне нее. Групповые взаимодействия позволяют выявить эти роли, внести коррективы в ролевое поведение и расширить ролевой репертуар. Р. Шиндлер (Schindler, 1957) выделяет пять наиболее часто встречающихся групповых ролей.
Альфа – лидер, который импонирует группе, защищает ее во время опасности, побуждает к активности, выражает групповые интересы и групповую волю, составляет программу действий, направляет, придает уверенность и решительность. Он берет на себя ответственность за группу и чувствует себя ее представителем.
Бета – человек, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко ценит. Он выступает в роли эксперта, советчика, критика, рецензента, «серого кардинала». В групповых событиях участвует с ограничениями, на эмоциональной дистанции, не беря на себя ответственности за решения группы, как это делает лидер. Ведет себя рационально, нейтрально и самокритично. Для него типичны высказывания типа: «Да, но…», «Вообще-то нет, хотя…», «Или… или...».
Центральное место в структуре группы, рядом с Альфой и Бетой, могут занимать: монопольный оратор; участник, стимулирующий или облегчающий обсуждение; «душевно понимающий» участник; «строгий отец»; моралист; хранитель норм и инквизитор. Участники, выполняющие эти роли, составляют ядро группы, которое работает наиболее активно и стабильно на протяжении всего существования группы.
Гамма – пассивно следующие за лидером, легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность. Участники в роли Гамма обычно составляют большинство группы, в открытой группе их состав довольно часто меняется. Для них характерно частичное участие:
• идентифицирующее участие (сублидер – «адъютант» неформального лидера; ассистент - участник, подражающий психотерапевту; соглашатель, «душечка», «мать-наседка», хороший муж, хорошая жена);
• дополнительное участие (любимчик, «бабник», «важная персона», нытик, взывающий о помощи и тут же отказывающийся от нее, защитник, женоподобный мужчина, мужеподобная женщина);
• критически контролирующее участие (исповедник, инквизитор, третейский судья, женоненавистник, мужененавистница, «кастрирующая женщина»).

Омега – аутсайдер, самый «крайний» член группы, который отстает от других по причине неспособности, отличия от остальных или страха перед людьми. Позицию Омеги чаще занимает «козел отпущения», «мальчик для битья», «придворный шут», подросток.
Противник – символический представитель враждебной группы. Это может быть «хулиганистый» участник, агрессор или человек с отклоняющимся поведением, а также отрицательный лидер, который может расколоть группу или свергнуть Альфу и занять его место. В учебной или тренинговой группе с недобровольным участием, а также в первой фазе терапии в роли Противника может восприниматься руководитель группы.
Определить, какие роли и функции членов группы исполняются в должной мере, а какие недостаточно, помогает таблица Бенни и Шитца (цит. по Рудестам, 1999, с. 29).

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор. Предлагает новые идеи и
подходы к проблемам и целям группы.
Предлагает способы преодоления трудностей
и решения задач Вдохновитель. Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений

Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы Гармонизатор. Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию
Координатор. Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию
Контролер. Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса Диспетчер. Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения
Оценщик. Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи Нормировщик. Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов

Погонщик. Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений.

 Когда всадник без головы, козлом отпущения служит лошадь (Борис Крутиер).

Методы групповой психотерапии
Групповая психотерапия – специфический метод, в котором основную роль играет групповая динамика, т.е. совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы. Группа при этом рассматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими нормами и целями, а также более или менее постоянным составом.
Хайнц Кохут ввел понятие «группового Я», которое включает наличие определенных идеалов и устремлений и создается как членами группы, так и психотерапевтом. При этом границы между индивидуальным и групповым Я выражены недостаточно четко и нередко совмещаются, затрагивая самые глубокие уровни психического функционирования.
Станислав Кратохвил (Kratochvнl, 1995) формулирует основные цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника, помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменять слабую приспособляемость пациента, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные симптомы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Закономерности психических систем
  • «Пойми меня»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Галак Елена Алексеевна. День рождения в детском саду
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Наталья Зуева. Чем определить успех и как его достигнуть?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Упражнение: «Отношение предметов».
  • Притча «Не видя лица, не спрашивай правду»
  • Как вернуть любимого мужчину с помощью заговора?
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Игра-тренинг направленная на сплочение коллектива
  • Притча «Зеркало»
  • Сергеевна Ионова Ольга. Занятия для повышения школьной мотивации «Сказка о потерянном времени»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Притча «Зеркало»
  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Притча «Любимчики Страха»
  • Притча «Четыре голубые ленточки»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Четыре причины семейных конфликтов
  • Контакт группа. Занятие 6: “Развитие души через Путь Актера” (тренинг)
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Заговор, чтобы муж жену любил как раньше
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь