Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37323

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Обсуждение спонтанно возникающих событий и
процесса. Свободная форма. Обсуждение спонтанно возникающих тем. Обсуждение повторяю-щихся или
заранее предусмот-ренных проблем и их динамики.
Орие-нта-ция Контроль над симптомами/ привычками.
Помощь. Помощь. Включение в
социальную жизнь. Изменение жизни. Понимание темы/ проблемы. Преодоление кризисов, симптомов, диагнозов, жизненных обстоятельств. Групповая динамика. Взаимодействие «здесь и теперь». Интрапсихи-ческая, межличност-ная динамика.

Меха-низмы Исповедова-ние. Социальный контроль. Социальные связи. Социальная оценка. Социальная активация. Обмен социальной информацией. Социальное
научение. Социальная приспособлен-
ность. Психосоциальное осознание. Психосоциа-льная трансформа-ция.

Руко-вод-ство Сами участники. Сами участники,
парапрофессио-нальное или профессиональ-ное. Профессиона-льный терапевт. Профессиональ-ный терапевт как помощник Профессиона-льный клинический психолог, психиатр или психотера-певт.
Роль руко-води-теля груп- пы Старший родственник. Лидер. Приятель. Дядя/тетя. Ведущий дискуссии. Эмоциональный лидер. Учитель. Эксперт. Руководитель семинара. Тренер. Помощник. Консультант. Психотера-певт.

Про-дол-жи-
тель-
ность Долгосроч-ные группы. По потребности. Краткосроч-ные. Ограниченные во времени.
По договорено-сти. Ограниченные во времени и
интенсивные. Долгосроч-ные. По
договорено-сти.


Группы могут быть фокусированы на определенной задаче (целевые, рабочие группы) и на процессе (группы встреч). В начале работы могут выявиться расхождения указанных целей с неконструктивными или нереалистическими ожиданиями отдельных участников.
К целевым группам относятся группы, создаваемые для решения конкретных задач, различные комиссии и комитеты, общественные организации, группы планирования, а также дискуссионные, исследовательские, учебные и тому подобные группы. Примером целевой группы может быть команда профессионалов, работающих в бизнесе, спорте, медицине, психологии, педагогике и т.п.
Целевые группы помогают также своим участникам совершенствовать навыки, необходимые для достижения рабочих целей. Широко распространенным является социально-психологический тренинг (СПТ) нацелен на развитие умения адекватно воспринимать себя и окружающих, способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. СПТ получил широкое распространение в подготовке различных специалистов, работающих с людьми: администраторов, психологов, педагогов, врачей, социальных работников и т.д. Выделяют два типа групп СПТ: 1) группы, ориентированные на развитие психологических качеств, необходимых для управленческой деятельности и 2) группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения и соответствующую коррекцию когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения.
Широкое распространение получили группы самопомощи и поддержки, которыми руководят в основном непрофессионалы. Они исходят из двух принципов: 1) люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой – лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта; 2) такие люди, помогая друг другу, помогают и сами себе.
Выделяют четыре типа групп самопомощи. Группы I типа занимаются преимущественно контролем или реорганизацией поведения (например, Анонимные Алкоголики). Членов групп II типа объединяют общие стрессовые ситуации (кризисные группы). В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, сексуальной ориентацией, социальным положением и т.п. Группы IV типа не имеют какой-либо определенной проблемы, они стремятся к общей самоактуализации и повышению общей эффективности.
Наиболее известная организация I типа – Анонимные Алкоголики (АА), в нее входит свыше 1 миллиона человек в 92 странах. Ее программа «12 шагов» принята 34 группами самопомощи, в том числе Анонимными наркоманами, родственниками алкоголиков (Ал-Анон) и наркоманов (Нар-Анон), Анонимными азартными игроками и Анонимными обжорами. В деятельность подобных групп вовлечено еще полмиллиона людей.
Примером группы IV типа могут служить получившие широко распространение в нашей стране группы общения. Групповая динамика в них направлена на то, чтобы каждый участник мог проявить себя, с помощью обратной связи лучше понять себя, осознать свои неадекватные коммуникативные когнитивные установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностных взаимоотношениях. Окончательная задача – изменить эти взаимоотношения в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия, используя в качестве образцов более «продвинутых» членов группы и психотерапевта.
Зарубежным аналогом подобных групп являются «группы честности» О.Г. Моурера (Mowrer, 1964), который рассматривает психосоциальные расстройства как следствие нарушения людьми взятых на себя обязательств и договоренностей со значимыми в их жизни другими. Терапевтический подход основан на теории социального научения и традиции исповеди и предполагает:
• принятие индивидуальных обязательств, касающихся специфических изменений поведения;
• заключение договора о соблюдении принципов честности, ответственности и поддержки в группе и за ее пределами;
• специфическую констелляцию структуры, целей и коллективное руководство;
• нормы поведения и правила проведения групповых собраний;
• демонстрация опытных членов группы образцов адекватного поведения;
• ожидание того, что словесные намерения будут претворяться в конкретные дела;
• конкретную поддержку группы и подкрепление достигаемых поведенческих изменений.

В современных психиатрических стационарах широко применяется такая форма групповой работы, как терапия средой. Под средой понимается все, что окружает больного в стационаре (люди, вещи, процессы, события). Терапия средой подразумевает характер складывающихся и определенным образом направляемых взаимоотношений больного с окружающими его людьми – персоналом, другими пациентам, семьей. В развитом виде терапевтическая среда существует в виде терапевтического сообщества, которое предполагает: домашний комфорт в отделениях и палатах, режим «открытых дверей», организация самими пациентами кафе, пунктов продажи, парикмахерских, совместных развлечений, различных видов трудовой деятельности.
Максвелл Джонс (Jones, 1953) описал основные принципы формирования терапевтической среды:
• демократизация – отказ от традиционных, статусных различий, облегчающий открытую коммуникацию;
• участие пациентов в терапевтическом процессе – пациенты выступают в качестве терапевтов друг другу;
• разделение ответственности за социальное функционирование отделения;
• формирование новых социальных ролей у медперсонала и пациентов.

Эффективность терапевтической среды по М.М. Кабанову (1985) обеспечивается следующими факторами:
• демократической выработкой решений и распределением ответственности;
• ясностью терапевтических программ, ролей и лидерства;
• высоким уровнем взаимодействия между персоналом и пациентами;
• малым размером отделений;
• позитивными ожиданиями персонала
• высоким моральным уровнем персонал
• практической проблемной ориентацией лечебного коллектива.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • «Пойми меня»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Лазуткина Е.П., Сербина Н.Н., Казанцева О. Н.,. Сценарий семейного праздника «День рождения группы» для детей 2 младшей группе и их родителей
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Группа; Group; Gruppe
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Земцова Анна Александровна. Проект «Мой Подольск» для детей подготовительной группы
  • Пугина Надежда Викторовна. «Адаптация ребенка в детском саду»
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Абраменкова И.В. Зинина И. С.. Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!»
  • Солнцева Наталья Викторовна. Проект «Этот загадочный космос» для подготовительной группы
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Аверкина Елена Владимировна Антоненко Елена Александровна. Проект к 9 Мая в подготовительной группе «75 лет Великой Победы» для подготовительной группы.
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Разиля Гайсина. Оформление группы детского сада
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Реботунова Анна Александровна. Конспект по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок» в младшей группе
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Картавенкова Ольга Юрьевна. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Филимонова Л.И Чушанкова Е.Н.. Проект в младшей группе «Лук – наш зелёный друг!»
  • Игра «Социометрия».
  • Психодрама на двоих - Автор неизвестен
  • Чемко Галина Николаевна. Квест «Поиски радуги»
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Мутных Екатерина. Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Прогулка в лес».
  • Васильева Оксана Сергеевна. Театр в нашей группе
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Фёдорова Ю.О. Бузанова С.В.. Экологический проект «Первоцветы Кавказа»
  • Ибадулаева Луиза Майиловна. Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ
  • Гунина Надежда Александровна. Правила дорожного движения
  • Осипюк Татьяна Александровна. План работы с родителями в первой младшей группе детского сада
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь