Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107933

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЕДИНСТВО ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА
Основные положения, лежащие в основе этого вопроса:
1. Психотерапия оказывает положительный эффект и производит перемены.
2. По-видимому, когнитивные подходы, придающие большое значение переформулированию реальности, являются наиболее эффективными системами.
3. Краткосрочная терапия и консультирование со специфической задачей — самая эффективная форма помощи. Долгосрочная терапия также может оказаться более эффективной, если определены ясные цели на отдельных стадиях процесса.
4. Для эффективного интервью необходимо использование микротехник, наличие эмпатических качеств, применение невербальных средств, знание культурных особенностей.
В настоящее время идет поиск новых концептуальных подходов к научному исследованию. Борген предлагает исследователям ставить новые вопросы: “Каковы причины проблем, возникающих у клиентов?” “В чем природа терапевтических изменений?” “Каковы эффективные составляющие терапевтического изменения?” Полкингхорн и др. придерживаются мнения, что исследование должно учитывать биографию клиента. Далее необходимо сказать о потребности в новой феноменологии исследования, которая позволила бы увидеть Я самого исследователя в контексте исследования, а не отдельно от него. А Борген (1986) вообще подвергает сомнению научную модель исследований и говорит о потребности в “Эклектической эпистемологии”. Он предлагает рассматривать теорию и исследование как метафору, а не как реальность.
Ясно то, что научное исследование в консультировании и терапии находится на распутье. Направления, по которым в ближайшее время пойдет исследование, поведут за собой и консультирование и терапию. В область исследований войдут новые понятия из философии, логики, эпистемологии.

ИССЛЕДОВАНИЕ КРУПНЫХ СИСТЕМ
Мы рассмотрим здесь вопросы исследования в семье и месте проживания. Консультирование и терапия действуют в более крупных системах так, что часто именно семья и более широкое окружение определяют конечный эффект наших усилий по отношению к клиенту.
Исследования в семье
Гурман и Книскерн (1981) проанализировали последние научные исследования в области семейной терапии и сделали вывод о том, что, исходя из результатов анализа нескольких теорий семейной терапии, можно сказать, что семейная терапия лучше, чем ничего. Есть сведения о том, что если семейные проблемы средней тяжести, особенно эффективной может быть бихевиорально ориентированная семейная терапия, а если трудности более сложного порядка, предпочтительнее альтернативная ориентация.
Анализ количества случаев семейной терапии, признанных эффективными, обнаружил, что улучшение наступало в 61 проценте случаев супружеской дисгармонии и в 73 процентах случаев семейных трудностей. Кроме того, терапии семейной ориентации дают 5—10 процентов отрицательного эффекта.
Исследования в области семейного обучения говорят о том, что оно может стать альтернативой или дополнением к семейной терапии. Герни, Фогельсон, Куфел обнаружили, что психообразовательный подход к семейным проблемам дал более долговременный эффект, чем традиционная семейная терапия.
Зная обо всех этих выводах, можно предположить, что исследования в области семейной терапии пойдут по тому же пути, что и индивидуальная терапия. Кроме того, можно предположить, что семейная терапия и семейное обучение будут приобретать все возрастающее значение как объекты исследования и в будущем помогут нам понять, как можно с больше эффективностью исследовать терапию и консультирование.
Исследование больших групп
Возможностей для исследования результатов терапии и консультирования большого сообщества даже больше, чем при изучении индивидуального или группового консультирования. Мы приведем только 4 работы. Вначале мы рассмотрим воздействие экономики на психическое состояние людей, затем рассмотрим влияние окружающей среды и физического состояния. Мы познакомимся с работой, в которой представлено длительное изучение эффективности школьно-педагогической помощи. В первых двух работах рассматривается влияние, третья изучает деятельность профессионалов в области изменения окружающей среды. В конце мы дадим мета-анализ деятельности психологов с большими группами населения.
Бреннер изучил количество госпитализаций в психиатрических клиниках штата Нью-Йорк за 1941—1967 годы и обнаружил, что изменения количества госпитализаций напрямую зависели от изменений в экономике страны. С ухудшением экономического положения увеличивается количество госпитализаций. При оздоровлении экономики оно уменьшается. На первый взгляд экономика не связана с психическими расстройствами, но при внимательном изучении данных мы видим, что на развитии личности сказывается безработица, что застойная экономика приводит к неспособности самореализоваться в рамках данной культуры, к финансовым трудностям. Все эти и другие факторы приводят нас к выводу о том, что экономика оказывает значительное, если не решающее, влияние на душевное здоровье общества.
Интересно, что кривая распределения заболеваний для женщин не совпадает с зависимостью заболеваемости мужчин, а негров и пуэрториканцов с белыми. Отсюда следует, что психотерапия должна внимательно относиться к контексту окружения.
Другой пример воздействия среды на жизнь человека мы найдем в работе Снайдера (1978), который изучал жизненный уклад женщин, которые находились в разлуке с мужьями. В данном случае мужья служили на подводной лодке и были в походе. Использовалась модификация теста Холмса и Раха на жизненный стресс. В тесте оценивается влияние событий жизненного уклада на психическое здоровье. Благодаря этому тесту было обнаружено, что физическим и эмоциональным расстройствам предшествуют смерть родственников, развод, потеря работы и другие стрессообразующие факторы. Изучая периоды совместного и раздельного проживания, Снайдер обнаружил, что женщины посещали врача 368 раз в период отсутствия мужа и только 95 раз, когда мужья были дома. Характерными являются и типы заболеваний: гипертония, головная боль, депрессия, нервное расстройство. И опять мы видим, что врачи (в том числе и психиатры) лечили в основном симптоматические недомогания, с которыми к ним обращались женщины, в то время как роль фактора жизненного уклада была совершенно очевидной. Вместо того, чтобы лечить последствия, врачи прежде всего должны объединиться с психологами в деле создания систематической программы изменения жизненного уклада, искоренения причин. Можно также предположить, что физическое и психическое нездоровье — это следствие нездоровой окружающей среды по месту жительства, на работе, в школе.
Работа психологов по месту проживания, о которой мы уже говорили, будет приобретать все большее значение в деле систематической борьбы с причинами заболеваний.
Школьные психологи уже много лет занимаются психологической помощью ученикам. В штате Висконсин изучалась эффективность школьной психологической службы и сравнивались школы, где такая помощь была и где такой службы не было. Хотя различия были не так велики, было установлено, что ученики, получавшие консультационную помощь, лучше успевали, реалистичнее оценивали свои жизненные перспективы, испытывали большее удовлетворение от своего пребывания в школе, успешнее устраивались на работу, чаще продолжали образование и, наконец, сохранили благоприятное воспоминание о консультации. Негативным моментом был тот факт, что несколько учеников из школ, где есть служба психологической помощи, не помнили, что их консультировали, а некоторые ученики из школ, где такой службы не было, сохранили хорошую память о консультациях. Тем не менее, это исследование, которое впоследствии дважды воспроизводилось — через 5 и 10 лет — в целом приводит к выводу, что хорошо продуманные программы психологической помощи могут оказывать большое влияние на жизнь учеников. При этом нужно помнить, что консультирование — это только один из видов помощи, предлагаемой школьникам психологическим центром, и в свете возрастающего значения психологического образования, можно ожидать, что психологи-консультанты, работающие в школе и их помощники будут оказывать все большее положительное влияние на жизнь тех, кому они служат.
Бейкер и др. провели мета-анализ 40 опытов по предупреждению развития расстройств, проведенных на данной группе населения. В поисках хорошей организации эксперимента и эффективного контроля было просмотрено около 200 работ по предупреждению заболеваний, после чего было отобрано для мета-анализа 40 работ как наиболее соответствующих требованиям. Результаты констатировали улучшение состояния, которое последовало за программой работ по первичному предупреждению расстройств на большой группе населения. Причем, по результатам мета-анализа подпрограмма по выработке навыков общения занимает первое место по размеру эффекта. Кроме этого в программу входили еще подпрограммы профилактики алкоголизма и нарко-, токсикомании, поиска ценностей и другие.
Можно предположить, что научные исследования в области психологического обучения и профилактики будут приобретать все большее значение в ближайшие годы. Мы уже видели, что результаты терапии могут со временем “вымываться” и исчезать. По этой причине программы Марлатта и Маркса по предотвращению рецидивов и планы генерализации Джейнис (гл. 2), подчеркивание значения генерализации на пятой стадии интервью в высшей степени оправданы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Горностай П.П. Транзактный анализ и тайны жизненных сценариев
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Теория транзактного анализа
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Огинская М.М., Розин М.В. МИФЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ИХ ФУНКЦИИ
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Модель; model



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь