Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107953

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВЛИЯНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА КЛИЕНТОВ
В задачи этого раздела не выходит обзор всех исследований результатов терапевтического вмешательства. Материалы, которые мы уже приводили дают представление о литературе, решающей вопрос: меняют ли жизнь своих пациентов психотерапевты и консультанты. Из всего этого мы можем сделать следующие выводы.
1. Свидетельства о действительной эффективности консультирования неоднозначны, но большая часть данных говорит о том, что клиенты извлекают пользу из индивидуальных интервью.
2. К настоящему моменту исследования показывают, что наиболее эффективными методами достижения изменений являются когнитивно-бихевиоральные подходы.
3. По всей видимости различные теории по разному действуют на разных клиентов, проблемы которых тоже разные. Главная задача для терапевта будет заключаться в том, чтобы подобрать для данного клиента нужный вариант.
Несмотря на многие проблемы, данные исследований говорят в пользу метатеоретических ориентаций этой книги. В частности, принцип интенциональности подразумевает, что консультант или психотерапевт должен иметь в своем арсенале много альтернативных вариантов помощи. Метод микротехник, описанный в главе 3, основан на когнитивном понимании, моделировании и когнитивной репетиции. Метод поиска положительной цели показывает, как несколько различных теорий используют когнитивные методики рефрейминга, чтобы вызвать положительные изменения в клиенте. Гласс и Клигль определили своими исследованиями главную тенденцию — интеграцию различных теорий психологической помощи вокруг общей цели. Эта общая цель заключается в когнитивном рефреймировании мира и приобретении нового взгляда на мир, а затем и действия на основе новых знаний. Специфическая проблема научного исследования состоит в том, что в одном исследовании выделяются только некоторые переменные, а необходимым условием точности научного метода является принятие в расчет всех факторов. Один из путей к более точному пониманию сложности психотерапевтической помощи состоит в исследовании процесса, который обсуждается в следующем разделе.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
И ПСИХОТЕРАПИИ
Исследование на выходе — это исследование того, что происходит с клиентом в результате консультирования и психотерапии. Исследование изучает природу интервью и сочетание факторов, которые могут привести к удачному результату. Исследование процесса имеет решающее значение для практикующего психотерапевта, поскольку оно определяет способы поведения, полезные при решении вопроса, какое лечение (навыки, теория, техники) наиболее подходят для данного клиента.
В данном разделе дается обзор исследований литературы по техникам консультирования и его особенностях, о природе альтернативных психотерапии теоретических ориентаций; приводятся данные по образованию конструктов и языку; приводится информация по эффективности работы непрофессионалов по сравнению с более опытными специалистами, а также совместимости по культуре.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И МИКРОТЕХНИКИ
В главе III присоединение определялось как основной прием консультирования. Контакт глаз, невербальные приемы и вербальная коммуникация были представлены как основные факторы, определяющие любое эффективное общение — обычный разговор или психотерапию. Со времени появления в 1968 году первой работы по присоединению появилось около 250 работ по этой микротехнике. Одним из самых важных результатов стал вывод о том, что клиенты лучше реагируют и более положительно относятся к тем терапевтам, которые используют присоединение; клиенты высказываются более пространно и изъявляют больше желания общаться повторно. По-видимому, опытные терапевты и консультанты обладают хорошими навыками присоединения, в то время как начинающие консультанты плохо владеют этим искусством. Исследования показали прерывание контакта глаз, недостаточность невербальной коммуникации и перескакивание с темы на тему у начинающих или плохих консультантов. Имеются многочисленные доказательства того, что тренировка навыков присоединения улучшает как работу консультанта, так и восприимчивость клиента.
Харпер, Винс и Матараццо (1978) обобщили обширную литературу по невербальному общению. Они цитируют более 200 работ только по визуальному поведению. Одна из важных находок в области контакта глаз заключается в том, что у белых и черных участников беседы различные паттерны контакта глаз. При общении белых явным доказательством внимания слушающего будет его внимательный взгляд; таким образом, если говорящий посмотрит на слушателя, чтобы узнать, как его воспринимают, он скорее всего увидит ответный взгляд слушателя. Черные слушатели не смотрят на говорящего, вероятно они используют другие каналы для передачи своего внимания. Таким образом, когда взаимодействуют представители белой и черной расы, данное различие может вызвать конфликт в коммуникации. Белому может показаться, что его не слушают, а черный подумает, что его пристально рассматривают. Смена ролей говорящего и слушающего еще более обострит ситуацию, приведя к выраженному дискомфорту всей встречи.
Подобные данные безусловно имеют ценность, но консультант и терапевт должны помнить, что каждый клиент, обращающийся за помощью, может иметь свои собственные уникальные паттерны, не совпадающие с культурными или субкультурными ожиданиями. Данные о выражении лица говорят как о сходстве, так и о различиях между культурами. Синхронность движений, о которой говорилось в главе V, подробно изучалась Кондоном и его сотрудниками.
Анализируя записанные на видеопленку фрагменты коммуникаций, исследователи говорят о гармоничной и синхронной организации изменений между движениями тела и речью как у клиента, так и в общении. Так, тело говорящего движется синхронно с речью, тело слушающего движется в одном ритме с говорящим. Для терапевта очень важно установить неконгруэнтность между движениями и речью клиента.
Антрополог Эдвард Холл, как считают многие, первым начал систематическое изучение невербального общения. В 1983 г. он написал работу, обобщающую достижения в этой области, которая называлась “Танец жизни”. В этой книге автор подводит итог исследований в области невербального общения и добавляет к списку важнейших невербальных переменных время. Холл считает, что в различных культурах время воспринимается по-разному, и приводит примеры соответствующих исследований, доказывающих, что отношение к времени — важнейшая невербальная переменная. Например, японцы чрезвычайно точны, в то время как жители Океании фактически в своей системе ценностей не имеют такого конструкта.
Данкан и его сотрудники (1968) изучали голоса. Они отметили, что в наилучших интервью голос звучал свободно, открыто, интонации были мягкими, а плохие интервью характеризовались напряженным, излишне громким голосом высокого тона, который сочетался с мягкими интонациями. Беспокойство во время интервью выражается большими паузами и диссонансом в речи. Лабов и Фаншель (1977) изучали сходство интонаций терапевта и пациента и пришли к выводу, что один из аспектов качественной коммуникации — это синхронность речи. Для более точного исследования они воспользовались осциллографом; изучались подъемы и падения интонации, при этом научное подтверждение получили многие субъективные предположения о значении тона голоса. Синхронность тона голоса у терапевта и клиента наблюдается при эффективной коммуникации.
Возможности изучения микротехник бесконечны. В раннем исследовании Блоксма и Портера была доказана важность определения паттернов использования навыков. Они обнаружили, что то, о чем говорит терапевт о своей деятельности, может иметь мало отношения к действительности. Изучая литературу о теоретических воззрениях психотерапевтов, Сандлер (1977) заключает: “Убеждение терапевта и его практическая деятельность обычно не совпадают”.
Джилл, Берджер и Коган (1983), Бейкер, Клейтон и Мансон (1984) провели две наиболее значительные работы по микротехникам. В первом исследовании было обнаружено, что можно быстро изучить и поддерживать в рабочем состоянии микротехники, если обеспечить участникам учебного процесса когнитивную интеграцию. Во втором исследовании были получены дополнительные данные, доказывающие значение когнитивного фактора для участников учебного процесса, которые должны думать об использовании техник и планировании. Эти два исследования свидетельствуют о значении когнитивных/мыслительных переменных в практике успешного консультирования. Ясно, что просто научиться определенным навыкам недостаточно. Нужно выработать концепцию и использовать навыки осмысленно и систематически — тогда их действие будет эффективным.
В чем же состоит специфическое воздействие микротехник на клиента? Появляются данные в пользу того, что терапевты различных ориентаций используют разные микротехники. Клиентоцентрированная и роджерианская терапия, о которых мы уже говорили, показывает, что клиентоцентрированные терапевты проявляют тенденцию к использованию навыков отражающего присоединения. Слоан (1975) показал, что терапевты-бихевиористы обычно отвечают на вопрос своего пациента выдачей информации, в то время как терапевты психодинамического направления отражают вопрос к клиенту. Терапевты-бихевиористы обычно дают директивы. Интересно, что в психотерапевтической группе пациенты, получающие меньше объяснений, продвигались вперед быстрее, чем пациенты, получавшие много объяснений, но этот парадоксальный факт не действует для пациентов бихевиоральной терапии. Возможно, этот вывод говорит о том, что содержание интерпретации важно для определения его терапевтической ценности и что бихевиоральная интерпретация имеет меньшее влияние на ход интервью, чем психодинамическая.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Горностай П.П. Транзактный анализ и тайны жизненных сценариев
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Теория транзактного анализа
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Огинская М.М., Розин М.В. МИФЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ИХ ФУНКЦИИ
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Модель; model



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь