Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107939

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Штрупп в одном из своих исследований попросил терапевтов различных ориентаций записать свою реакцию на письменные или записанные на пленку утверждения клиентов и обнаружил, что: 1) опытные терапевты черпали информацию из большего количества реакций, чем неопытные, 2) опытные терапевты психодинамической ориентации больше использовали интерпретацию и инициацию, чем неопытные, 3) опытные клиентоцентрированные терапевты больше занимались исследованием клиента и меньше отражением, чем неопытные. Эти выводы согласуются с теорией интенциональности о том, что, когда терапевт совершенствуется, у него появляется больше возможностей контакта с большим количеством клиентов. В обзоре Ауэрбаха и Джонсона об уровнях профессиональной опытности терапевтов делается вывод о том, что, когда человек лучше узнает свою профессию, у него появляется больше выборов.
В серии классических опытов группа ученых исследовала процесс работы нескольких психотерапевтов. Путем лингвистического анализа они выявили, что клиент может принимать языковый паттерн терапевта. Это говорит о том, что власть и социальное воздействие терапевта должны находиться под контролем. Есть, однако, и данные, представляющие альтернативу вышесказанному. Опытные белые консультанты стараются присоединиться к своим черным клиентам по языковым паттернам, а не навязывают свои собственные представления сознательно или подсознательно.
Необходимо подробнее рассмотреть культурные различия в использовании техник. Используя метод, схожий с методом Штруппа, Берман попросила черных и белых мужчин и женщин — терапевтов — записать свою реакцию на проблемы своих пациентов, представленные им на видеопленке. Психолог обнаружила, что белые мужчины задавали больше вопросов и давали больше советов, а белые женщины больше отражали чувства, черные мужчины и женщины больше прибегали к советам. Когда же исследовали фокусировку ответной реакции, оказалось, что белые консультанты фокусировались на личности клиента (“Вы, по-видимому...”), в то время как черные консультанты чаще фокусировались на культурном контексте и контексте среды (“Система оказывает на вас влияние...”). Эти выводы логичны, они имеют большое значение, поскольку еще раз доказывают тот простой факт, что все люди разные. Отражение чувств человека, который сердится, потому что не может получить работу, может оказаться не таким полезным, как совет о том, как вести себя в условиях расовой дискриминации и как искать работу в этих условиях. Другую иллюстрацию культурных различий в паттернах общения мы находили в работах антрополога Бриггса (1970), который изучал семейную жизнь и общение на Крайнем Севере. Вопросы здесь считаются грубыми и назойливыми многими эскимосскими народностями, прямое выражение эмоций не приветствуется, и чтобы обсудить заботы и проблемы друга, эскимос должен терпеливо ждать. Брислин, Холл, Педерсен, Дрегунс, Лоннер и Тримбл, Харнер, Винс и Матараццо — авторы четырех из множества работ о влиянии культурных различий в паттернах общения в разных культурных группах. У людей из Азии, Океании, Европы и Южной Америки и многих этнических меньшинств в США и Канаде значительно различаются между собой паттерны общения.

УСЛОВИЯ КАЧЕСТВА И ЭМПАТИЯ
Интересная серия исследований Фидлера затрагивала определение идеальных терапевтических отношений и изучала личности терапевтов психоаналитической, роджерианской и адлерианской школ. Психолог обнаружил, что у терапевтов-экспертов, принадлежащих к разным школам, было больше общего между собой, чем у неопытных терапевтов разных ориентаций.
Не менее интересное исследование было проведено Барратт-Леннардом (1962), который изучал уровень внимания, эмпатии, конгруэнтности, необусловленности внимания и желание известности у опытных и неопытных консультантов. Он определил, что у опытных терапевтов уровень этих положительных качеств выше.
Эти два исследования подтолкнули множество других исследований по роджерианским характеристикам качеств. Изучение личностных качеств, облегчающих общение, таких, как эмпатия, уважение, доброжелательность, и тому подобное продемонстрировало, что эти качества непосредственно связаны с оценкой эффективности консультирования и психотерапии. Далее, эти качества могут быть более важными в некоторых случаях, чем теоретическая ориентация консультанта, поскольку ясно, что внимательный и доброжелательный консультант любой ориентации предпочтительнее для большинства клиентов, чем холодный, застегнутый на все пуговицы специалист, не выказывающий уважения к личности клиента. В противоположность этому, Митчел, Базарт и Крауфт прочли работы, посвященные гипотезам и теории Роджерса, совсем по-другому. Они сделали такой вывод: “Последние данные, несмотря на некоторую противоречивость, все же говорят о том, что эмпатия, доброжелательность и искренность влияют на изменение клиента, но что их всемогущество преувеличено”.
Роджерс (1975) указывает, что многие терапевты не могут создать условия эмпатии и что терапия и консультирование могут оказать и пользу и вред. Хэдли и Штрупп (1976) проиллюстрировали эту точку зрения. Они изучили большое количество работ, в которых указывалось, что возможным результатом психотерапевтического процесса может быть ухудшение состояния и сделали вывод: “Искусство терапии в основном состоит в строго определенном и точном применении определенной техники, в правильном решении, когда нужно быть терпеливым, а когда нужно поторопить клиента, когда быть мягким и доброжелательным, а когда дистанцироваться. Простого применения нескольких эмпатических качеств недостаточно, они должны проявляться синхронно с клиентом, с конкретным моментом, со всем процессом интервью”.

КУЛЬТУРА КАК ПЕРЕМЕННАЯ ПРОЦЕССА
Качества эмпатии по-разному проявляются в различных культурах. Так, во многих южноамериканских культурах принято дотрагиваться до собеседника, но в Северной Америке это было бы воспринято как назойливость. Поскольку способ существования в мире различных народов различается, в культурной эмпатии и взаимопонимании есть прямая необходимость. Примером существенных культурных различий может быть североамериканское и японское содержание слова “любовь”, которое означает истинное чувство эмпатии к другому человеку. В японском языке нет прямого перевода слова “любовь”. Самый близкий перевод — слово “алан”, которое отражает чувство нежности, включающее отношение зависимости, в то время как в США под любовью подразумевают отношения, основанные на равенстве. Понятия о жизни, почерпнутые из нашей собственной культуры, не должны заслонять от нас того факта, что люди могут по-разному конструировать и анализировать мир. Известно также, что у черного и белого населения Канады и Америки различны паттерны существования и общения в мире. Поэтому психотерапевту очень важно правильно подходить к расовым проблемам.
Бродски (1981) проанализировала основные исследования по полу, расе и общественному классу клиентов. В своей работе она указывает на отсутствие эмпатии вследствие сложившихся стереотипов по отношению ко всем группам населения, при этом терапевты склонны отдавать предпочтение определенным типам клиентов: молодым, привлекательным, разговорчивым, интеллигентным, удачливым. Подчеркивается необходимость соответствия языка общения, изменение языкового стиля и даже места проведения терапии, если так нужно для клиента. Наконец, автор предлагает специальный тренинг для терапевтов по вопросам расизма, сексизма и т. д., который поможет им успешнее работать. Культурная эмпатия достигается не легче, чем индивидуальная, фактически достижение культурной эмпатии может быть самой трудной задачей. Без этого нет истинной эмпатии.
Берзинс сделал в 1977 г. обзор всей имеющейся литературы по соответствию терапевта и клиента, откуда мы узнаем, что более 50 процентов черных клиентов служб психологической помощи не возвращаются к терапевту после первого интервью.
Если клиенты и терапевты соответствуют друг другу по общественному классу и расе, клиенты легче раскрываются и разговаривают во время интервью более свободно. Данных по соответствию клиента и терапевта немного, но игнорировать их нельзя.
Можно посоветовать еще две работы о культурной эмпатии: Сью, “Консультирование клиентов, принадлежащих к другой культуре” (1981) и “Этнотерапия и семейная терапия” Макголдриха, Пирса и Джордана (1982).

ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЫ
Вопросам приобретения профессиональных навыков и качеств эмпатии сопутствует проблема обучения навыкам консультирования большого количества полупрофессионалов, добровольцев в центрах психологической помощи и непрофессиональных помощников. Эта проблема столкнулась с различными реакциями.
“Люди, не имеющие диплома о психологическом образовании, могут оказывать значительное положительное влияние на нуждающихся в помощи. Помощь одного человека другому — не исключительная привилегия профессионала с дипломом”.
“К сожалению нынешняя ситуация почти вышла из под контроля. Несмотря на существование законов, регулирующих психологическую, социологическую и психиатрическую практику, фактически ничто не мешает психологу, имеющему лицензию, разработать новую методику, рекламировать случаи излечения и широко использовать ее на практике. Еще более беспокоит тот факт, что тысячи людей, не имеющие лицензий, практикуют собственные версии психотерапии под различными многообещающими названиями безо всякого контроля...”
Два мнения, оба взяты из обзоров, иллюстрирующих дилемму, возникшую при оказании психологической помощи. Какую позицию займете вы сами? При условии, что в обществе благосклонно смотрят на непрофессионалов, особое значение приобретают исследования эффективности труда полупрофессионалов. Использование методов мета-анализа позволило некоторым авторам сделать такой вывод: непрофессионалы по меньшей мере не менее эффективны, чем профессиональные консультанты. Несмотря на интересные факты в пользу значения непрофессиональных консультантов, многие профессионалы не желают пользоваться их помощью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Горностай П.П. Транзактный анализ и тайны жизненных сценариев
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Теория транзактного анализа
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Огинская М.М., Розин М.В. МИФЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ИХ ФУНКЦИИ
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Модель; model



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь