Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 162574

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.2. Категориально-понятийный аппарат акмеологии

На данном этапе развития акмеологии как науки в теоретических акмеологических исследованиях особое внимание уделяется созданию собственного категориально-понятийного аппарата, без которого никакая наука не имеет права претендовать на самостоятельный статус. Доказательное обоснование базовых акмеологических категорий и понятий является важной теоретико-методологической и прикладной задачей. Строгая и аргументированная внутренне непротиворечивая система понятий и определений позволяет проводить обобщающие теоретические и конкретно прикладные исследования, решать практические задачи, в том числе связанные со становлением и развитием профессионализма, осуществлять подготовку специалистов-акмеологов высшей квалификации.
В результате:
• разработки идейной основы акмеологии;
• проведения теоретических и прикладных акмеологических исследований;
• многочисленных дискуссий, посвященных тенденциям развития акмеологии, анализу акмеологических фактов;
• сравнительного анализа базовых категорий в смежных с акмеологией науках о человеке было сформировано в целом общее представление о содержании основных категорий и понятий акмеологии. Предлагаемая ниже система базовых акмеологических категорий в настоящее время, что называется, принята за основу. Она отражает сформированные общие представления о категориальном строе на данном этапе развития акмеологии как науки, когда центральной проблемой является личностно-профессиональное развитие зрелой личности до уровня профессионализма и достижение в этом вершин. В то же время в этой категориально-понятийной системе представлено и авторское видение этой проблемы.
Базовые категории и понятия акмеологии будут, естественно, уточняться по мере пополнения акмеологического знания, однако нынешняя система скорее всего так и останется ее основой.
При обосновании базовых акмеологических категорий и понятий мы опирались на методологические установки относительно их смыслосодержательной группировки по пяти основным группам:
• понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «профессионализм» и др.);
• понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.);
• понятия, выражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.);
• понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я-концепция», «готовность» и др.);
• понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределение» и др.);
• понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.).
Приведенные понятия и определения не являются исчерпывающими. По ходу обсуждения проблем акмеологии в книге будут также обоснованы другие базовые понятия и определения, в частности, имеющие отношение к акмеологическим методам, становлению профессионализма и профессионала.
Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем этапе ее развития является категория «профессионализм». Заметим, что во всех психологических словарях сама эта категория не рассматривается вообще, в них также отсутствует научное осмысление другой важной акмеологической категории — «профессионал». Поэтому прежде необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. «Профессионал» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела». То есть в обыденном понимании понятие «профессионал» связывается с самим фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности. Заметим, здесь речь вообще не идет ни об уровне исполнительского мастерства, ни о характеристиках личностно-профессиональных качеств, ни о нормах регуляции деятельности и отношений и пр. На наш взгляд, это весьма формальная точка зрения, обедняющая сущность данного социального и профессионального явления.
В некоторых научных публикациях проблема профессионализма изучается преимущественно с позиций конкретных наук. В частности, с философско-социологической точки зрения профессионализм рассматривается как «...сложное интегративное социально-психологическое понятие, отражающее уровень и характер овладения человеком профессией. Профессионализм — это не только достижение субъектом деятельности высоких профессиональных вершин, но непременно и наличие социально-психологических качеств, свойств и таких компонентов, как сознательное отношение человека к труду, состояние его "целерациональной" (no M. Веберу) предрасположенности к деятельности, удовлетворенность ею. Профессионализм — это высшая степень совершенства в определенном виде деятельности, самый высокий уровень мастерства, свершение дела в превосходной степени»*.
* Игнатов В. Г. и др. Профессионализм административно-политических элит (философско-социологический и акмеологический подходы). — Ростов н/Д., СКАГС, 2002. - С. 95 и др.
В данной трактовке очевиден крен в сторону деятельностного аспекта проблемы, поэтому профессионализм, по сути дела, отождествляется с профессиональным мастерством. Это подтверждается и другим данным определением: «Профессионализм — это мера и степень совершенства, которые достигает человек в своей деятельности, поднимаясь на высшую ступеньку мастерства, делаясь авторитетом, мастером в своем роде занятий». У специалистов в области кадроведения взгляд на проблему профессионализма несколько шире. На примере профессионализма на государственной службе они дают следующее определение*: «...Профессионализм служащего — это доскональное знание своего дела и наиболее эффективное осуществление своей служебной деятельности».
* Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пнрогова. - М.: РАГС, 1996. - С. 104.

В то же время в комментариях к данному определению отмечается, что «...в профессионализме госслужащего проявляются одновременно все качества: специально-деловые, личностные и нравственные. Профессионализм не является проявлением узкой специализации сотрудника. Он складывается из специальных знаний, умений и навыков, из оптимального проявления личностных качеств служащих, в том числе нравственных, из наиболее полного использования всего аппарата». Иными словами, предпринимаются попытки осмысления данной категории не только с точки зрения деятельностного, но и личностного подхода.
Акмеология рассматривает данную проблему с более широких позиций. «Профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную систему организации сознания, психики человека»*.
* Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: МПСИ, 1995. С. 127.

Именно с этих позиций акмеологами рассматриваются сущностные характеристики профессионализма, однако моменты его формирования и развития подчеркиваются особо. На ранних этапах становления акмеологии наиболее распространенным было определение профессионализма, данное Н. В. Кузьминой, в котором также просматривалась ориентация на деятельностный аспект проблемы. Оно и сейчас является важным методологическим ориентиром, так как подчеркивает приоритеты развития этого важного свойства личности. В то же время по мере становления теории акмеологии стало очевидным, что данная категория должна более представительно отражать еще и личностный аспект, ибо профессиональные достижения обусловливаются не только совершенной системой навыков и умений, но и развитием личностно-профессиональных качеств, мотивации деятельности и достижений, регулирующей силой личностных и профессиональных стандартов и эталонов. Именно такое понимание полностью отвечает требованиям важнейшего методологического принципа акмеологии и психологии — единства личности и деятельности. Как личность или субъект человек не может существовать вне целенаправленной деятельности, так и нет деятельности как таковой, ее всегда осуществляет кто-то. Подобный взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности и профессионализма деятельности. Обобщение результатов акмеологических исследований с этих позиций предоставило возможность дать следующие определения данных важных сторон профессионализма.
Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Ридзель Анастасия Анатольевна. Внедрение инновационных образовательных технологий как средство профессионального развития педагогических кадров ДОО.
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Тимощенко Ольга Леонидовна. «Понятия мотивации и стимулирования педагогической деятельности в системе методической службы»
  • Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации
  • Серова Елена Сергеевна. Использование активных форм методической работы в ДОУ
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Четвериков В.С. Административное право
  • Матвеева Татьяна Алексеевна. «Волшебный полёт в город эмоций» интегрированное психолого-музыкальное занятие для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Загидуллина Нина Сергеевна. Исследование коммуникативной культуры дошкольников в условиях трудовой деятельности
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Сидорова Светлана. «Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Семиренко Светлана Юрьевна, Попова Елена Юрьевна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема «Осенний вернисаж»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Лихова Ольга Ивановна. Растим будущих инженеров с дошкольной скамьи
  • Бородулин А.Н, Кузнецов В.Н, Мельник М.В. Теория экономического анализа
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Столяренко Л.Д. Психология управления
  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь