Борисова Ольга Владимировна. Мастер — класс «Треугольники в хантыйском орнаменте»

Мастер — класс «Треугольники в хантыйском орнаменте»

Старший воспитатель НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок» Борисова Ольга Владимировна

Цель: учить вырезать геометрический орнамент.

Задачи:

  • закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры, цвета;
  • обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу;
  • совершенствование резания бумаги ножницами по линиям разметки, смазывание по-верхности бумаги клеем;
  • формирование умения составлять план выполнения работы и оценивать своё изделие по вопросам педагога;
  • коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: ножницы, клей, кисточка, салфетка, цветная бархатная бумага, картон.

 

Скачать конспект

Словарь: геометрический узор, шаблон, ромб. берестяная крышка, туесок.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

«Цветок необыкновенный».

Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро нашим гостям,

Доброе утро всем нам!

Воспитатель предлагает создать «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке, другу, а ко всем окружающим ребятам и взрослым. Давайте произнесём эти слова и запомним.

Какими счастливыми станут люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце!

Отгадайте загадки

  • Я похож на крышу дома

На колпак похож я тоже… (треугольник)

3. Воздушный шар зацепился за столб,

А форма его похожа на… (ромб)

- Эти геометрические фигуры

Нам предстоит отправится в страну, где живут эти фигуры. Приглашаю посетить выставку декоративно-прикладных изделий и предметов в нашем музее. (игольница, берестяная крышка, туесок и.т. д.)

Изделия украшены орнаментом.

- из каких элементов состоит хантыйский орнамент?

- какие цвета используют мастерицы

- назовите особенности хантыйских орнаментов

Тема: Сегодня мы с вами будем рукодельницами. будем учиться вырезать орнамент, как хантыйские мастерицы.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. Орнамент — предназначается для украшения различных предметов. видов изобразительной деятельности человека, определенными знаками. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы.

По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей. У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специ-альная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки храни лись в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы вы-полнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Так-же узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Проверка готовности.

  • Итак

- Проверим, готовы ли вы приступить к работе в мастерской рукоделия. Я называю, а вы проверяете глазками.

- Инструменты лежат с правой стороны: клей -карадаш, ножницы, а необходимые для заня-тия нам материалы с левой стороны: цветная бархатная бумага, шаблоны, салфетка.

Повторение правил.

- К занятию в мастерской вы готовы, а теперь повторим правила безопасной работы.

Приложение 1.

- Сегодня мы освоим приемы моделирования орнамента из геометрических фигур.

Орнамент — Строгий порядок в его основе лежит строгое геометрическое чередование

2. Планирование работы.

Для того чтобы составить такой узор мы должны сделать заготовки деталей, т.е. геометриче-ские фигуры

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Каждый знак что-нибудь означает.

Зубчики – народы ханты сравнили их с щучьими зубами и так и назвали «щучьи зубы»

Используют ханты пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;

  • Красный – цвет жизни.
  • Жёлтый – знак огня.
  • Зелёный – тайга.

Синий – цвет рек, воды, неба

Орнамент «щучьи зубы».

Анализ образца последовательности вырезания элементов.

Линия сгиба

  • сложить полоску длиной 20 см пополам,
  • хорошо прогладить линии сгиба,
  • сложить еще раз пополам и прогладить линию сгиба,
  • Сложить еще раз пополам, прогладить линии сгиба,

получилась фигура квадрат (похож на книжечку),

  • Держим левой рукой за линию сгиба квадрата,
  • Ставим ножницы на 0,7 мм выше угла нижнего правого края,

и по диагонали простригаем квадрат с уголка на уголок,

не прорезая до самого угла

  • Разворачиваем и у нас получилось 4 симпатичных

одинаковых треугольника.

  • Из полученных одинаковых треугольников выкладываем орнамент на изделии (шаб-лоны у детей на столе)

Еще один узор РОМБ – отдельно взятый ромб коренные жители называют – сердца углубление. Ромбовидные изделия, изделия с орнаментом «ромб» вешали у ребенка на люльке. Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «поленница дров», «ель». По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».

Чтоб получился ромб быстро и красиво. Нам необходимо выполнить похожие действия с полоской бумаги.

  • сложить полоску длиной 20 см пополам, хорошо прогладить линии сгиба,
  • сложить еще раз пополам и прогладить линию сгиба,
  • Сложить еще раз пополам, прогладить линии сгиба, получилась фигура квадрат (по-хож на книжечку)
  • Развернуть квадрат
  • Сложить пополам по горизонтали и прогладить
  • Берем ножницы и простригаем как показано на рисунке зеленым цветом

линия сгиба

Наши ромбы помогут сложить узор

А если мы соединим треугольник и ромб получится совершенно другой орнамент

3. Самостоятельное выполнение работы дошкольниками

Заполнение шаблонов геометрическими формами

4. Оценка изделия.

5. Выставка работ.

6. Рефлексия

– Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши из-делия не похожи друг на друга.

- Что мы с вами сегодня научились составлять?

- Что можно украшать этим орнаментом?

- Теперь у вас есть работа, которая может радовать не только вас, но и ваших друзей и род-ных.

Приложение 1.

Инструкция по охране труда для воспитанников при работе с ножницами в ДОУ

  1. Работать с ножницами необходимо в определенном, хорошо освещенном месте.
  2. Перед работой с ножницами наденьте фартук.
  3. Пользуйтесь ножницами только под контролем воспитателя группы детского сада.
  4. Не берите ножницы без разрешения воспитателя ДОУ.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  2. При работе внимательно следите за направлением резания.
  3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  4. Не держите ножницы лезвием вверх.
  5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  6. Не режьте ножницами на ходу.
  7. Не подходите к товарищу во время работы.
  8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

  1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
  2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
  4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
  5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
  6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Просмотров: 241
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Малютина Оксана Александровна. Конспект интегрированного занятия в средней группе по художественно — эстетическому развитию «К нам в гости пришли ножницы»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Слепкова Наталья Владимировна. Как научить ребенка пользоваться ножницами: советы родителям
  • Низовцева Юлия Владимировна. Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным окружением в средней группе на тему: «Ножницы — друг или враг?»
  • Редактор. Как сложить салфетку в форме корабля. Идея на 9 мая.
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Ножницы в руках ребёнка».
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Ножницы в руках ребёнка»
  • Редактор. 7 СОВЕТОВ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖНИЦАМИ
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Возможности специального оборудования при работе с детьми с ОВЗ, из опыта работы
  • Торба Эльвира Фаридовна. «Как положено друзьям, все мы делим пополам …»
  • Редактор. ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ
  • Глушкова Елена Юрьевна. Памятка для родителей «Еще раз про адаптацию…»
  • Давлетова Резеда Валиахметовна. КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ»
  • Дуркина Виктория Васильевна. Дидактическое пособие «Коми национальный орнамент»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Ким Татьяна Вячеславовна. Занятие для дошкольников «Нам эти песни позабыть нельзя»
  • Пачина Алёна Михайловна. Развивающие игры с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Коми орнамент»
  • Горячкина Дарья Вячеславовна. Еще раз о пользе логоритмики
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Гордовская Елена Сергеевна. Презентация 'Доброе утро. Один день в саду'
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Архипова Наташа Анатольевна. Мастер – класс На тему: «Посиделки» при работе по социокультурным истокам
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Лунёва Светлана Владимировна, Лихарева Татьяна Владимировна. Сборник дидактических материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о бумаге»
  • Алымова Екатерина Александровна. Преемственность в работе детского сада и школы (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь