Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов

Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов

Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра индивидуален и имеет свои особенности. Тем не менее, у многих из них цифры вызывают неподдельный интерес. Как правило, дети с РАС способны повторять или располагать цифры по порядку, это может быть обусловлено усиленной способностью системного восприятия. Но дети демонстрируют низкий уровень формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; трудности в усвоении правил пересчета предметов, «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации.

 

При подготовке ребенка с РАС к школьному обучению учитель-дефектолог должен поставить перед собой такие задачи, как:

  • научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.)
  • научить детей соотносить слово – числительное и цифру. Полезно научить детей запоминать контур цифры не только визуально, но и двигательно-осязательно (кинестезически). Для этого можно использовать изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети будут обводить пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный образ ее контура, помогающий освоить ее написание).

Кратко рассмотрим методику формирования навыка соотнесения числа с количеством предметов. Для начала учитель-дефектолог учит дошкольников повторять цифры вслух от одного до десяти. Это можно делать в песенной или стихотворной форме. Далее педагог знакомит детей с самими цифрами: следует проговаривать каждую цифру вслух и указывать на изображения цифр, считая по порядку. Этот метод связывает умение считать с визуальным изображением каждой цифры. Можно также использовать карточки с цифрами. Поднимать карточку с цифрой, громко ее произносить и просить ребенка найти ту же самую цифру в его собственном наборе. Следующий этап – обсуждение каждой цифры по отдельности. Следует уделить некоторое время на обучение каждой цифре, начиная с единицы: записать как числовое обозначение, так и слово, а также проиллюстрировать, показав один кубик, один палец или еще какой-нибудь одиночный предмет. Каждое следующее число учитель вводит, увеличивая предыдущее число на один. Например, перед ребенком стоят две пирамидки. Он пересчитывает их. Учитель-дефектолог ставит еще одну пирамидку. Ребенок пересчитывает все пирамидки и называет полученный результат. Учитель-дефектолог обозначает его цифрой «три». Затем ребенок учится определять количество предметов путем пересчета и обозначать его цифрой. Например, перед ребенком лежат 4 машинки и цифры. Он пересчитывает машинки, называет итог, отвечая на вопрос «Сколько?»«четыре» и находит цифру «четыре». Таким образом, ребенок учится брать определенное количество предметов к заданной цифре, а пустое множество учится обозначать цифрой 0.

Поскольку каждый ребенок с РАС уникален, процесс обучения следует основывать на индивидуальных потребностях. У ребенка с РАС часто возникает такая проблема, как отсутствие мотивации к обучению. Поэтому данную методику обучения можно адаптировать. Учитель-дефектолог использует в качестве стимулов:

  1. счетный материал, который нравится ребенку с РАС (например, маленькие машинки, камешки Марблс, кубики, ягоды-муляжи, фигурки животных и т.д.);
  2. карточки с изображением цифр и таким же количеством точек (с визуальными подсказками);
  3. карточки с изображением цифр без точек (без визуальных подсказок).

Работа по формированию у ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра навыка соотнесения числа с количеством предметов включает в себя четыре этапа:

  1. Обмен карточек с цифрами, на которых указано соответствующее количество точек, на такое же количество счетного материала;
  2. Обмен карточек с цифрами и точками на такое же количество счетного материала, при этом карточки с цифрами помещаются в «карман» так, чтобы точки не были видны. Ребенок вытаскивает карточку из «кармана» и только после этого видит количество точек.
  3. Обмен карточек с цифрами (без точек) на соответствующее количество счетного материала с подсказкой: справа от ребенка находятся дополнительные карточки с цифрами и точками.
  4. Обмен карточек с цифрами (без точек) на соответствующее количество счетного материала без каких-либо подсказок.

Следует помнить, что переход на каждый последующий этап должен происходить только тогда, когда ребенок самостоятельно без помощи учителя-дефектолога или тьютора освоил предыдущий этап.

Список источников и литературы:

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учеб. -метод. пособие для дошк. учреждений и высш. учеб. пед. заведений / Л.Б. Баряева. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена: СОЮЗ, 2002 (ГИПК Лениздат). — 479 с.
  2. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография / А.В. Белошистая. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 234 с.
  3. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: ИНФРА — М. 2004. — 154 с.
  4. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. Пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 2006. -154с.
  5. Леушина, Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/Л. М. Леушина. М. Наука и жизнь, 1994. -368с.
  6. Хаустов А.В. Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количествомпредметов // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №3 (44). – с. 22–25.
Просмотров: 291
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Ирина Королёва. Конспект открытого занятия по математики в подготовительной к школе группе. Тема «Количественный и порядковый счет, цифры»
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект занятия: «Количество и счет».
  • Главный Редактор. Учим цифры - стихи
  • Прокофьева Татьяна Андреевна. 'Эти удивительные цифры'!
  • Галина Толкачева. Математический проект 'Цифры наши друзья'
  • Светлана Морозова. Учитель – дефектолог Морозова С.Ю. «Моя автобиография»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Цыганова Татьяна Владимировна. Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Кузины задания выполняем – цифры на часы возвращаем»
  • Родина Екатерина Валерьевна. Презентация «Ознакомление с цифрами»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Редактор. Сценарий детского дня рождения - Количество участников - 20-40 человек
  • Редактор. Ребенок учится считать
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Антонова Светлана Геннадьевна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Невесенко Светлана Никоаевна. Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Знакомство с числом и цифрой 6».
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Юдина Ирина Ивановна. Семинар-практикум 'Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность'
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Чубшвец Анна Александровна. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через использование дидактического пособия «Математический кейс».
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений путём включения современных технологий – лэпбука у детей старшего дошкольного возраста»
  • Миллер Маргарита Ивановна. Выступление детей старшего дошкольного возраста (5-7-лет) на торжественном открытии городского конкурса «Учитель года»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь