Маринчева Екатерина Вячеславовна. Усвоение понятия «рифмы» дошкольниками с речевыми нарушениями

Усвоение понятия «рифмы» дошкольниками с речевыми нарушениями

При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения — игровые рифмовки. Работа над рифмой начинается с первого года обучения с различения слов, близких по звуковому составу.

Для этого детям следует выполнять упражнения:

  • назвать две парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова: конфета-кубик, лиса-оса.
  • Повторить по 2 слова и определить, похожи ли они по звучанию (фантик-бантик, крупа-молоко, лифт-банан, манка-банка, винт-бинт, кошка-мышка)
  • Определить, какая из 2 пар слов звучит складно (палка-селедка, палка-скакалка, мышка-шишка и мышка-кошка, гном-дом, гном-дам, качели-лимонад и качели-карусели.
  • Это задание называется «Нескладушки». Повторить вначале по два, а потом по три похожих слова в названном порядке: мак-так, сом-дом, дуб-суп, мак- бок–так, сом- дом- гном, моток- каток- поток, утка-дудка – будка.
  • Из 4 слов, четко названных логопедом, назвать те, которые отличаются от остальных ком-ком-кот-ком. Канава-канава-какао-канава.
  • Послушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу «не случайно у сестрички с фантиками (бантиками) две косички»
  • «пес Барбос совсем не глуп, но не хочет рыбный зуб (суп)»
  • «испугалась, плачет внучка — укусила ее ручка (Жучка)»
  • игра «четвертый лишний» (с опорой на картинки): мак-рак-бак-банан, ветка-клетка-диван-сетка, шкаф-крышка-пышка-мышка
  • после прочтения логопедом рифмовки и выделения голосом последнего слова в первой строчке закончить, добиваясь рифмы, вторую строчку одним из трех предложенных слов.

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные (перина, подушка, рубашка)

  • Закончить двустишие, подобрав подходящую рифму «мы с сестричкою вдвоем утром чай горячий…, мама, папа, брат и я -вот и вся моя…, в лесу веселый гномик построил себе…»
  • Выбрать из двух слов одно, в котором слышится заданный звук (волосы-полосы, волос-голос, фантик-бантик)
  • На втором году обучения дети знакомятся с понятием рифмы -созвучием окончаний строк. Например, провести обсуждение отрывка из книги Н.Носова «Приключение Незнайки»
  • Работа над рифмой не самоцель, она связана с решением других коррекционных задач: автоматизацией и дифференциацией звуков, анализом звукового состава слова, развитием лексико-грамматического строя языка, пополнением словарного запаса.
  • Постепенно игры становятся сложнее, разнообразнее и могут проводиться как часть групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  • В подготовительной группе можно провести игру «Подскажи словечко».
  • В течении года в соответствии с темой занятия предполагается различные фонематические разминки.
  • После подбора слова в рифму, логопед просит детей вспомнить все родственные слова. Например, к слову рыба (тема звук «р» «родственные слова).
  • Далее проводятся игры в которых дети подбирают слова, схожие по ритмической структуре и проговаривают рифму.
  • Игра «Горшок каши» (на автоматизацию звука «Л»)
  • Фото: На столе- игровом поле в формате квадрата разложены 16 перевернутых картинок. Никаких предметов на картинках ни видно, потому что они залиты белой молочной кашей.
  • Из детей формируется «спасательная команда». Первый спасатель (девочка) делает по игровому полю 4 шага в любом направлении, в такт «шагам» приговаривая: «ла-ла-ла я куклу спасла». Если спасатель мальчик, он проговаривает: «ал-ал-я лампу спасал. Ал-ал – я халат достал»
  • Игра «Слова с начинкой» (разбор картинок с отрабатываемым звуком)
  • При автоматизации звука «р» на картинке слова: роза, зубр, носорог, зоопарк. Эти короткие слова спрятаны в конце длинных. Я называю длинное слово, дети находят созвучное короткое и повторяют пару: носорог-рог, угроза-роза, зубр-зуб, зоопарк-парк.
  • Игра «рифма»
  • К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Первая стопка лежит в центре стола рисунком вниз, остальные картинки разложены рисунком вверх по всему столу. Дети поочередно берут из стопки по 1 картинке, называют её и подбирают рифму среди названий картинок, лежащих на столе. Если пара не найдена, картинка возвращается пор стопку. Если игроку удается подобрать парную картинку, он забирает обе картинки.
  • Игра «Буриме»
  • В игре принимают участие 2-4 чел. Они либо запоминают свою рифму, либо получают карточку и читают ее. Рифма содержит отрабатываемый звук. К примеру, при работе над автоматизацией звука «л» предлагается рифма алка, олка, илка.
  • На столе разложены картинки со словами: галка, фиалка, палка, мочалка, елка, иголка, пчелка, футболка, пилка, копилка, вилка, скакалка.
  • Первый вариант игры:

Каждый ребенок трижды повтрояет свою рифму и подбирает рифмующееся слово — название одной из картинок (например: «олка-олка-олка-

у меня футболка».

Четко произнося двустишие, игрок забирает картинку себе.

  • Второй вариант игры: каждый игрок объединяет любые свои картинки в парах и придумывает с ними двустишие:

«порвалась у Вани футболка, теперь нужна Ване… иголка»

Если работа идет над другими звуком, дети

  • Игра «Рифмобол»

Логопед: Ребята, давайте скорее играть!

Разные будем слова подбирать!

Любые слова говорите, ладно?

Но только такие,

Чтоб вышло…

  • Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучием с названием: печка-речка, овечка-свечка, сердечко-колечко.

Птичка-синичка, спичка, табличка-косичка.

  • Игра «Найди пару»

Дети должны найти к предложенной картинке пару: другого картинку со словом, сходным по звукортимической структуре.

  • Игра «Помощница и обманщица»

По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

  • А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.
  • «Сочини вторую строчку»

В отличие от игры «Подскажи словечко» дети добавляют не одно слово, а целую стихотворную строчку. Первую может придумать логопед или я беру ее из книжки В. Нестеренко «Подскажи словечко».

Например: я говорю первую строчку: У деревьев ветки колки…

Дети заканчивают: Ведь деревья эти- ёлки.

В случае затруднения подбора рифмы к последнему слову детям можно предложить предметную картинку.

  • Игра «Мы поэты»

Игра- цель: обучение детей составлять четверостишия, в которых содержится целый рассказ.

Детям подготовительной группы предлагаю домашнее задание: сочинить небольшие стихотворения. Чаще это стишки на лексическую тему, изучаемую в группе в течении данной недели.

Так происходит закрепление материала.

Просмотров: 394
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами
  • Закирова Ольга Вадимовна. Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР.
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
  • Апаназова Ольга Сергеевна. Открытое занятие с детьми подготовительной логопедической группы (6-7 лет) с ОВЗ (ОНР) «Родственные слова»
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Ткацкая Марина Игоревна. Последовательный пересказ текста описательного характера «Лиса» с опорой на картинный план и слова-признаки
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Редактор. Слова благодарности молодоженов
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Чанчикова Нина Владимировна. Волшебные слова
  • Оксана Худякова. Конспект НОД (коммуникация) в старшей группе «Волшебные слова»
  • Редактор. Текст (слова) песни «Happy New Year!»
  • Дивеева Галина Александровна. НОД: «Волшебные слова».
  • Маматова Юлия Владимировна, Микова Анна Григорьевна. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова
  • Эргарт Екатерина Валерьевна. Коррекция слоговой структуры слова посредством изобразительной деятельности
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Конспект НОД по экологии для детей дошкольного возраста 'Добрые слова'
  • Градусова Марина Александровна. Консультация для родителей «Волшебные слова»
  • Слепкова Наталья Владимировна. Беседа «Добрые и вежливые слова».
  • Федурина Любовь Дмитриевна. Конспект занятия в средней группе этическая беседа «Ищем и находим волшебные слова»
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Прудникова Светлана Николаевна. Познавательно-экспериментальная игра-путешествие на тему: «Пейте дети молоко, будите здоровы!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь