Головин С. Ю. Словарь практического психолога.

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психологических терминов | Просмотров: 64316

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

(около 2000 терминов)
Оглавление
_А_ 1
_Б_ 33
_В_ 42
_Г_ 67
_Д_ 81
_Ж_ 105
_З_ 111
_И_ 124
_Й_ 149
_К_ 150
_Л_ 173
_М_ 188
_Н_ 219
_О_ 238
_П_ 270
_Р_ 378
_С_ 401
_Т_ 458
_У_ 498
_Ф_ 504
_Х_ 516
_Ц_ 523
_Ч_ 527
_Ш_ 531
_Э_ 536
_Ю_ 550
_Я_ 551
Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов, психологии мышления, психологии памяти, психологии эмоций, чувств и ощущений. Особое внимание уделено психоанализу.
_А_
АБАЗИЯ — Нарушение способности ходить при сохранении способности выполнения движений, составляющих ходьбу: больной может совершать соответственные действия — в нужном объеме и с достаточной силой — лежа. Чаще всего встречается при истерии, при двигательных расстройствах нижних конечностей и расстройстве равновесия. Часто сопровождается астазией. Согласно З. Фрейду — специальное нарушение одной конкретной функции моторного аппарата.
АБСАНС — Кратковременное затемнение, блокировка сознания.
АБСТИНЕНЦИЯ — Состояние, возникающее от прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин ошибочно применяется к похмельному синдрому абстинентному, тогда как речь идет о более тяжелых состояниях, соответственных второй — развернутой — фазе алкоголизма. Клиническая картина и течение абстиненции зависит от природы наркотического вещества, его доз и длительности употребления. Характерные проявления — головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто в сопровождении идей самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в наркотике и пр. Возможны бессонница, пугливость, тревожность, суицидальные тенденции, развитие эпилепсии алкогольной.
АБСТИНЕНЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ (воздержание от половой жизни) — 1. Состояние субъекта, лишенного возможности вести половую жизнь.
2. Промежуток времени, в течение коего субъект лишен этой возможности. Для различных конституциональных типов личности реальный временной интервал, учитываемый как абстиненция сексуальная, широко колеблется. В сексологии медицинской абстиненцией считается отсутствие половых контактов более месяца. Различаются: 1) абстиненция сексуальная тотальная — исключает все виды сексуальной активности; 2) абстиненция сексуальная парциальная — во время нее бывают поллюции или мастурбация. В первом периоде абстиненции сексуальной половое влечение обычно нарастает, бывают дискомфортные ощущения. Затем развивается охранительное торможение влечения, и они постепенно исчезают. При возобновлении сексуальных отношений после долгого перерыва временно могут быть определенные трудности.
АБСТРАКЦИЯ — процесс когнитивный — одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат — построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее — также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.
Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она — необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой — благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции — практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.
АБУЛИЯ — Патологическое нарушение психической регуляции действий — синдром психопатологический, выражаемый вялостью, нарушением волевого импульса, отсутствием желаний и побуждений к деятельности, неспособностью принять решение и выполнить правильное действие, хотя необходимость его осознается. Может рассматриваться как индикатор начала заболевания психического. Обусловливается органическими причинами (глубокой олигофренией, поражениями мозга головного) или заболеваниями психическими (депрессией, шизофренией, психозом циркулярным, наркоманией). Также наблюдается при некоторых состояниях пограничных, при психоневрозах. Абулию нужно отличать от слабоволия как черты характера, устранимой направленной тренировкой (-> воля).
АВОКАЛИЯ — Форма амузии моторной, при коей теряется возможность воспроизведения мелодий голосом или на музыкальных инструментах.
АВТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия) — Вид поведения агрессивного — агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, поведении суицидном (-> суицид).
АВТОГИПНОЗ (аутогипноз, самогипноз) — Самогипноз — гипноз, вызванный самовнушением, — в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека. Целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния достигается специальными приемами (-> гипнотизация). Склонность к автогипнозу зависит от физического и эмоционального состояния, личностных особенностей, развития способности к самоуправлению физиологическими и психическими функциями. Автогипноз применяется как один из приемов тренировки автогенной.
АВТОКРАТИЧНОСТЬ — Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее властность, склонность к использованию недемократических способов воздействия на людей — в форме приказов, указаний, наказаний и пр.
АВТОМАТИЗАЦИЯ — Переход отрабатываемого действия на уровень неосознаваемого контроля, когда основную роль переходит к восприятиям и ощущениям, особенно кинестетическим. Если изменение условий деятельности вызывает существенные затруднения в выполнении действия, то может происходить деавтоматизация навыка, при коей снова основным регулятором становится сознательный контроль, выполняемый посредством мышления и речи. Физиологической основой автоматизация движений принято считать образование динамических стереотипов.
АВТОМАТИЗМ (автоматизм неосознаваемый) — Действия, реализуемые без непосредственного участия сознания — происходящие «сами собой», без сознательного контроля. Благодаря им нет надобности в стереотипных случаях ориентироваться и в самой ситуации, и в ходе выполнения соответственных операций. Появление такой ситуации сразу запускает всю последовательность операций.
Обнаруживается двоякое происхождение этих автоматизмов — два их типа:
1) действия автоматические — автоматизмы первичные, никогда не осознававшиеся; функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ;
2) навыки, или действия автоматизированные — автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться; возникают вследствие обучения как результат установления жесткой однозначной связи между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, прежде требовавших участия сознания; при повторном развертывании сознательной ориентировки — вследствие ошибок или препятствий при выполнении последовательности операций — может наступить «деавтоматизация». Выделяются также автоматизмы моторные, речевые и интеллектуальные — в сферах движений, восприятия и умственной. В норме автоматизмы выступают как компоненты сознательно регулируемых действий, их обособление указывает на патологию. Изучение автоматизмов ведется как в психологии общей (при исследовании формирования навыков), так и в психологии прикладной.
АВТОРИТАРНОСТЬ (автократичность) — Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр. В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, — в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Объект; object
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Лаак Ян тер, Бругман Герард. - Big 5. Как измерить человеческую индивидуальность.
  • Коновалова Ирина Николаевна. Ступенька в развитии патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Каримова Светлана Михайловна. Формирования у детей гуманных чувств по отношению к сверстникам
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Интеграция; Integration
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Социометрический статус и самооценка
  • Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие.
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Ивочкина Наталия Александровна. Конспект занятия «Лаборатория «Органы чувств»».
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Гуленко В. В. Жизненные сценарии. От этических чувств к сенсорным влечениям
  • Богданова Надежда Владимировна. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации»
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Опросник. Что ребёнок умеет делать дома?
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Приходько Светлана Анатольевна. «Воспитание нравственных чувств посредством организации художественно – творческой деятельности старших дошкольников»
  • Имаго; Imago



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь