Головин С. Ю. Словарь практического психолога.

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психологических терминов | Просмотров: 64460

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Я ИДЕАЛЬНОЕ — (идеальное-Я) -> Сверх-Я; Я-идеал.
Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:
1) когнитивную — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);
2) эмоциональную — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;
3) оценочно-волевую — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция — предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:
1) физическое Я — схема собственного тела;
2) реальное Я — представление о себе в настоящем времени;
3) динамическое Я — то, каким субъект намерен стать;
4) социальное Я — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция — важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.
Я-ЛИБИДО (либидо нарциссическое) — согласно З. Фрейду — либидо, отнятое от объектов и вернувшееся к Я. Похоже на большой резервуар, из коего высыпаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются. Иногда отождествляется с влечением к самосохранению. Будучи обращенным на сексуальный объект, превращается в объект-либидо.
ЯВЛЕНИЕ -1. Приход, появление. 2. Возникновение, начало. 3. То, в чем сказывается, обнаруживается сущность. 4. Всякое проявление чего-либо; событие, случай.
ЯВЛЕНИЕ БРЕДОВОЕ ->бред.
ЯВЛЕНИЕ МАССОВИДНОЕ (массовидные явления психики) — социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших. Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, моды, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр. Систематическое изучение явлений массовидных началось в рамках двух независимых течений в XIX в.: в психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сигеле, В. Парето). Ныне они исследуются в психологии групп больших, в психологии пропаганды, в психологии торговли.
ЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.
ЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЕ — их фундаментальное свойство — непосредственная представленность субъекту. Это означает, что человек не только чувствует, мыслит, вспоминает, желает, но и знает, что знает, что чувствует, мыслит и прочее; не только стремится, колеблется или принимает решения, но и знает об этих стремлениях, колебаниях и пр. Процессы психические не только происходят в человеке, но и непосредственно ему открываются. Внутренний мир — как бы большая сцена, где происходят различные события, а люди — одновременно и действующие лица, и зрители. Эта уникальная особенность явлений субъективных открываться сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью. На некоих ученых она произвела такое впечатление, что они связали с нею решение двух фундаментальных вопросов — о предмете и методе психологии.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОЕ (явления тревожного ряда) — понятие, введенное Ф. Б. Березиным для обозначения смены состояний эмоциональных при нарастании тревожности. При относительно небольшой степени тревожности возникают ощущения внутренней напряженности, настороженности, дискомфорта. После этого состояние повышенной чувствительности сменяется состоянием внутренней напряженности, раздражительности, когда ранее нейтральные стимулы становятся значимыми и окрашиваются отрицательными эмоциями. Затем развивается собственно тревога — как чувство нелокализованной опасности. На следующей стадии чувство неопределенной опасности связывается с конкретными предметами. При этом объекты, с коими связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. Наконец, развивается ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, что порождает эмоции ужаса и панические действия (-> паника).
ЯДРО КРИСТАЛЛИЗАЦИИ ЧУВСТВ — понятие, введенное Г. Штеррингом. Означает интенциональные представления, служащие основой, на которую накладываются различные, соответственные им эмоциональные состояния. Воспроизведение этих представлений влечет за собой воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве таких представлений Штерринг описывал образы ;- и связанные с ним установки — родителей, детей, семьи, друзей; а также абстрактные представления о чести, честности, религиозном долга; любви к ближнему и пр. По его мнению, подобные ядра кристаллизации чувств формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут появиться в достаточно целостном виде после одномоментных, весьма значимых или даже экстремальных обстоятельств. Штерринг выделял:
1) гетерогенные ядра кристаллизации чувств — обусловленные воздействием среди, авторитетов, коллективных нормативных принципов;
2) автономные ядра кристаллизации — связанные с самостоятельным пересмотром этических, религиозных и эстетических оценок, принимаемых или отвергаемых личностью достаточной степени зрелости.
«ЯДРО Я» — бессознательная часть Я.
ЯЗЫК — система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык — носитель общественного сознания.
С позиций материализма, исторически основой появления языка служит деятельность совместная людей. Язык существует и реализуется через речь.
ЯСНОВИДЕНИЕ — получение знаний о некоих событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.
ЯТРОГЕНИЯ -> иатрогения.
ЯЩИК ЧЕРНЫЙ — модель описания, основанная на сопоставлении наблюдаемых реакций объекта на внешние воздействия при отвлечении от анализа его внутреннего устройства. Проще говоря, так именуется любой объект, живой или неживой, рассматриваемый как нечто «непрозрачное»: о нем и о его внутреннем содержании можно судить, только оказывая на него некие воздействия (подавая сигналы на вход «ящика») и наблюдая его реакцию (считывая сигналы с выхода «ящика»). Понятие предложено У. Р. Эшби и относится к числу основных в кибернетике: любую биологическую систему (организм) можно представить в виде «ящика черного». Анализируя поведение такой модели и сравнивая его с поведением биологической системы, можно сделать ряд выводов о последней. Наглядный пример использования в психологии моделей типа «ящика черного» — эксперименты и их интерпретация в бихевиоризме.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Объект; object
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Имаго; Imago
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Первичный; primary
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Идеал-я; ego ideal
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Либидо; libido
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Энергия психическая
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Энергия; Energy; Energie
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Зойя Л. Индивидуация и пайдейя
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Абстракция; Abstraction; Abstraktion.
  • Идея; Idea; Idee
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Транс; trance
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Эго; Ego; Ich
  • Расщепление; Splitting; Zerspalten; Zersplittern
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Сергей Юрченко. Психомифология и невроз как кризис парадигмы
  • Энергия; energy
  • Инкорпорация; incorporation
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Кора; Kora
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Редуктивное; Reductive; Reduktive



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь