Головин С. Ю. Словарь практического психолога.

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психологических терминов | Просмотров: 64454

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ — проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию или травме; забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания.
АМНЕЗИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — метод для проверки различных гипотез о функционировании памяти, где в качестве амнестических средств применяются фармакологические препараты, гипоксия, электросудорожный шок. За счет их действия прерывается электрическая активность, обеспечивающая сохранение следа в памяти кратковременной, и предотвращается его переход в память долговременную.
AMOK — этноспецифический термин, означающий синдром психопатологический, характерный внезапным возникновением панического состояния (-> паника) с изменением сознания по типу сумеречного (-> помрачение сознания сумеречное) и неконтролируемым стремлением двигаться в одном направлении, круша и ломая все, что стоит на пути, и убивая тех, кто этому мешает. Продолжается, пока больного не остановят или пока он не упадет от бессилия. В психологической картине приступа отмечается регрессия поведения (-> поведение: регрессия), когда на первый план всплывают инфантильные агрессивные реакции, проявляемые в виде автоматизмов. Причины появления этого синдрома недостаточно ясны: указывается, что он может обусловливаться эпилепсией, перегревом на солнце или суггестивными воздействиями (-> внушение), но ведущую роль в его проявлении играют этнокультурные особенности, провоцирующие появление переживаний страха. Слово «амок» — малайского происхождения и означает «неистово нападать». Сам синдром распространен среди как малайцев, так и других жителей тропических стран.
АМУЗИЯ — утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты. Возникает при поражении височных отделов коры полушария правого (у правшей) мозга головного из-за нарушения слуха музыкального. Проявляется в неузнавании известных мелодий, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических звукосочетаний (аритмия). Часто сочетается с агнозией слуховой, при коей перестают различаться обычные звуки или шумы.
АМФЕТАМИН — препарат, возбуждающий систему нервную центральную. Получается из амфетиламина.
АНАКЛИЗИЯ — понятие, означающее чрезмерную эмоциональную зависимость индивида от других людей. У него появляется ощущение, что его мысли, чувства и побуждения возникают одновременно с появлению тех же состояний у людей, с коими он состоит в аналитической связи. Этот феномен интерпретируется как регрессия поведения до стадии единства ребенка с матерью, когда такая связь была естественной. В случаях, когда аналитическая связь ребенка резко и очень рано обрывается (например, при его помещении в лечебное заведение без возможности контакта с матерью или ее заместителем), вероятно развитие депрессии анаклитической, характерной необратимыми нарушениями психическими.
АНАЛИЗ — процесс расчленения целого предмета или явления на составные части — в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он — одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.
АНАЛИЗ АКТИВНЫЙ — метод психотерапии, разработанный В. Штекелем и Ш. Ференци. Объединяет элементы психоанализа (прежде всего метод ассоциативный) и других психотерапевтических методик. Так, в этом методе большое место занимала психотерапия рациональная, которая более ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни клиента, а не на ранний детский опыт, как психоанализ. Проведение анализа активного предполагает также применение различных суггестивных приемов (-> внушение), требующих от психотерапевта достаточно высокого уровня подготовки. Из-за высоких требований к терапевту и недостаточной разработанности процедуры проведения этот метод остался мало распространенным. Свое название он получил от противопоставления «пассивному анализу», под коим Штекель понимал психоанализ.
АНАЛИЗ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ — форма телесно-ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном на базе теории «характерологического панциря» В. Райха. Соответственно этой теории предполагается, что различные «защиты Я» от внешних и внутренних угроз (например, подавление инстинкта сексуального из-за реализации потребности во власти) выражаются в избирательном повышении мышечного тонуса; обретая хронические формы, эта защита психологическая может обусловить появление стойкого мышечного напряжения. При проведении анализа биоэнергетического сначала ставится задача определить тип характера, то есть отыскать в телесной организации клиента такие участки, где из-за мышечных напряжений не происходит нормальное движение «энергии психической». После этого работа переходит к «формированию нового тела» за счет упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышц; освобождения дыхания; телесного выражения эмоций. Предполагается, что связанная прежде мышечным напряжением энергия психическая может вновь поступить в распоряжение клиента.
АНАЛИЗ ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ — выявление индивидуально-психологической вариативности почерка. Применяется для идентификации рукописей (например подписей) и для определения состояний психических или характерологических особенностей автора рукописи.
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ — в психологии — метод статистический, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Был разработан биологом Р. Фишером (1925) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. Позднее выяснилась его общенаучная значимость для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и пр. Суть анализа дисперсионного состоит в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из коих характеризует влияние некоего фактора или их взаимодействия. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждого фактора и их комбинаций. Анализ дисперсионный применяется преимущественно в психологии экспериментальной при изучении действия конкретных факторов на испытуемых. При этом особую роль играет анализ значений средних — отклонение от них и называется дисперсией.
АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ — в психологии — способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементы коей — конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и пр. В психологическом познании различаются два уровня:
1) уровень эмпирико-теоретический — представлен в сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и пр.;
2) уровень категориальный — роль коего как аппарата, направляющего сознание первого уровня, можно раскрыть лишь путем специального анализа категориального как особой разновидности историко-теоретического исследования. Применение анализа категориального позволило понять предметно-логические факторы превращения психологии в самостоятельную науку, что как раз было обусловлено появлением ее собственной научно-категориальной структуры. Анализ категориальный различных научных школ раскрывает зависимость их возвышения и упадка, помимо других факторов, от логики развития психологического познания. Так, появление бихевиоризма связано с введением в категорию психического действия таких признаков, как объективная наблюдаемость в системе связи организма со средой, а распад этой школы — с трактовкой категории психического образа в духе прежнего интроспекционизма. Как форма самопознания науки, анализ категориальный служит изучению закономерностей ее развития в целях эффективной организации новых исследований.
АНАЛИЗ КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ — методологическая стратегия, разработанная Л. С. Выготским. Предназначена для выделения единицы психического: отлично от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, при чем теряется качество целостности, в анализе каузально-динамическом рассматривается такой минимальный элемент, в коем еще явлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия:
1) должен анализироваться процесс, а не предмет;
2) должны раскрываться каузально-динамические связи, а не внешние признаки;
3) должен анализироваться процесс развития. На основе этого Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, принципиально отличного от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи он в качестве единиц мышления речевого использовал значения слов.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫЙ — метод исследований психологических, не использующий количественные показатели, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами.
АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ — математическая процедура анализа многомерного, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы — кластеры — так, чтобы объекты внутри класса были более однородными и сходными, чем объекты разных классов. На основе численных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, выражаемые в евклидовой метрике (самой употребимой) или в других. Метод широко применяется в психолингвистике.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хакимова Альбина Равилевна. Профессиональная ориентация дошкольников в проектной деятельности с использованием сюжетно-ролевых игр
  • Васильева Н.Л.. Удовлетворение в фантазии или ориентация на реальность? К вопросу о динамике переноса в детской психотерапии
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Стадия (или организация) генитальная; genital stage (или organisation)
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Легкова Людмила Викторовна Фролова Людмила Ивановна Пискунова Наталья Николаевна Ахремова Ольга Сергеевна Неверович Юлия Владиславовна. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых – основа профориентации в ДОО
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Влечение частичное
  • Черных Ирина Юрьевна. Педагогический совет «Планирование и организация образовательной деятельности в режимные моменты»
  • Акулов В.Б. Теория экономической организации
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Забусова О. А., Посохова М. Н., Калашник А. С. Семейный клуб как форма организации работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
  • Андреенко Татьяна Александровна. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Бендлер Ричард, Гриндер Джон. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий.
  • Бегларян Наийла Егоровна. Дидактические игры для дошкольников на тему 'Ориентация во времени и пространстве'
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Пищулина А.С., Варданян Н.С.. Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией
  • Жаркова Л.Г. Психологическое влияние культуры диалога на формирование интроектов в детско-родительских отношениях
  • Данилова Ольга Анатольевна. «Организация и проведение Дней открытых дверей для родителей»
  • Богданова Надежда Владимировна. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации»
  • Поведение людей в организации.
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Лукина Марина Викторовна. Организация игровой деятельности детей
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Ягнюк К.В. Как супружеские стили влияют на сексуальную жизнь
  • Косолапова Ольга Александровна. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА КОВРОГРАФ «ЛАРЧИК»
  • Валентина Иванова. Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Дафт Р. Теория организации
  • Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся. 8-9 КЛАССЫ
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Кулагина Наталья Сергеевна. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Корниенко Елена Викторовна. Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении»
  • Кельзина Светлана Юрьевна. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь