Головин С. Ю. Словарь практического психолога.

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психологических терминов | Просмотров: 64455

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

АЛКОГОЛИЗМ ВТОРИЧНЫЙ (алкоголизм симптоматический) — развитие алкоголизма на фоне иного заболевания психического — например шизофрении.
АЛКОГОЛИЗМ ХРОНИЧЕСКИЙ — к числу его признаков относятся: 1) снижение количественного контроля; 2) регулярность употребления возрастающих доз спиртного; 3) исчезновение рефлекса рвотного — в ответ на прием высоких доз алкоголя; постоянные мысли об алкоголе; 4) питье в одиночку — вне компании собутыльников; 5) изменение картины опьянения: удлинение стадии возбуждения, расслабление и глубокий сон к концу опьянения.
При систематическом приеме алкоголя возможно появление депрессии алкогольной с суицидальными попытками. При алкоголизме хроническом по мере привыкания к алкоголю усугубляются проявления абстиненции, возникает психическая и физическая зависимость от приема алкоголя (болезненная потребность в алкоголизации с целью избежать явлений психического и физического дискомфорта, возникающих при воздержании от алкоголя), постепенно появляются патологические изменения во внутренних органах, нарушения обмена веществ, поражения периферических нервов, функциональные органические изменения в системе нервной центральной. Параллельно нарастает деградация социальная и психическая, появляются эпилепсия алкогольная и психозы алкогольные.
АЛКОГОЛИКИ АНОНИМНЫЕ — общественная организация, объединяющая алкоголиков, выразивших готовность самостоятельно излечиться от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родственников. Движение возникло в США в 1935 г. Оно не централизовано: каждая группа Алкоголиков анонимных действует самостоятельно. Не существует обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматривается как трудноизлечимая, прогрессирующая болезнь, которую все же можно поставить под контроль. В практической работе групп реализуется ряд принципов:
1) необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого защиты психологической;
2) анонимность членства в организации;
3) формулировка позитивных целей в реальном времени («Не пить ИМЕННО СЕГОДНЯ»);
4) стремление каждого члена организации помочь другим.
АЛЬБИНИЗМ — наследственная аномалия у человека и животных, характерная частичным или полным отсутствием пигментации кожи, радужной оболочки глаз и волос, перьев или шерсти. По-видимому, обусловлен отсутствием фермента тирозиназы, участвующего в синтезе пигмента меланина.
АЛЬГОМЕТР (алгометр) — прибор для измерения болевой чувствительности, посредством коего определяется порог болевой — нижний и верхний. Существуют альгометры:
1) механические, в коих изменяется степень выдвижения иглы;
2) электрические, в коих изменяется напряжение действующего тока;
3) термические, действующие посредством нагрева;
4) химические, в коих изменяется концентрация раздражающего кожу вещества.
АЛЬТРУИЗМ — система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки — это интересы другого человека или социальной общности. Термин введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизма. Центральная идея альтруизма — идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения. Альтруизм может стать осознанной ориентацией ценностной, определяющей поведение личности в целом; тогда он превращается в смысл жизни личности. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм может выступать как социально-психологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей (-> идентификация коллективная). Механизмом проявления альтруизма может оказаться ситуативная альтруистическая установка, актуализуемая в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В концепции З. Фрейда проявления альтруизма рассматриваются как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.
АЛЬФА-РИТМ — ритм энцефалограммы в состоянии относительного покоя. Имеет частоту 8 — 13 Гц и среднюю амплитуду 30 — 70 мкВ — с периодическим усилением и ослаблением (альфа-веретена). Возбуждается таламокортикальными и интракортикальными процессами. Анализ характеристик альфа-ритма важен при изучении процессов когнитивных, возрастной динамики и индивидуальных особенностей.
АЛЬФА-ТРЕНИНГ — психотерапевтический прием, основанный на связи обратной биологической. Заключается в обучении — по схеме обусловливания инструментального — регулированию таких психофизиологических процессов, что прежде считались недоступными сознательному контролю. Первоначально связь обратная обеспечивалась за счет регистрации в области затылка альфа-волн мозговой активности (-> альфа-ритм), свидетельствующих о степени бодрствования и расслабления, и преобразования их в слышимые или видимые сигналы посредством электрических усилителей. При этом перед клиентом ставилась задача добиться уменьшения частоты сигналов, используя для этого различные средства: расслабление мышц, гармонизацию дыхания, отслеживание трудно уловимых соматических ощущений. Сопоставление внутренних ощущений с внешними сигналами, служащими средством их осознания, приводило к их дифференцировке и, соответственно, к овладению ими уже вне особых условий тренинга. Ныне этот прием широко распространен в терапевтических программах по устранению мигрени, восстановлению сердечной деятельности, избавлению от страхов и навязчивостей. Применяется приборное отведение сигналов не только от мозга головного, но и от других органов: сосудистой системы и сердца, мышц и пр. Кроме того, альфа-тренинг применяется как элемент медитативных техник (-> медитация), в коих ставится цель достижения глубокого расслабления и вхождения в состояния сознания особые, связанные с замедлением частоты электрической деятельности мозга.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (двойственность, двусмысленность) — двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта — например, симпатии и антипатии.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ -> чувство: амбивалентность.
АМБИДЕКСТРИЯ — врожденное или выработанное тренировкой равное развитие функций обеих рук — без выделения ведущей руки.
АМБИЦИЯ НАРУШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗНАНИЯ — состояние его бессвязности, — характерное: 1) полной утратой ориентировки во внешнем мире — когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой информации; 2) двигательным возбуждением; 3) галлюцинациями; 4) отсутствием воспоминаний об этом состоянии, когда оно проходит.
АМИМИЯ — ослабление или торможение мимики, возникающее при заболеваниях системы нервной и некоих заболеваниях психических.
Амимия, возникающая при поражении экстрапирамидной системы, является проявлением нарушения моторных компонент реакций эмоциональных и входит в синдром общей акинезии. При поражении долей лобных мозга головного амимия обусловливается нарушениями сферы эмоциональной и входит в синдром лобный.
АМНЕЗИЯ — нарушения памяти, выражаемые частичной утратой способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию. Охватывают периоды от нескольких минут до нескольких лет. Возникают при различных локальных поражениях мозга головного. Самые грубые формы амнезия впервые были описаны Корсаковым и получили название синдрома Корсаковского. Различаются две основные формы: амнезия ретроградная и антеретроградная; а также формы, соответственные функциональным нарушениям памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.
АМНЕЗИЯ АНТЕРЕТРОГРАДНАЯ — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания или после момента травмы. При этом мозг утрачивает способность передавать информации из памяти краткосрочной в долговременную. Может охватывать различные по длительности периоды.
АМНЕЗИЯ ЗАЩИТНАЯ — нарушения памяти, проявляемые в виде забывания (вытеснения) неприятного, травмирующего прошлого опыта.
АМНЕЗИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ — своеобразная форма амнезии; у большинства людей охватывает первые годы детства-до шестого или восьмого года жизни.
АМНЕЗИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ — своеобразная форма амнезии у невротиков, источник которой — амнезия инфантильная.
АМНЕЗИЯ ПОСТГИПНОТИЧЕСКАЯ (амнезия послегипнотическая) — нарушения памяти, проявляемые как забывание событий, происходивших в ходе гипнотического сеанса.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хакимова Альбина Равилевна. Профессиональная ориентация дошкольников в проектной деятельности с использованием сюжетно-ролевых игр
  • Васильева Н.Л.. Удовлетворение в фантазии или ориентация на реальность? К вопросу о динамике переноса в детской психотерапии
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Стадия (или организация) генитальная; genital stage (или organisation)
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Легкова Людмила Викторовна Фролова Людмила Ивановна Пискунова Наталья Николаевна Ахремова Ольга Сергеевна Неверович Юлия Владиславовна. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых – основа профориентации в ДОО
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Влечение частичное
  • Черных Ирина Юрьевна. Педагогический совет «Планирование и организация образовательной деятельности в режимные моменты»
  • Акулов В.Б. Теория экономической организации
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Забусова О. А., Посохова М. Н., Калашник А. С. Семейный клуб как форма организации работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
  • Андреенко Татьяна Александровна. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Бендлер Ричард, Гриндер Джон. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий.
  • Бегларян Наийла Егоровна. Дидактические игры для дошкольников на тему 'Ориентация во времени и пространстве'
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Пищулина А.С., Варданян Н.С.. Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Практикум. Под редакцией
  • Жаркова Л.Г. Психологическое влияние культуры диалога на формирование интроектов в детско-родительских отношениях
  • Данилова Ольга Анатольевна. «Организация и проведение Дней открытых дверей для родителей»
  • Богданова Надежда Владимировна. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации»
  • Поведение людей в организации.
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Лукина Марина Викторовна. Организация игровой деятельности детей
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Ягнюк К.В. Как супружеские стили влияют на сексуальную жизнь
  • Косолапова Ольга Александровна. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА КОВРОГРАФ «ЛАРЧИК»
  • Валентина Иванова. Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Дафт Р. Теория организации
  • Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся. 8-9 КЛАССЫ
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Кулагина Наталья Сергеевна. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Корниенко Елена Викторовна. Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении»
  • Кельзина Светлана Юрьевна. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь