Анастасия Владимировна Афанасьева. Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»

Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»
у старших дошкольников (из серии тематических занятий «Русский быт»)

Программное содержание:
•    знакомить детей с особенностями труда и быта людей в деревнях Белгородской области (исторический аспект);
•    формировать представления об этнических особенностях русской народной вышивки и ткачества;
•    воспитывать уважение к труду.
Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей (рассматривали экспозицию «Русская изба XVIII века»), образцы ткачества и вышивки Белгородской области.
Материал и оборудование: Настоящие прялка и веретено (в «Уголке русского быта»), клубки различных по фактуре ниток (шерстяные, шелковые и т.п.), изделия с элементами русской народной вышивки различных регионов Белгородской области.


Ход занятия:
Организационный момент: Занятие проводится двумя воспитателями. Один из них сопровождает детей в «Уголок русского быта», помогает детям в диалогах, начинает и завершает занятие. Второй воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль Хозяйки «Уголка русского быта».
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какие красивые вышитые изделия мы видели в краеведческом музее. Наша Хозяйка из «Уголка русского быта» тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.
Дети входят в «Уголок русского быта». В центре стоит прялка. Хозяйка прядет нить.
Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. Может, кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Нитку прядете.
Xозяйка: Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание ни прялку) Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. Я, например, родом из села Владимировки. Все женщины нашего села прядут нитки, чтобы потом соткать из них коврики, попоны, холсты. А в каких сёлах живут ваши бабушки и дедушки?
Дети перечисляют названия сёл.
Хозяйка: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)
Дети: Крутится, вертится.
Xозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь?
Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.
Xозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка. Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки?
Дети: Чтобы вязать.
Хозяйка Что можно связать из этих ниток?
Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.
Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?
Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда.
Хозяйка: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине).
Дети: Чтобы вышивать.
Хозяйка: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками?
Дети: Полотенце, наволочка, скатерть, салфетки.
Хозяйка: Да. И это не просто вышивка. Это старинная старооскольская вышивка. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших пра- прабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек, а из шерстяных нитей - яркие клетчатые ковры. Были эти ковры такими красивыми и прочными, что их возили на продажу в Харьков и даже в Москву.
Воспитатель: Вы видите, сколько труда и умения прикладывает наша Хозяйка, чтобы прясть нитки, вышивать, шить. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать?
Дети: Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая, она рукодельница.
Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят!
Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде:
Рабочие руки не знают скуки;
Дело мастера боится;
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Дети хором повторяют пословицы.
Воспитатель: Очень хорошо! А может быть, и вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? Поднимите руку и скажите их нам.
Дети:  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
            Делу время - потехе час;
            Кто не работает, тот не ест   и т.п.
Хозяйка: Молодцы! Я уверена, что среди вас ленивых нет, и вы всегда помогаете вашим папам и мамам. Заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть!
Дети прощаются и уходят.

«Умельцы Казацкой слободы»
Конспект занятия о Старооскольской глиняной игрушке
(из серии тематических занятий «Белгородчина: прошлое и будущее»)

 

Программное содержание:
•    развивать интерес старших дошкольников к Старооскольским народным промыслам и ремёслам как части материальной и духовной культуры Белгородчины;
•    способствовать патриотическому воспитанию и эстетическому развитию детей средствами музейной педагогики.
Предварительная работа: Провели экскурсию в краеведческий музей, где есть специальная экспозиция по старооскольской игрушке; в «Уголке русского быта» и в группе рассматривали непосредственно образцы старооскольской игрушки.
Материал и оборудование: Несколько различных глиняных старооскольских игрушек.
Ход занятия:
Воспитатель: Как вы уже знаете, Белгородская область включает несколько городов, один из которых - Старый Оскол. Этот город возник в конце 16 века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Жили здесь казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары. И слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях. В одной из таких слобод на Казацких буграх и жили гончары-ремесленники. Скажите, как называется эта слобода?
Дети: Казацкая слобода.
Воспитатель: Верно. А земля в Казацкой слободе особая, глинистая. Из этой глины мужчины делали всевозможные горшки, тарелки, плошки, без которых не обходилась ни одна хозяйка. А женщины нашли оскольской глине другое применение: решили они лепить игрушки для детей. Ведь тогда не было таких игрушек, как у вас. Глиняные фигурки людей и животных складывали в горшки, и всё вместе - в печь для обжига. А печи назывались горны и устраивали их поначалу прямо в меловых горах. А когда фигурки от сильного жара становились прочными и твёрдыми, их вынимали и раскрашивали. Двести лет назад появились первые старооскольские глиняные игрушки. Яркие, весёлые, задорные - сразу полюбились они и малышам и взрослым. Посмотрите внимательно на эти фигурки. Вы уже знаете, что бывают тёплые и холодные цвета. Какие называются тёплыми?
Дети: Те, которые греют, похожи на солнечный свет.
Воспитатель: Какие тёплые краски использовали художники для росписи старооскольской игрушки?
Дети: Красная, оранжевая, желтая, коричневая, розовая.
Воспитатель: А какие цвета называются холодными?
Дети: Похожие на снег, воду, лёд.
Воспитатель: Скажите, какие холодные цвета можно увидеть на наших игрушках?
Дети: Синий, зеленый, голубой.
Воспитатель: Вот видите, тёплых цветов больше. Старооскольская игрушка вообще тёплая, радостная. Посмотрите внимательно: рисунок нанесён прямо на светло-коричневую глину. По этому признаку вы легко отличите оскольскую игрушку от, например, дымковской. Да и сам рисунок очень своеобразный: на первый взгляд он совсем простой, а как красиво получается! Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
Дети: Волнистые линии, круги, «ёлочки», «звёздочки», точки, прямые линии и т.п.
Воспитатель: И ещё обратите внимание, что для каждого вида игрушки - свой узор положен. А видов этих немало. Расскажите, какие игрушки перед вами.
Дети: Барашки, мишки, уточки и т.д.
Воспитатель: Вы правильно сказали, но не совсем. Для каждой игрушки оскольские мастера придумали особые названия: Вот женские фигурки - «барышни», а вот мужские - «кавалеры». А медведи какие чудесные! Кафтаны расписные, держат корзинку, медвежонка. Вот гармонист, сидящий на табурете, мастерицы называли его «Иваном», вот «баранчики» и «утушки», вот «всадники» с лампасами и погонами, любимые детворой мишки и лиса с курочкой, «баранчики» с завитыми рожками. Вот коровушка-бурёнушка, так и хочется её погладить! Вот петух с курочкой, да такие яркие, пёстрые, что кажется, вот-вот оживут. И услышим мы громкое «ку-ка-ре-ку!». Давайте ещё раз повторим, какие бывают старооскольские игрушки?
Дети повторяют оригинальные названия игрушек.
Воспитатель: Каждая старооскольская игрушка действительно «поёт», имеет свой голос. При лепке внутри оставляют пустую камеру и отверстие для свистка. Свистулька получается на загляденье. Попробуйте подуть-посвистеть немного.
Дети свистят в свистульки.
Воспитатель: Старооскольские игрушки раньше продавали на торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье. Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню! На празднике свистели и гудели на все лады и взрослые, и дети. Но и сегодня живы ещё мастерицы, которые помнят секреты изготовления глиняных свистулек и передают эти секреты своим ученикам. Это Н.М. Гончарова, Е.М. Тарарыева, супруги Лобынцевы - Татьяна Дмитриевна и Владимир Иванович, преподаватели школы искусств. Теперь они учат мальчиков и девочек лепке игрушек. Так не прерывается связь времён. Старооскольская игрушка и сегодня живёт на радость людям.

Просмотров: 489
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Скворцова Ирина Ивановна. Выпускной праздник для детей первой младшей группы. «Вот какие мы большие».
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5 — 3 лет «Вот какие мы стали большие»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Марина Мартьянова. Бинарное занятие в старшей группе: 'ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ' (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
  • Рыбалкина Марина Викторовна. Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети».
  • Молчевская Елена Юрьевна. Сценарий праздника 8 марта. Вторая младшая группа «Вот какие наши мамы!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь