Шилейко Елена Валентиновна. Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников

Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее интенсивного формирования их речи и имеет тенденцию к обрастанию стойкими невротическими наслоениями с последующим искажением личностного развития ребёнка.

Система коррекции заикания предполагает использование комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, а так же осуществление дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, игра на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.

 

Она способствует развитию познавательных и нравственных сил дошкольников, благодаря тому, что ребёнок воспроизводит в действиях и речи жизнь взрослых людей, эмоционально откликается на неё, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их.

Через развитие в игре самостоятельности, инициативы, организаторских способностей дети осваивают опыт человеческих отношений.

В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми.

Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Именно поэтому в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность заикающихся. Именно в игре легче всего отрабатывать лексико-грамматические категории. Например, игру «Магазин одежды» можно использовать для обогащения словаря по теме «Одежда», для усвоения грамматических категорий «несклоняемые существительные (пальто, кашне)», «родительный падеж множественного числа имён существительных (чего много в магазине? Чего нет в магазине?)

Для заикающихся детей 4-7 лет характерна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

В результате динамического психолого-педагогического исследования игровой активности заикающихся детей можно определить их принадлежность к одной из следующих групп:

Группа А – дети способны предложить тему игры и принять её от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищами. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют выполнения от участников игры.

Группа Б – дети принимают тему игры и умеют предложить её самим, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при эжтом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушаюи её правила.

Группа В – дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми вместе готовят игровое место. По ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают только под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

К дидактическим играм относятся разнообразные игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игрыс разнообразными игрушками: матрёшками, пирамидами, домино, лото и т.д.

Дидактические игры развивают слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память. Строго упорядоченные правила и действия ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует у них дисциплинированности и собранности. Дидактические игры, помимо формирования у детей правильной речи, также дают им определённые знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы и, прежде всего, познавательные.

Игры с пением очень полезны для заикающихся детей. В таких играх – хороводах и играх-инсценировка используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодичным началом и простой песенно-ритмической основой. Игры с пением положительно воздействуют на речь, так как развивают у детей произвольное поведение, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения. Кроме того, они воспитывают находчивость, волю и умение планировать ряд последовательных движений, развивают внимание, совершенствуют просодические компоненты речи.

Подвижные игры формируют общую моторику. Чтобы не нарушать у детей, страдающих заиканием, темпы дыхания и речи, с ними проводят игры средней и малой подвижности.

В играх с простыми движениями с мчом, обручем, лентой, флажками дети передают общий характер движений, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Подвижные игры воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, выдержку, чувство товарищества.

Творческие игры возможны на высоком уровне самостоятельности и смоорганизации детей в деятельности. Они формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной роли, соблюдать требования партнёрства, разрешать возникающие конфликты.

В коррекционно-воспитательной работе заикающимися детьми все игры используются с учётом ряда принципов:

  1. Принцип деятельности. Необходимо рассматривать игру как деятельность, в которой присутствует выбор темы, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценка поведения детей.
  2. Принципы систематичности, последовательности и учёта возраста.
  3. Принципы учёта индивидуальных особенностей заикающихся в нормализации моторики, развитии общительности, игровой активности и т.п.
  4. Принцип учёта дефекта.
  5. Принцип поэтапности в воспитании речи определяют структуру и организацию коррекционной работы.
  6. Принципы доступности речевого материала в играх, последовательности игр от простых, готовыми правилами, к творческим.

Закрепление навыков активного поведения и правильной речи осуществляются во всех видах игр, но преимущественно в дидактических и творческих играх, и готовит детей к разным игровым ситуациям.

Для логопедической практики с заикающимися дошкольниками большое значение имеет основной вид деятельности ребёнка – игра, которая является источником его нравственного и умственного развития, условием формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося, благодаря тому, что игровая деятельность способствует созданию ситуаций, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые и моторные навыки.

В конечном итоге, заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определённые программой С.А. Мироновой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников и взрослых.

Просмотров: 455
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Гарифуллина Ляйсан Камиловна. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Шмайлюк Лилия Алексеевна. «Игры с предлогами для детей с нарушением речи»
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Трунова Ирина Сергеевна. Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: «Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи»
  • Клычкова Людмила Андреевна. «Пальчики-тараканчики» Пальчиковые игры в развитии речи детей.
  • Родоченко Наталья Григорьевна. Статья на тему: «Народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь