Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Показать, как можно использовать игры и опыты в экспериментальной деятельности детей.

  • Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
  • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
  • Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Ход мастер — класса.

 

Давайте обратим внимание на тему нашего мастера – класса.

  • Развитие — это процесс достижения ранее не достигаемого результата.
  • Познание — это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
  • Активность – особый вид деятельности.

Экспериментирование — также опыт, — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей
  • склонен наблюдать, экспериментировать
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую мы развиваем, совершенствуем в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • экскурсии;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность
  • коллекционирование;
  • развлечения, викторины, конкурсы.

Последовательность детского экспериментирования.

Задание педагогам:

На слайде представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).

Давайте остановимся именно на экспериментировании. Исследования Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, А. И. Савенкова подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Мы покажем вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми и которые формируют у них представления:

  1. О материалах (песок, бумага).
  2. О природных явлениях (дождь).
  3. О закономерностях в природе

Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Во время эксперимента работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. В результате наблюдений они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки.

Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними надо начинать с 4-х лет. В этом возрасте следует развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки снег, дождь, град, выделять свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомить с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

В среднем возрасте опыты усложняются.

Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т.д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана).

Живая природа это тоже объект наблюдения: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.

Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д.

Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной экспериментальной деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.

Отработана следующая система работы:

  1. диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе диагностического обследования;
  2. создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности);
  3. разработка системы познавательных занятий с включением регионального компонента;
  4. организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
  5. использование технологии триз в поисково-исследовательской деятельности;
  6. организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы;
  7. проведение ежедневных бесед;
  8. развитие параллельного взаимодействия в сферах:
  9. сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;
  10. систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
  11. отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым мелким открытиям.

Практическая часть

Дается задание трём группам провести опыты по карточкам.

Опыт №1. «Увеличительное стекло»

Посадите фигурку в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Опыт № 2 «Звезда»

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.

Опыт № 3 «Танец горошин»

Давайте научим горох плавать и танцевать. Опустите в баночку с водой 4 горошины и трубочку, подуйте в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.

Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Предлагаем вам схемы алгоритмы для выполнения опытов.

Дается задание трём группам по схемам провести опыты с песком, землёй, бумагой.

В заключении давайте проведём синквейн.

  1. строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
  2. строка – два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
  3. строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
  4. строка – форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
  5. строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пример:

Книга:

  • Мудрая, вечная
  • Учит. Лечит. Ведет
  • Всю жизнь сопровождает
  • Радость

Эксперимент:

  • Интересный, любознательный
  • Учит, развивает, исследует
  • Направлено на открытие нового
  • Восторг
Просмотров: 756
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Клячева Валентина Федоровна. Опыт работы «Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Кожнева Тамара Петровна. Познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь