Клычкова Людмила Андреевна. «Пальчики-тараканчики» Пальчиковые игры в развитии речи детей.

«Пальчики-тараканчики» Пальчиковые игры в развитии речи детей.

ГБУ СОШ № 167 подразделения 503

Воспитатель средней группы № 3: Клычкова Л.А.

г.Москва 2015

Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана —
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.

Сказка «Тараканище»

Автор Корней Чуковский

Скачать конспект

К началу обучения в школе ребенок должен овладеть всей системой родного языка, то есть к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития:

  • словаря;
  • грамматического строя речи;
  • фонетико-фонематической стороны языковой деятельности;
  • связной диалогической и монологической речи.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания ребенка. Именно поэтому так необходимо проведение систематизированной работы по формированию данной стороны речевой деятельности.

Поскольку игра продолжает являться ведущим видом деятельности, а речь продолжает выступать необходимым условием развития этого сложного вида деятельности, — вопрос о подборе методов и приемов развития связной монологической речи приобретает особую актуальность.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: — совершенствовать диалогическую форму речи;

  • развивать монологическую форму речи
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы
  • учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями
  • развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Срок реализации: 1 год (2015 – 2016 учебный год)

(заполняется в процессе реализации плана) Возникающие трудности вопросы по ходу реализации этапа (заполняется в процессе реализации плана)

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы — не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.

Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

- Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой.

I этап — Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Для развития связной речи у детей я использую:

  • стишки
  • загадки
  • скороговорки
  • песенки
  • игры

чтобы облегчить запоминание использовала в работе и такой приём: расскажи стишки, песенки руками.

Специальные занятия по развитию речи.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

  • в быту;
  • во время прогулок;
  • в процессе игр;
  • в процессе труда;
  • во время праздников и развлечений;

В связной речи ребенка последовательно совершенствуются:

Синтаксический строй предложения [а также выразительность его интонации];

Морфологическая оформленность слов;

Звуковой состав слов.

Примеры пальчиковых игр:

«Таракан»

Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!

Ребенок растопыривает ладошки и прикладывает правой и левой щекам изображая усы) Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку.

Ребенок расставляет руки в стороны и трясет ладошками и шевелит пальчиками.

«Коза- Дереза»

Я, коза-дереза, за три гроша куплена, Полбока луплено, топy, топy ногами, Заколю тебя рогами, Ножками затопчу, Хвостиком замету! Ребенок прикладывает обе кисти рук к голове и пальцами изображает рожки. Топает ножками. Ручки на пояс и делает круговые движения бедрами.

«Мишка»

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг одна из шишек
Прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился
И ногою топ.

Ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону. Нагибаемся. Ручку сжать в кулачок. Бить кулачком в лобик. Голову поднять вверх и погрозить пальчиком. Топнуть ногой.

Игра «Мальчик-с-пальчик»

Попросить ребенка разжать ладошку и, помогая ему совершать движения, начните проговаривать потешку:

Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.)
С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец)
С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.)
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел,
Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

Обучение ребенка речи начинается не только с тренировки его артикуляционного аппарата, но и с развития различных движений его пальчиков. Регулярные упражнения с использованием пальцев являются средством стимуляции и активации коры головного мозга, что очень важно для развития мышления, памяти и внимания.

Детские пальчиковые игры подбираются по возможностям и возрасту ребенка, а далее постепенно усложняются.

  • Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью пальчиковых — игр».
  • Провела консультацию «Развитие речи в детском саду».

(вырезывание из цветной бумаги таракана)

Просмотров: 660
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Пылина Вера Васильевна. Конспект увлекательной квест-игры для развития связной речи детей подготовительной к школе группы «Волшебное путешествие с лэпбуком»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Аверина Елена Сергеевна. Консультация для родителей о способах развития связной речи у детей «Поговори со мною, мама!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь