Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем

В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролемЛезжова Ольга Владимировна
Учитель-дефектолог(тифлопедагог) 1К ГБОУ детский сад комбинированного вида №1177 г.Москва Россия

Растить здорового физически развитого ребенка главная забота  каждого родителя и педагога. Методы, приемы, навыки необходимые для этого приходится совершенствовать всю жизнь. Ребенок нуждается в постоянном наблюдении со стороны взрослого, особенно в дошкольном возрасте.  Родители и педагоги выступают в роли защитника и помощника при овладении ребенком необходимыми навыками и умениями  для укрепления, развития и сохранения  своего здоровья.  Всем взрослым принимающим непосредственное участие в развитие ребенка необходимы определенные знания об особенностях развития детей с нарушением зрения.
Физическое развитие детей с нарушением зрения  в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Например  в  силу нарушенного восприятия предметности окружающего мира и затрудненного ориентирования в пространстве, особенно в процессе передвижения , для них характерен ( в большей степени чем детям с нормальным зрением)  малоподвижный образ поведения. Они стараются меньше бегать, прыгать и т.д. У них  преобладает тонус мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений :


- ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
- напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета - напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
- ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения - 0,5-1 минута.
- медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
Важно отметить, что в дошкольном возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.
Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке — "пальчики здороваются", изображения пальцами силуэтов зверей ("козочка", "зайчик", "собачка") и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.
У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.
Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, приведен ниже.
К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30-35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5-2 м, влезать на гимнастическую стенку.
К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега - не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать "ласточку" без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.
На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются.
У дошкольников с особыми возможностями здоровья  отмечаются отклонения в физическом развитии. Нередко они  отстают  в развитие моторики и речи.
Особое внимание при занятиях физкультурой и спортом следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.
Для детей с нарушением зрения  при занятиях физкультурой и спортом существует  ряд противопоказаний в зависимости от офтальмологического диагноза, которые  необходимо знать при построении  работы, чтобы не навредить ребенку.
Например:
•    При  миопия  и гиперметропия слабой степени, аккомодационном косоглазие, амблиопии (основная группа) с осторожностью применять  - большие прыжки, поднятие тяжестей, игры соревновательного характера, висы.
•    При неаккомодационном косоглазии (отсутствие бинокулярного зрения в очках), миопии средней степени, гиперметропии высокой степени (2, подготовительная группа) -  рекомендовано бегать  на время (1 - 2.5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может); щадящие  прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку  с приземлением на носок; наклоны вперед туловище параллельно полу руки в сторону  на пояс  к плечам голову не опускать; медленные повороты и наклоны головы; медленные повороты туловища с поворотом головы; статистические упражнения выполнять как динамические например при сколиозе в и. п.- лежа на животе “лодочка”;
лазание по гимнастической стенке без задержки на ней; кувырки в сторону.      Противопоказаны -  бег на скорость ускорения соревновательный бег;
прыжки в длину высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой) с высоты;
наклоны назад любые наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик) ходьба в мостике вперед глядя вниз; резкие повороты и наклоны головы; резкие повороты туловища с поворотом головы; натуживания/ напряжения
а) поднятие тяжестей набивных мячей штанги и т.д.,
б) статические упражнения.
в) длительное поднимание ног (в и. п. лежа) или груди; висы любые;  кувырки вперед и назад; стойка на лопатках “березка”; эстафеты и игры соревновательного характера участие в соревнованиях 
Не следует забывать про вид косоглазия , так детям со  сходящимся косоглазием  при ходьбе по скамье бревну смотреть вперед при игре в мяч выполнять броски вдаль и вверх  при наклоне головы вперед (“кошечка”) и т. д.- глаза закрыть Смотреть перед собой вниз на предмет в руках на нос - нельзя
Детям с  расходящимся косоглазием рекомендовано при ходьбе по скамье бревну смотреть вниз  при игре в мяч выполнять броски в цель вперед - вниз  при наклоне головы назад.- глаза закрыть Смотреть вдаль вверх (вдаль)- нельзя.
•    Детям, имеющим офтальмологический диагноз - миопия высокой степени
тяжелую патологию органа зрения после экстракции катаракты (афакия атифакия) дистрофия птоз; нистагм (3,специальная группа) рекомендовано следующие - медленный бег легкие общеразвивающие упражнения игры малой и средней подвижности ЛФК пальчиковая гимнастика дыхательные упражнения (по показаниям врача). Противопоказание те же , что и в предыдущей группе детей только  список определяется более индивидуально.
•    Детям с более серьезными заболеваниями органа зрения или имеющим временный запрет на физические нагрузки,  такими как -  отслойкой сетчатки, с глаукомой, острыми воспалительными заболеваниями,  в послеоперационном периоде (4, Освобожденные от физкультурных занятий) разрешены только пальчиковая дыхательная гимнастика ЛФК (по назначению врача), игры малой подвижностивсе остальные упражнения запрещены.
•    Слабовидящим детям(5, группа) с остротой зрения 02 на оба глаза, дети с окклюзией с остротой зрения менее 005.  Показаны все упражнения в соответствии с программой с учетом  возраста и возможностей детей.
Дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку, поэтому взрослым необходимо заботиться о чистоте воздуха в помещении, где проходят физкультурные занятия, соблюдать  рекомендации специалистов, при построении развивающей и оздоровительной работы с таким контингентом детей.      
Своевременно и правильно подобранные нагрузки и содержательная часть комплекса физических упражнений, систематические и регулярные занятия физкультурой и спортом в дошкольном учреждении, а так же дома с родителями    помогут улучшать физическое состояние    детей и укреплять их здоровье. Дорогие педагоги и родители развивайте и укрепляйте здоровье ребенка  в дошкольном учреждении и дома: под своим чутким контролем.

Просмотров: 429
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Шулакова Ольга Ивановна. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Бояршинова Валентина Александровна. Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения
  • Стрелкова Н. В., Соснина Е.В.. Конспект дидактической игры для детей с нарушением зрения в средней группе «Веселые рыбки»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Кузнецова Светлана Александровна. Презентация 'Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь