Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Обучение основам проектной деятельности в ДОУ

Обучение основам проектной деятельности в ДОУПриобщение детей к миру взрослых к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.
Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.


В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности приме¬нения, универсальный подход, единые закономерности.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. В этом ему помогают продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это и есть проектирование, которое помогает устранять различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
Обучение основам проектной деятельности в ДОУПроектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями государственных стандартов) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечи¬вающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное -раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности (М.В. Гри¬банова).
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. Поэтому при овладении проектной деятельностью необходимо формирование следующих специальных проектных умений:
Проблематизация (умения):
-формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы:
- выделить и сформулировать проблему7 из множества проблем (поля проблем);
-рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определенной позиции;
-произвести сужение проблемы путем ограничения пространства и/или времени в ситуации, породившей проблему;
-из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении. Обосновать выбор.
Целеполагание (умения):
-формулировать цель деятельности по заданному результату;
-формулировать цель деятельности по решению проблемы;
-выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор;
-провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения;
-ранжировать цели:
по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие),
•     но масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие),
по принадлежности (личные, групповые, корпоративные, всеобщие) сделать сужение и расширение цели.
Планирование:
-    формулировать задачу исходя из формулировки цели;
-    Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи для каждого
этапа;
-    планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу
перед каждым из них для получения определенных результатов;
-    составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и
исполнителей, распределением задач. Выполнять графическое представление этого
планирования.
Прогнозирование:
-    определить возможные варианты результатов ( промежуточных и итоговых);
-    спрогнозировать возможные риски при реализации проекта;
-    определить критерии и способы оценки результатов.
Рефлексия и самоанализ (умения):
-    анализировать результат по практической важности;
-анализировать результат по социальной значимости;
-анализировать результат по оптимальности затрат;
-анализировать результат по степени решения проблемы;
-анализировать результат по соответствию цели;
-оценивать результаты решения задач;
Проектная деятельность - это процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды, который осуществляется через диагно-стически сформулированные цели и задачи, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда и какие отношения в ней будут преобладать.
Проектная деятельность - это целевая деятельность, обязательным условием которой является достижение логического завершения, получения конкретного ре-зультата деятельности. Разработка проекта предусматривает обязательную прямую связь с реальной образовательной ситуацией и практической деятельностью педа-гога.
Логика внедрения проектной деятельности в ДОУ реализуется по следующей схеме: анализ ситуации - проблемное самоопределение - идеализация (проработка проблемы в идеальном пространстве - «гипотезирование») - концептуализация -программирование - реализация проекта - рефлексия.
Тема моего социально-исследовательского проекта «Сотрудничество с родителями в процессе влияния макрофакторов на социализацию ребенка дошкольного возраста», у данного проекта есть проекты спутники: «Аэрокосмический салон», «Своя Луна», «Моя Родина Россия» и др.
Аэрокосмический салон

 

Аэрокосмический салон - В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу. В процессе реализации проекта дети совместно с родителями создали музей космической техники в мини планетарии нашей группы (мини музей и выставка космической техники).
Результаты  проекта:
•    У детей сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы,      экспериментировании, и применении своих навыков в играх и практической деятельности.
•    Педагоги освоили новый метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
•    Родители расширили возможности сотрудничества   со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.
Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.
Жилища народов разных стран - В процессе реализации данного проекта с детьми решали вопрос «из чего люди строят дома?». Совместно с детьми мы изучали энциклопедии, составляли книгу «Дома разные нужны, дома разные важны», в которую вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов.
Цель проекта:
Формирование толерантности и познавательного интереса к народам разных стран, их культуре и жилищам, по средствам взаимодействия с родителями в вопросах влияния макрофакторов на социализацию старших дошкольников.
Задачи проекта:
•      Развитие познавательного интереса старших дошкольников.
•    Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
•     Развитие коммуникативных умений и навыков детей, умение сотрудничать и отставать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
•     Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
•    Закрепить знание последовательности аппликационной работы, и умения строить красивую пейзажную композицию.
•    Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.


ЛунаСвоя Луна - В процессе реализации данного проекта дети научились различать фазы Луны выстраивать хронологический Лунный ряд. Детям предлагалось составить «Советы улетающему на Луну», и используя нетрадиционные формы изобразить лунный пейзаж (рисунок №1 и№2) Дети неоднократно обращались к своему личному опыту, закрепляли партнерские отношения со сверстниками. У детей повысился уровень знаний по исследуемым вопросам (диаграмма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя Родина Россия - В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников.
Цель:
Патриотическое воспитание, развитие планетарного мышления и толерантности старших дошкольников.
Задачи:
•    Привлечение родителей к сотрудничеству с ДУ.
•    Активизация творческого потенциала родителей.
•    Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своей страны.
•    Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
•    Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
•    Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
•    Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.

По дорогам сказокНедели литературного чтения  - Для закрепления знаний о прочитанных произведениях: инсценируем понравившиеся сказки, отгадываем кроссворды, проводим литературные викторины, совместно с библиотекарями нашей библиотеки проводим экскурсии и литературные вечера в библиотеке, выпускали семейные газеты (по дорогам сказок), предлагали выставки литературных произведений (выставка). Одним из результатов нашего проекта является то, что родители совместно с детьми стали чаще посещать нашу поселковую библиотеку, а некоторые стали её постоянными читателями.
Цель:
воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
Внутренний продукт:
•    повышение читательского интереса и поиск        ответов на поставленные вопросы дошкольниками.
Внешний продукт:
•    создание групповой книги «Это мы прочитали».

Технологией проектирования, позволяет развивать творческие способности дошкольника. В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. По определению В. Ротенберга (2001), поисковое поведение — это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование помогает органично войти дошкольникам в новую социальную ситуацию.

Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна, воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ «Ергачинский детский сад», Пермский край, Кунгурский район, ст. Ергач,

Просмотров: 338
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мушинская Наталия Владимировна. Статья «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Згурськая Е. А. Пучинина Л. Ю. Фролова Е.В. Чаусова О.А.. Развитие любознательности, познавательного интереса дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Зайцева Светлана Николаевна. Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Гераськина Марина Геннадьевна. Статья для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности средствами нестандартного физкультурного оборудования»
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Завражина Людмила Борисовна. Презентация 'Взаимодействие родителей (законных представителей) с ДОУ. Цели, задачи и методы'
  • Мусатова Т.С. Чиркова Т.В. Конспект образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» в средней группе
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Лосева Валентина Васильевна. «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Вырмаскина Оксана Евгениевна. Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Скоробогатова Екатерина Олеговна. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Петрова Надежда Васильевна, Прокулатова Ирина Викторовна. Сценарно-режиссерская разработка развлечения «ЦВЕТОЧНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ» с детьми старшего дошкольного возраста при реализации летнего проекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь