Зайцева Светлана Николаевна. Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»

Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»

  • Малова Татьяна Васильевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»;
  • Зайцева Светлана Николаевна, студентка 5 курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина». Охарактеризованы некоторые аспекты реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина» как средство формирования интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина». Содержание проекта включает интерес к сказкам. Формирование интереса к сказкам происходит по средствам организации предметно-развивающей среды, бесед, загадок, рассказов воспитателя о жизни и творчестве поэта, инсценирование сказок, чтение, моделирование, рисование сказочных героев и заучивание наизусть отрывков сказок А.С. Пушкина. Организация взаимодействия детей и родителей в процессе подготовки и проведения «Литературной гостиной» позволяет сформировать интерес к сказкам.

 Скачать конспект

Ключевые слова. Интерес, сказки, проект литературная гостиная.

Развитие личности детей средствами художественной литературы –подход достаточно старый. Тем не менее именно сегодня происходит переориентация ДОУ на новые стандарты, что оказывает свое влияние и на работу с книгой.

Это умение так или иначе нашло свое отражение следующим направлениям «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где чтение раскрывается следующими направлениями деятельности: мотивирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализация свободной творческой деятельности дошкольников; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы [1].

Проект «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина» как одно из эффективных средств развития детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать интерес к сказкам более интересно, эмоционально и результативно. Проект литературную гостиную можно применить как систему для эффективного формирования интереса к сказкам в целом. Разнообразие игровых моментов, сменяющихся творческой продуктивной деятельностью вызывает у старших дошкольников огромный интерес к сказкам.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина».

Цель: выявить педагогические условия, эффективно влияющие на формирование интереса к сказкам у детей 6-7 лет в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина».

Объект: процесс формирования интереса к сказкам детей старшего дошкольного возраста.

Предметом: педагогические условия формирования интереса к сказкам у детей 6-7 лет в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина».

Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование интереса к сказкам у детей 6-7 лет в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина» будет эффективно:

  • если интерес к сказкам будем рассматривать через (критерии): умение слушать сказку, фактически точно воспроизводить содержание сказки при пересказывании и участвовать в инсценировке;
  • если в совместной деятельности с детьми соблюдать этапность подготовки и реализации проекта;
  • если организовать взаимодействие детей и родителей в процессе подготовки и проведения «Литературной гостиной».

Задачи исследования:

  1. Выявить особенности формирования интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать «Литературную гостиную» как вид проектной деятельности и возможности ее использования в формировании интереса к сказкам детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести экспериментальную работу по формированию интереса к сказкам у детей 6-7 лет в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина».

При написании работы были использованы такие методы исследования, как: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), беседа; методы количественной и качественной обработки данных.

Теоретический анализ литературы позволил нам определить особенности формирования интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина».

Опираясь на исследование А.Н. Джуринского, Я.А. Коменского, Г.И. Щукиной мы рассмотрели понятие познавательный интерес как избирательную направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, а также потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение [2, 5, 6].

Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о возможности организации и проведении проекта в форме литературной гостиной при непосредственном участии родителей и детей. Это позволяет расширить круг литературных произведений, предусмотренных программой литературного образования детей дошкольного возраста; формировать психологические и эстетические механизмы общения ребёнка с автором и текстами его художественных произведений; присвоить ценности добра, истины и красоты, заложенных в произведениях, формировать мировоззрение и его отражение в собственном творчестве [3].

Литературная гостиная, по мнению В.В. Зябкиной, представляет собой форму организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение воспитателя и детей на литературном материале [4].

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

В эксперименте приняли участие 15 детей старшей группы МКДОУ «детский сад №146» города Кирова. Эксперимент проходил с декабря 2018года по апрель 2019 года.

В результате исследования по данным диагностикам был выявлен первоначальный уровень сформированности интереса к сказкам А.С. Пушкина у детей 6-7 лет: дети с высоким уровнем сформированности интереса к сказкам отсутствуют; 60% — дети со средним уровнем; 40% — дети с низким уровнем.

Формирующий эксперимент был направлен на создание педагогических условий, способствующих формированию у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина».

Содержание формирующего эксперимента состояло из подготовки проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина». Она включала в себя непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты (Таблица 1).

В процессе НОД и режимных моментах нами применялись дидактические игры, помогающие научить детей различать литературные жанры, закрепить знания сказок, развивать внимание; загадывание загадок на темы книг и героев произведений А.С. Пушкина; а также в свободное время дети рисовали на тему различных сказок А.С. Пушкина и играли в сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека» и «Театр».

Интерес детей к сказкам проявлялся через внимательное прослушивание чтения взрослого и рассматривание иллюстраций. Многие предпочитали чтение книги самостоятельно, а взрослый прослушивал, как он умеет читать книгу. Практически все ребята очень легко и быстро входили в произведения. Они без посторонней помощи могли составить по-своему рассказ по картинке, могли пересказать сюжет услышанного текста и добавить в рассказ что-то свое, подключали свою бурную фантазию.

Большинство ребят использовали свой опыт в других видах детской деятельности, например, в продуктивных (лепка, рисование) и др. А также с легкостью играли в то, о чем рассказывается в книге, быстро находили персонажей, имеется ввиду игрушки.

В ходе контрольного эксперимента была выявлена эффективность проведения формирующего эксперимента и динамика уровня сформированности интереса к сказкам детей 6-7 лет в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»

Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы, а сформированная гипотеза нашла экспериментальное подтверждение. Формирование интереса к сказкам у детей 6-7 лет будет эффективно если реализовать проект «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина». Рассматривание интереса к сказкам через (критерии): умение слушать сказку, фактически точно воспроизводить содержание сказки при пересказывании и участвовать в инсценировке. В совместной деятельности с детьми соблюдение этапности подготовки и реализации проекта. Организация взаимодействия детей и родителей в процессе подготовки и проведения «Литературной гостиной» позволяет сформировать интерес к сказкам.

Ссылки на источник:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. Html
  2. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. — http: //psychological. slovaronline. com/%D0%98/681-INTERES 53.
  3. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Центр педагогического образования, 2013. — 144 с.
  4. Зябкина, В. В. — Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе // Методическое пособие для воспитателей и учителей / Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. – М.: АРКТИ, 2010. – 150 с.
  5. Зябкина, В. В. — Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. – 2010. – 155 с.
  6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
Просмотров: 833
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Блузина Екатерина Алексеевна. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для дошкольников 5-7 лет в детском саду
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА
  • Втюрина Валентина Ивановна. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.
  • Татьяна Ильичева. Тематический утренник для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
  • Краснова Зинаида Михайловна. КВН для детей дошкольного возраста по сказкам Пушкина А.С. «У лукоморья…»
  • Мезинова Екатерина Геннадьевна. Конспект литературно – музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
  • Дуркина Марина Владимировна. Праздник для детей от пяти лет по сказкам Пушкина А. С.
  • Зеленецкая Светлана Валерьевна. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: «В гости к сказкам А. С. Пушкина»
  • Латыпова Эльвира Глюсовна. Сценарий развлечения по сказкам А. С. Пушкина для родителей и детей в подготовительной группе
  • Ольшевская Зинаида Ивановна. Лэпбук «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» как средство обучения в условиях ФГОС в ДОУ.
  • Лаптева Татьяна Валерьевна. Развлечение по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья…»
  • Копылова Лариса Маврикиевна. Театрализованное представление по сказкам А.С.Пушкина
  • Чихладзе Ирина Александровна. Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья» с детьми старшей группы
  • Мясникова Светлана Михайловна. Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
  • Остроухова Людмила Андреевна. Литературная викторина по русским народным сказкам.
  • Кочеткова Оксана Сергеевна. Конспект НОД по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
  • Шепелева Татьяна Борисовна Шафоростова Нина Геннадиевна. Сценарий театрализованного досуга по сказкам Александра Сергеевича Пушкина «Там на неведомых дорожках»
  • Тазалова Наталья Александровна. Презентация проекта 'Путешествие по сказкам'
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Гасанова Лейла Шихгайибовна. Конспект викторины для детей дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
  • Тусова Наталия Александровна. Физкультурное развлечение «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста
  • Ципилева Л.А., Соколова Ю.А.. Театрализованное представление «Осеннее путешествие по сказкам В.Г. Сутеева» для детей 5-6 лет.
  • Стригина Инна Ивановна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Путешествие по сказкам»
  • Майборода Дарья Евгеньевна. Вечер досуга «Путешествие по зимним сказкам» с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Шматова Е. В.. Викторина по сказкам для детей младшей группы «В гостях у сказки»
  • Федоренко Раиса Михайловна. Досуг для детей и родителей с элементами театрализованной деятельности «Игра — путешествие по сказкам с Буровичком»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Яковлева Наталия Викторовна. Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста в процессе игры
  • Лисковчук Валентина Александровна. Литературная гостиная, посвященная Дню матери по произведениям В.А. Осеевой для детей среднего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь