Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»

Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»

Власова Ирина Викторовна воспитатель МБДОУ №3 г. Пролетарска

Актуальность моего опыта определяется Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направленным на решение задач развития у детей познавательных интересов, формирования исследовательской деятельности, воспитания интегративных качеств ребенка – любознательности и активности.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации можно с помощью экспериментирования, которое является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых и рассматривается формой организации педагогического процесса

Поэтому мной была поставлена цель: внедрить систему экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие у детей познавательных интересов

 

Опираясь на богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования таких известных педагогов, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж –Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, профессора, академика Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддьякова, которые рассматривают экспериментирование в детском возрасте, как ведущий вид деятельности, я внедрила систему экспериментирования О. А. Соломенниковой. Пособия этого автора я использую, как часть учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы». Ее система экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, направлена на развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Моя работа направлена на достижение детьми дошкольного возраста целевых ориентиров:

…на проявление инициативы и самостоятельности;

  • на активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • на умение выражать свои мысли и желания в устной форме;
  • на овладение знаний о природном и социальном мире;
  • на способность принять самостоятельное решение, опираясь на свои знания и умения…

ФГОС ДО Глава IV пункт 4.6

Я выделяю для себя структуру экспериментирования: цель, задачи, совместная и самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их я провожу в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

Особенно интересными стали для детей старшей группы интегрированные занятия с включением экспериментальной деятельности: «Водные ресурсы Земли», «Наряд куклы Тани», «В мире металла».

А в подготовительной группе: «Огород на окне», «Знакомство с кожаными изделиями», «Приключения Фунтика».

Познавательный интерес поддерживаю через средства: художественное слово, наглядный, демонстрационный и раздаточный материал, электронные образовательные ресурсы, поисковые и практические действия.

Я собрала:

  1. картотеку народных примет;
  2. картотеку экспериментов, опытов, фокусов;
  3. презентации по темам занятий;
  4. схемы опытов для самостоятельной деятельности детей;
  5. коллекцию мультфильмов;
  6. записи песен о природных явлениях, животных, растениях;
  7. записи сказок о животных;
  8. аудиоэнциклопедию «Как устроен человек»;

Опыт или эксперимент подбираю в соответствии с программным содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастными особенностями, выполнение которых приносит реальную пользу участникам исследования.

Продолжительность деятельности определяю так, чтобы работа выполнялась быстро, и не терялся познавательный интерес.

Экспериментальную деятельность классифицирую:

  • по характеру объектов;
  • по месту проведения;
  • по количеству детей:.
  • по причине их проведения;
  • по характеру включения в педагогический процесс;
  • по продолжительности;
  • по количеству наблюдений за объектом;

Я участвую в эксперименте так, чтобы быть для детей равноправным партнером.

Подготовку к проведению экспериментов я начинаю с определения текущих дидактических задач, затем мы с детьми выбираем объект. Знакомлю с ним заранее и на практике. Одновременно дети осваивают технику экспериментирования, если та им незнакома.

Предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю их к обсуждению методики и хода эксперимента.

Конечный результат не озвучиваю, так как у детей теряется интерес.

Постоянно стимулирую детское любопытство, стараюсь быть готовой к вопросам детей, не сообщаю знания, а помогаю в ответ на вопрос ребенка получить его самостоятельно, поставив небольшой опыт.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов стимулирую развитие речи детей путем постановки вопросов, требующих от детей развернутого ответа.

Результатом моей работы является: опыт самостоятельной деятельности, исследовательская работа, новые знания и умения.

Наряду с опытом и экспериментом я уделяю внимание и наблюдению, как одной из форм экспериментальной деятельности. Отличительной чертой наблюдения является тот факт, что в отдельных случаях оно может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы или за таким явлением, как листопад не связано с экспериментом, потому, что процесс развивается без участия человека.

В своей работе я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры. Мною разработаны авторские игры, например:

  • игра «Чей корм?»
  • игра «Кто купил больше крупы».
  • игра «Какой материал?»

Игры с песком, водой, природным материалом, помогают решить проблемные ситуации: что быстрее впитает воду – почва или песок, каким вещам вода на пользу, а каким нет, верна ли поговорка «Под лежачий камень вода не течет».

Совместная работа с семьями воспитанников является одним из условий успешного обучения, поэтому в группах детского сада я веду работу по взаимодействию с родителями, которое включает в себя: консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы, мастер –классы, анкетирование, развлечения, праздники, акции, экскурсии. Свою работу я дополняю взаимодействием с детской районной библиотекой и предприятиями города, в частности я с детьми посетила муниципальное унитарное предприятие «Чистый город».

Принимая участие в экспериментальной деятельности, дети раскрывают свой творческий потенциал. Они являются участниками, призерами и победителями как на уровне детского сада, так и во всероссийских конкурсах.

Наша воспитанница Горбанева Анастасия единственная в Пролетарском районе получила диплом 3 степени, за участие в конкурсе «Базовые национальные ценности» на федеральном уровне.

Я активно принимаю участие в вебинарах, интернет-конкурсах, публикую свои разработки на сайте ДОУ, личном сайте, общаюсь с коллегами в различных сообществах. Участвую в методических семинарах. Провожу открытые занятия для своих коллег в детском саду. Систематически прохожу курсы повышения квалификации.

Наряду с традиционными методами и приемами, инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников занимают в моей работе значительную часть. В процессе экспериментирования я использую компьютерные и мультимедийные средства обучения, авторские технологии Воскобовича, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Инновация данного опыта –комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Руководя экспериментальной деятельностью детей, я добилась того, чтобы старшие дошкольники получили первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также могли провести несложные, но интересные эксперименты и научились самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы.

Я убедилась, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Просмотров: 715
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Клячева Валентина Федоровна. Опыт работы «Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Шемякина Мария Евгеньевна. Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование в старшей группе по ФГОС Тема недели: «В мире все так интересно!» (экскурсии, наблюдения, экспериментирования с природными объектами (воздух, песок, вода), экспериментирование с предметам
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Жирнова Ирина Викторовна. Занятие по познавательно — исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как приготовить кофе».
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Клевцова Ольга Ивановна. Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики»
  • Клевцова Ольга Ивановна. Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Насибова Замина Латифовна. Интеграция образовательной области «Социализации» в непосредственно- образовательной деятельности (опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста).
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Илашко Родика Григорьевна. Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно — экспериментальной деятельности
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь