Наталья Александровна Ладыгина. Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речиДидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: "У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра". Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка"" – М. Горький.

Скачать полный конспект

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Что такое ОНР?
ОНР, общее недоразвитие речи—  различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Выделяют три уровня речевого развития (или по-другому, три уровня ОНР), которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи: 1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). 2. Второй уровень речевого развития – кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Не сформирована связная речь. Свободное общение у таких детей затруднено.
Речь теснейшим образом связана с другими психическими процессами. Поэтому кроме речевых нарушений у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитие логического мышления. Это, так называемые, вторичные дефекты, развивающиеся вследствие нарушения речи. Их преодоление должно идти одновременно с коррекцией речевой деятельности. И поэтому  дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с  целью коррекции ее различных дефектов.
Как известно, у детей с ОНР практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой и зачастую даже общей. Так как в головном мозге человека центр моторной деятельности располагается рядом с центром речи, то развитие моторики благоприятно сказывается на развитии речевой функции. Гораздо успешнее осуществлять коррекционную работу с детьми с ОНР по развитию мелкой моторики помогают такие игры как:
Книжка-развивашка «Волшебные пальчики»
Пособие для детей, начиная с 3-х лет
Цель. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы и т. д.) ; развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь; воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материал: ткань, кнопки, шнурки, застежки, липучки, бусинки, молнии, крючки, пуговицы.
Использование. Книжка представляет собой тканевую основу с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей. Она сделана с расчетом, что на ней одновременно могут упражняться сразу 3-4 человека (страницы в книге съемные) .
Волшебные клубочки
Пособие для детей, начиная с 5 лет
Цель. Упражнять в отработке вращательных движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: цветные шарики для сухого бассейна, шнурки разных цветов
Использование. Пособие предназначено для сматывания и разматывания клубочков.
Игра-забава "Поймай мышку" (2 мышки)
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость.
Материал: две игрушки мышки (купленные в зоомагазине), цветные веревочки, палочки.
Использование. Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает мышку. Почувствуйте себя доброй кошкой - просто играйте с мышкой, и как поймаете, отпускайте ее. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.
Узнай предмет на ощупь
Пособие для детей, начиная с 3-х лет
Цель. Развивать мелкую моторику, учить детей определять предмет на ощупь, развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки.
Материал: тряпичный красивый мешочек, мелкие предметы (игрушки, геометрические фигурки, пуговицы и др. – сделал по заказу родитель)
Использование. В тряпичный мешочек складываются мелкие предметы, разные по форме. Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь угадать два одинаковых предмета.
Рисование веревочкой
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Формировать плавность, ритмичность и точность движений; развивать фантазию и воображение, зрительно-моторную координацию; закреплять навык рисования; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: клей ПВА в тюбике с острым наконечником, картон, цветные веревочки (пряжа, акварельные краски, бархатная бумага.
Использование. Пособие можно использовать на занятиях по рисованию или аппликации.
Рисование цветными камушками
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, мышления, воображения; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: цветные камушки для аквариума, картинки с рисунками.
Использование. Перекладывание камешков из одной ёмкости в другую. Кроме этого, детям очень правится выкладывать из камешков различные узоры, как самостоятельно, что развиваем воображение, так и по контуру. Для развития мышления, цветные камешки можно использовать в виде игры «Продолжи ряд» или «Собери бусы по образцу»
Лабиринты
Пособие для детей, начиная с 4-х лет
Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движения, ловкости и настойчивости.
Материал: ткань, бусины.
Использование. Следуя выбранной схеме, ребенок перемещает бусины при помощи пальчиков по лабиринту.
Большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие. Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я хочу  предложить Вашему вниманию игры на развитие  фонематического восприятия, которые  использую в своей работе по коррекции произношения.
Игра «Грамотейка»
Пособие для детей, начиная с 6 лет.
Цель. Учить находить заданный звук в слове,  опираясь на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки;  закреплять умение составлять слоги и читать их.
Материал: крышка пластмассовая, оправа от очков, карточки с предметными картинками, буквы.
Использование. 1 вариант. Найди нужный звук в слове. Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук. (Под очки вставляем карточку с картинкой и карточку с буквами). 2вариант. Составление слогов. Для этого варианта нужны карточки с гласными и согласными буквами.
Игра «Определи, какой звук есть в слове»
Цель: дифференциация звуков в словах, развитие мелкой моторики.
Материал: карточки с предметными картинками, цветные шнурки (синий, зеленый).
Использование. Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и «пришнуровывают»  карточку.
Дидактические игры помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

 

Просмотров: 454
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Задохина Валентина Николаевна. Дидактический материал по сенсорному развитию для мелкой моторики рук в младшем возрасте.
  • Оболенская Татьяна Евгеньевна. Использование «Айрис фолдинг» для развития мелкой моторики рук
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Буздалина Наталья Александровна. Игры с прищепками для развития мелкой моторики детей
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь