Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать детали конструктора, паззлы, работать со счетными палочками, мозаикой, в следствие они не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира такими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

 

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Одним из актуальным способов работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия, в частности речь пойдет о книгах.

Мягкие развивающие и обучающие книги — отличный материал для развития детей дошкольного возраста. Они с успехом могут быть использованы и в детских дошкольных учреждениях, поскольку соответствуют принципам ФГОС ДОО, они содержательно – насыщены, полифункциональны, доступны, безопасны, трансформируемы.

Книга охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования. Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.

Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.

Художественно-эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

При изготовлении подобных книг необходимо придерживаться основных принципов:

  1. Последовательность. Зачастую, страницы не связаны между собой единой логической нитью. Получается просто набор заданий для ребенка, который не подозревает, что ждет его на следующей странице. А там новое задание, не требующее знаний с предыдущих страниц. Безусловно, и такие книжки расширяют кругозор, развивают тактильную чувствительность, память, логическое мышление, но не приучают к последовательному изложению материала, формированию причинно-следственных связей.
  2. Тематичность. Можно задуматься о тематических книгах, рассказывающих о конкретных областях жизни, например, «Погода и времена года», «Овощи-фрукты», «Транспорт», «Одежда». Очень хорошо подходят книжки по известным сказкам. Персонажи сказок лучше запоминаются, когда каждого из них можно потрогать (важно подбирать соответствующий материал). Такие сказки ребенок охотнее пересказывает.
  3. Концентрирование. Не нужно размещать на одной странице множество мелких объектов. Ребенку проще сконцентрироваться, если в поле зрения попадает небольшое количество деталей. Для большей эффективности лучше сделать на каждый значимый рисунок отдельную страницу.

Для создания развивающей книжки своими руками подойдут яркие натуральные ткани (шёлк, фетр, ситец), пряжа или меховые обрезки и поролон, который придаст объёма изделию. Фетр не зря пользуется особой популярностью среди рукодельниц: его легко подшивать и приклеивать, а обрезанные края материала не обсыпаются даже со временем.

На следующем этапе можно приступить к оформлению страниц. Заготовленные аппликации пришиваются или крепятся на липучки в зависимости от их предназначения. Затем все декорируется отделочными материалами – ленточками, колокольчиками, мягкими игрушками и др.

Мягкие книжки имеют ряд преимуществ над остальными развивающими вещами и простыми книгами:

  • на страницах отсутствует типографская краска
  • для ее создания используются натуральные ткани и материалы
  • мягкая книжка поддается стирке
  • мягкая игрушка и развивающая книжка в одном предмете
  • одна книга может содержать множество развивающих предметов (например, пуговицы, застежки, молнии, шнуровки, крючки).

Мягкая развивающая книга может быть использована как организационный момент для образовательной деятельности. Ее цель – собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, речи, закрепляется материал прошлого занятия, применение материла по лексическим темам, готовит детей к восприятию нового и интересного.

Задачи мягкой развивающей книги как дидактического пособия:

  1. Обогатить сенсорный опыт детей в ходе предметно — игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. Сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Благодаря этой книге ребёнок сможет в игровой форме:

  • развивать общую и мелкую моторику, формировать различные умения (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);
  • развивать восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
  • воздействовать на тактильные ощущения;
  • развивать логику;
  • изучать цвета;
  • формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас [13].

Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам – эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Познакомит с цветом, формами и величиной, животными, морскими обитателями и насекомыми, научит считать, различать времена года, погоду и т.д. Можно выбрать игры и упражнения под силу каждому ребенку (например: для самых маленьких – «Застегни – расстегни», «Спрячь – найди», а детям постарше – задания, подразумевающие умение рассказывать, описывать, считать).

Мягкая развивающая книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.

На каждой станице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книжку.

Но все же необходимо отметить, что как и с любой другой игрушкой, ребенку необходимо показать, как использовать в своей познавательной деятельности мягкую развивающую книгу.

Изначально необходимо совместно с ребенком посмотреть книгу целиком от начала до конца. Дать ребенку самостоятельно потрогать страницы книги, чтобы он осознал свои ощущения и впечатления от визуального и тактильного знакомства с таким развивающим пособием.

Далее продемонстрировать ребенку возможности книги, то есть показать, что со всеми объемными деталями можно играть, при этом обсуждая каждое задание с ребенком. Даже если ребенок пока не говорит или говорит плохо, нужно рассказывать ему о персонажах книги, называть цвета, количество, названия животных и предметов.

«Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку рекомендовано использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и дефектологам.

Просмотров: 793
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Шустова Алина Леонидовна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Рудь Наталья Геннадьевна. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Радичева Зоя Геннадьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений
  • Денисова Татьяна Викторовна (П. Адамовка). Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
  • Садриева Элеонора Альбертовна. «Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь