Савинко-Яковлева Валентина Ивановна. Статья 'Роль педагога ДОУ в эмоциональном развитии и нравственном становлении ребенка в рамках внедрения ФГОС'

Статья Роль педагога ДОУ в эмоциональном развитии и нравственном становлении ребенка в рамках внедрения ФГОССтатья "Роль педагога ДОУ в эмоциональном развитии и нравственном становлении ребенка в рамках внедрения ФГОС"

Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души...
В.А. Сухомлинский.

В современном образовании на фоне развития инновационных технологий и непрерывного технического прогресса перед педагогами встают все более сложные воспитательные задачи. В ФГОС опубликовано описание портрета выпускника ДОУ, в котором основной акцент сделан на гармоничном развитии ребенка. Только в таком случае он сможет быть социально успешен и преуспевать в учебе. Именно таким каждый родитель хочет видеть своего ребенка. Однако часто мы встречаемся с подменой понятий, когда вклад в гармоничное развитие заключается в записи ребенка во всевозможные кружки (изучение трех иностранных языков, занятия по математике, конструированию, футболу, каратэ, балету и т.п.) или в обеспечении совсем еще малыша всеми видами современных гаджетов (планшетами, приставками, телефонами, айфонами).

Конечно, забота о том, чтобы ребенок много знал и умел – это прекрасно. Но все чаще психологи пишут о дисгармоничном развитии детей и эмоциональной депривации. Ведь психологический портрет современного ребенка очень изменился, и специалисты обращают внимание родителей и педагогов на то, что эмоционально-нравственное развитие существенно уступает интеллектуальным навыкам и эрудиции детей.

Сегодняшние мальчики и девочки живут в «информационном водопаде» — они очень много знают, умеют пользоваться такими устройствами, с которыми не всегда справляются их родители. Но зачастую детям трудно ориентироваться в этом потоке информации, поэтому они не понимают, как пользоваться своими знаниями, как применить их во благо. У детей сегодня удивительное разнообразие игрушек, но они не умеют с ними играть, совершая примитивные манипуляции с предметами. Они знают, что такое вежливые слова, но не употребляют их, когда это необходимо. Да и нужны ли три иностранных языка человеку, который не умеет достойно вести себя в обществе, уважать других людей и себя самого?

В положениях, касающихся духовно-нравственного воспитания, ФГОС устанавливает целевые ориентиры дошкольного образования, в соответствии с которыми духовно-нравственная культура складывается из установки положительного отношения к миру; способности ориентироваться в поступках людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватно проявлять свои чувства в отношениях со взрослыми и сверстниками.

В связи с вышесказанным, перед педагогом и родителями встают такие задачи, как:

  • научить ребенка доброжелательным позитивным взаимоотношениям между детьми
  • научить коллективным играм
  • обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию заботливого отношения к окружающим
  • воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость
  • обеспечить эмоциональное благополучие через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
  • взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в жизнедеятельность детского коллектива, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для восприятия эмоционального материала. Взывая к чувствам и эмоциям ребенка через мир сказок, через театрализованные постановки, творческие работы, продуктивную деятельность, через совместную игру, педагог имеет возможность способствовать формированию нравственного начала ребенка.

Различные формы сотрудничества с родителями могут помочь в достижении поставленных целей и задач:

  • папки-передвижки различной тематики ( «Сказка перед сном», «Куклы разные нужны – куклы разные важны», «Детский фольклор в развитии ребенка», «Роль игрушек-заместителей в развитии ребенка»)
  • анкетирования ( «Мой ребенок дома», «Стиль воспитания»)
  • родительские собрания ( «День рождения – мой самый главный день», «Наказания и поощрения», «Что читать ребенку?» и т.п.)
  • выставки семейного творчества ( «Делаем куклу с мамой и папой», поделки «Осень пришла» и т.п.)
  • совместные праздники ( «День пожилого человека», «Новый год – семейный праздник», спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» и так далее).

В данном случае роль педагога очень важна. Родители, дети которых посещают детский сад, часто не замечают, как меняется их ребенок, ведь большую часть дня он проводит в детском коллективе с воспитателем, и воспитатель становится свидетелем этих возрастных перемен. Иногда родители изначально не умеют играть с ребенком, не потому что они плохие, а потому что никто этому их не учил. И в таком случае, педагог может помочь родителю найти новый подход к ребенку, привлекая родителей к совместной деятельности с их детьми. Может помочь овладеть позитивной лексикой в общении с детьми, тем самым способствуя повышению культурного уровня и педагогической компетентности родителей, научить педагогическому общению. Может помочь взглянуть с позитивной точки зрения на то, как меняется их ребенок.

В работе с детьми эффективными могут стать следующие формы работы:

  • чтение художественной литературы на различные темы актуальные возрастному развитию. Чтение сопровождается эмоциональной гимнастикой, т.е. беседами на понимание сюжетов сказок и рассказов, понимание поступков героев
  • театрализованные постановки ( «Стрекоза и муравей», о важной роли каждого человека в любом деле «Крылатый, мохнатый, масляный» и так далее)
  • проекты ( «Мир насекомых» — формирование экологической культуры и бережного отношения к природе; «Интервью с бабушкой» в рамках Дня пожилого человека).
  • тематические выставки (выставка творческих работ к 8 марта «Мы подарим мамам солнышко»; «Бабушка рядышком с дедушкой» фотовыставка, посвященная Дню пожилого человека, «Дружно весело шагать» о буднях в детском коллективе).

Каждое мероприятие не является выхваченным из контекста событием, а относится к большому блоку работы с детьми на протяжении всего года, а иногда и последующих лет. Потому что нельзя прививать любовь к природе или уважение к старшему поколению через единичные беседы. Помогать мамам только 8 марта было бы странно. Ценности, которые мы прививаем своим детям, важны ежедневно и ежеминутно, ведь мы хотим воспитать в детях личность.

В контексте нравственного воспитания и эмоционального развития ребенка педагог предстает в роли проводника в мире чувств и эмоций на пути к понимаю другого человека и самого себя. Своим примером и умением создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, организовать эффективное взаимодействие между детьми, сформировать положительный эмоциональный фон в группе детей, педагог способствует гармоничному развитию каждого ребенка.

Просмотров: 410
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Главный Редактор. Функции прародителей (бабушек) в духовно-нравственном развитии современного ребенка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Редактор. 7 СОВЕТОВ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖНИЦАМИ
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Слепкова Наталья Владимировна. Как научить ребенка пользоваться ножницами: советы родителям
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Медведкова Евгения Васильевна. Как научить ребенка читать.
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Ненашева Татьяна Анатольевна. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОО».
  • Линяева Ольга Викторовна. Педагогическая статья «Как научить ребенка пересказу»
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Каташова Елена Дмитриевна. Родительская гостиная «Как научить ребенка речевому общению»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь