Никитина Вера Александровна. Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников 'В гости к бабушке Матрёне'

Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников В гости к бабушке Матрёне«Развитие речи дошкольников с использованием малых фольклорных форм».
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах.
2. Продолжать закреплять навыки выразительного чтения малых фольклорных форм, передавая интонацией настроение.
3. Воспитывать интерес к русскому фольклору через загадки, колыбельные песни, потешки, небылицы.
4. Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм).
5. Учить  детей  употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
6. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «коммуникация», «здоровье», «познание».
Субъект работы: дети старшей группы детского сада (5-6 лет).
Объект работы: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: русский народный костюм бабушки Матрёны, кот Василий (мягкая игрушка), люлька с ребёнком, картинки с изображением предметов быта русских крестьян, картинки с изображением  грибов, ягод, трав, одежды.
Расширение и активизация словаря детей: горница, коток, люлька, сундук, полати, небылица, перевертыш.
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: разучивание потешек про кота, колыбельных песен, чтение русских народных сказок.
Логика проведения непосредственно-образовательной деятельности

 

Части НОД

Содержание

Вводная часть  

Воспитатель начинает беседу словами:

«Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я сейчас рассказ начну.

Чтобы дети знать могли

о делах родной земли».

Ребята, мы пришли в гости к бабушке Матрёне.

Бабушка Матрёна: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! В избу заходите, садитесь.

/Дети садятся на стульчики/

Бабушка Матрёна: Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?

/Дети отвечают на вопрос/

Бабушка Матрёна: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

/Подводит итог детским высказываниям/

Бабушка Матрёна: Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.

А ещё я вам сказала «Милости прошу!». Что эти слова означают, как вы их понимаете?

/подводится итог детским рассуждениям/

Бабушка Матрёна: Милость – от слова милый, то есть прошу вас быть милыми.

Воспитатель: Милый человек, какой?

Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот  об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает. Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские – народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

/ответы детей/

Основная часть 

Комментирование,  дискуссия.

Физкультурная пауза  (стихи с движением)

Воспитатель: Вот такой доброжелательный народ жил в избе. А комната в избе называлась горница. Постарайтесь запомнить это слово.

/дети несколько раз повторяют слово/

Бабушка Матрёна: А знаете, ребята, кто самый главный в горнице?

Отгадайте-ка такую загадку:

В избе — изба, 
На избе — труба. 
Зашумело в избе, 
Загудело в трубе. 
Видит пламя народ, 
А тушить не идёт. 
(Печь)
 

Воспитатель: А почему печь в избе самая главная?

/ответы детей: «В печи готовили пищу», «Зимой печь обогревала избу»/

Бабушка Матрёна: А если вы отгадаете следующие загадки, то узнаете что нужно, чтобы печь грела.

Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны их нарубить.

И в сенях или в сарае

Их поленницей сложить. (Дрова)

Красный кот
Дерево грызет, 
Дерево грызет, 
Весело живет. 
А воды попьет, 
Зашипит, умрет. 
Ты его рукой не тронь — 
Этот красный кот... (Огонь
) 

Воспитатель: да, печь и накормит и обогреет, а ещё она сушит и лечит. А что можно сушить на печи?

/ответы детей: «одежду», «грибы», « ягоды», «травы»/

Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать из предложенных картинок нужные, и расположить их на печке.

Воспитатель: А как же печь лечит?

/дети высказывают предположения/

Воспитатель: Если дети зимой пришли с прогулки мокрые, замёрзшие, что с ними может случиться?

/ответы детей: « они заболеют», «простудятся» и т.п./

Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь – всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит. 

Бабушка Матрёна: Ребята, а ещё на печи зимой очень любит греться…

/В руках у бабушки Матрены появляется котик/

Это кот Василий. Наш кот очень любит, когда про него рассказывают различные потешки. А вы знаете потешки про кота?

Ребёнок: Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются

Ребёнок: Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Ребёнок: Хорошо живёт коток,
котик – маленький роток.
Дремлет котик на печи,
ждёт с ванилью калачи.

Кот Василий: Молодцы, ребята. Очень мне понравились ваши потешки.

А если кто из вас сможет назвать меня ласково, то я поиграю с вами в интересную игру.

/дети ласково называют кота: «котик», «коток», «Василёк», «Васенька»/

/кот мурлычет, улыбается/ 

Кот Василий: Ох, хорошо… А теперь давайте поиграем.

/динамическая пауза «В гости к кошке»/

Позвала нас в гости кошка,

ладони на щеках,

качаем головой

И пошли мы по дорожке.

дети шагают

Топ-топ,

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают

по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат

по коленям

Видим дерево высокое,

поднимают руки вверх

Видим озеро глубокое.

руки вниз, волнообразные

движения кистями

Топ-топ,

шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат  по коленям

Птицы песенки поют

ладони перекрестно

— «птица»

Зёрнышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют,

пальцы одной руки «клюют»

ладонь другой, и наоборот

Никому их не дают.

ладони перед собой,

поочерёдно

сжимаем и разжимаем кулак

Топ-топ,

дети шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат по коленям

Это дом,

«крыша»

А в нём окошко.

«окно»

Нас встречают кот и кошка.

хлопают в ладоши

Топ-топ,

шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик.

кулачки стучат по коленям

Мы немножко погостим

руки «здороваются»

И обратно побежим.

бег на месте

Топ-топ,

шагают

Прыг-прыг,

прыгают

Чики-брики,

ладони хлопают по коленям

Чики-брик

кулачки стучат по коленям

 

Кот Василий: Молодцы ребята, хорошо играли. А мне пора на печку, бока греть. До свидания.

/кот уходит/

Бабушка Матрёна: А вам дети я предлагаю вернуться в горницу. Посмотрите вокруг. Какая мебель есть в горнице?

/ «столы, лавки, сундуки»/

Бабушка Матрёна: Есть ещё и люлька для малыша. К малышам в народе всегда относились с большой любовью, о чем говорят и пословицы русского народа:

У матери - дитя, у кошки - котя, всякому мило свое дитя,

У кого детей много; тот не забыт Богом,

Малы детушки, что часты звездочки: и светят, и радуют в тёмную ноченьку.

Взрослые создавали условия для того, чтобы дети росли здоровыми, счастливыми.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как было обустроено место, где дети спали.

/воспитатель подводит детей в уголок комнаты, где находится колыбелька/

Воспитатель: У каждого ребенка своя кроватка. И она не похожа на кроватку другого, и тем более не похожа на ту, в которой спали детки в давние времена. Ребята, скажите, как назывались кровати, в которых спали малыши.

/дети дают ответы/

Бабушка Матрёна: Кроватка для малышей называлась "колыбелька". Это слово произошло от старого русского слова "колыбать", что значит - качать. А еще она называлась "зыбка". Слово "зыбка" тоже старое и происходит от слова "зыбать", что также значит "качать". Есть и еще одно название - "люлька".

Воспитатель: матери не просто качали в кроватках деток, но и пели им песни. А как они назывались?

/дети отвечают/

Воспитатель: Правильно. Они назывались колыбельные песни, потому что пели их, когда детишек укладывали спать. 

Бабушка Матрёна: А в нашей  люльке малютка Ванечка.

/показывает куклу/

Бабушка Матрёна: Устал наш Ваня. Слушал, как мы загадки отгадывали, потешки рассказывали, с котом играли. Давайте уложим его спать, укачаем дитя, и споём ему колыбельную песню.

Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай… 
Баю-бай, баю-бай, 
Ты, собачка, не лай, 
Белолапа, не скули, 
Мою Таню не буди.

***

Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
К нам, волчок, не ходи, 
Нашу Сашу не буди.
 

Воспитатель: А вам, ребята, какие песни поют мамы и бабушки?

/ребята отвечают/

Бабушка Матрёна: Ну вот, наш малыш и уснул. А мы давайте тихонько поговорим о том, где спали люди в избах. Как вы думаете?

/ «на кроватях»/

Бабушка Матрёна: А вот и нет, люди спали на печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Столы были большие, потому что и семьи не малые. Ребята любили собираться за столом и слушать сказки, которые рассказывала им бабушка. А какие русские народные сказки вы знаете?

/ответы детей/

Воспитатель: А ещё, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говориться о том, чего на самом деле не бывает. В них все как будто перевернуто, и поэтому всем смешно. Послушайте:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

/вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто»/

Воспитатель:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Воспитатель: Что я сейчас прочитала?

/дети: «небылицу», разбирают  её/

Воспитатель:

А вы знаете какие-нибудь небылицы?

/чтение детьми знакомых небылиц/

Воспитатель: Ну, что ж, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше. Давайте попрощаемся с бабушкой Матреной. И пройдем к себе в группу.

Дети: До свидания, бабушка Матрёна, до новых встреч. 

Заключительная часть 

В группе.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и вернулись к себе в группу. Понравилось вам ходить в гости? А что особенно понравилось?

/ответы детей/

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше с вами приключение. Вы все сегодня молодцы. Как много вы знаете потешек, умеете петь колыбельные песни, отгадывать загадки. И я думаю новые знания, приобретённые сегодня вам пригодятся. 


Просмотров: 363
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Клевко Анна Ивановна. Развлечение в подготовительной группе «Вот какая моя бабушка!»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Ежелева Валентина. СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей 2-ой младшей группы «Здравствуй, Бабушка-загадушка»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Топ. Топ. Топает малыш...
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Авдеенко Кирилл. Зайка-зайка, прыг-прыг-прыг....



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь