Влияние особенностей восприятия на возникновение чувства одиночества

Владислав Лебедько, Евгений Кустов

«Влияние особенностей восприятия

на возникновение чувства одиночества»

Миф: «В поисках утраченного рая»

 

В предыдущей статье: «Исследование причинно-следственной модели феномена одиночества: Глава Первая.» - мы с вами рассмотрели несколько базисных понятий для корректного исследования феномена одиночества: Программные Установки Восприятия,  Матрица Восприятия, линейная Система Оценок, эгоцентрическое восприятие, Уровни Безопасности 1,2,3.

Это позволяет структурировать и унифицировать понятийную сферу феномена одиночества и исследовать её без нескончаемых ссылок на разнообразие обозначений тех или иных психологических процессов. Подобным сильно грешит современное состояние научной мысли и не просто грешит, а всё больше впадает в состояние схожее со злокачественной опухолью, когда каждая новая возникшая клетка спешит провозгласить себя мерилом ноуменологии.

В отличии от исследователей живших до 70-х годов 20 века мы с вами имеем уникальную возможно наблюдать создание анатомической основы психологии человека. Ибо появление компьютерной эпохи привело к появлению подобия сакрального поэзиса внутреннего мира человека. Для этого достаточно провести ретроспекцию эволюции виртуальной реальности от появления первых персональных компьютеров до создания мировой сети интернета. Термины: алгоритм сборки, архитектоника жёсткого диска, операционная система, вирусная атака, системный сбой, «албанский» язык и тому подобное — это повседневный сленг всех, кто имеет хотя бы косвенное отношение к миру компьютеров.

Позволю себе сопоставить понятия подсознание и сознание с другой классической парой - оперативная память и основная (базовая) сфера, располагаемая на жёстком диске С. От объёма и способности обрабатывать информацию в оперативной памяти и от способности вмещать данные базовой системой зависит класс персонального компьютера. Современные ноутбуки позволяют наращивать способности оперативной памяти до 1,5 и больше гега-байт, что делает возможным воспроизводить на них многоуровневые программы, сложнейшие игры и просматривать кинофильмы в 3-D формате. Тогда как на ещё не вышедших из употребления компьютерах первого поколения при объёме памяти до 100 МВ была возможна работа лишь с простыми графическими программами, типа набора текстов или математических расчётов 1-С системы.

Качество, устойчивость и корректность работы оперативной памяти и её эффективная взаимосвязь с файлам жёсткого диска напрямую зависят от инструментария программного обеспечения.

Что является инструментарием сознания, его оперативной части, коим мы пользуемся в данный момент и вообще в повседневности? Кое-что про свою оперативку мы знаем: что она ограничена в своих возможностях и «за раз» библиотеку им. М. Ломоносова нам не осилить, придётся переключаться, совершать обеденные перерывы и т.п.

Для нас является нормальным и необходимым «забывать» именно таким образом, чтобы освобождать место для новых впечатлений и идей в нашем разуме. Если бы это было не так, то все, что мы испытываем, оставалось бы над порогом осознания и привело бы к невообразимому беспорядку рассудка. Это явление сегодня настолько известно, что большинство людей, мало-мальски знающих психологию, считают его само собой разумеющимся (1).

 

Так же доподлинно известно, что подобно оперативной памяти компьютера, мы можем расширять возможности своей оперативки вследствие подлинного проживания на границе разделения ты/я контакта.

Сознание цивилизованного (современного) человека — это часть психики, надежно отделившаяся от первичных инстинктов, которые, впрочем, никуда не делись. Они лишь утратили контакт с сознанием и вынуждены напоминать о себе окольными путями. Например, через симптомы невроза или такие неожиданности, как забывчивость, оговорки, безответственное поведение (6).

Такое явление, как осознавание, прочно связано с оперативной сферой восприятия. Любая информация выпадающая из этой сферы сразу становится достоянием подсознания. Не лишним будет отметить, что любая информация это прежде всего энергия. Верней сказать, что сила или энергия в проявленном состоянии — это информация или объём информации.

Ускользание информации из оперативной сферы зависит от внимания, волевой способности человеческого восприятия выделять фигуры из общего информационного фона или потока. Современный человек до сих пор должным образом своим вниманием не владеет и я полностью согласен с Юнгом, который в своё время сказал, что «...мы не должны  говорить, что направляем наше внимание на что-либо, а лишь утверждать, что в этой ситуации наступает состояние внимания» (5).

Наше восприятие мира фрагментарно, нецелостно. Мы не дружим со своим умом, наш ум с чувствами, а солянка ощущений и их умственных интерпретаций порождает иллюзию реальности. Такое состояние очень напоминает сон наяву.

«Неполноценность проявляется в стиле нашего мышления. Из-за ощущений неполноценности и неуверенности мы создаем умственные концепции для установления над ними контроля. Эти концепции выполняют функцию путеводных вымыслов, руководящих фантазий, с помощью которых мы объясняем мир» (2).

Однако проблемы начинаются даже не в этом «цыплячьем супе» (8), которым мы друг друга кормим изо дня в день из самых благих побуждений, а в том, что о своём «сне наяву» не ведаем, да и ведать не хотим. Для нас выводы нашего дискретного сознания являются безусловной целостностью с признаками истины в последней инстанции. Мы полностью убеждены в подлинности собственных убеждений.

«За свои убеждения современному человеку приходится расплачиваться весьма чувствительным образом — он все менее может разобраться в самом себе. Он не видит, что при всей его рациональности и всем умении им руководят неконтролируемые "силы". Его боги и демоны вовсе не исчезли, они получили новые имена. Неуемность, смутные предчувствия, психологические осложнения, ненасытная тяга к пилюлям, спиртному, табаку, еде и, прежде всего, множество неврозов — не дают ему продыху» (6).

Во многом путаница в восприятии мира усугубляется тем, что мы даже в случае очевидного проявления собственной ошибки продолжаем упорствовать, защищать всеми доступными средствами свою глупость и невежество.

Какое уж тут принятие на себя ответственности за свои поступки, если большинство из моих пациентов считают ответственность бременем, а не естественным качеством здорового человека.

Пожалуй не трудно заметить неизбежность реакции мира на такое вот эгоцентрическое поведение. Она будет вполне адекватна, так как мир безличен и представляет собой систему гармоничных законов и закономерностей. Но в своём невежестве я воспринимаю такой мир как нечто жестокое и беспощадное, где «царят ложь, предательство и насилие», «естественно» что я начну защищать себя, а так же «всё, что мне дорого». И буду я в этой «праведной» борьбе «...одинок, как камень брошенный в воду» (9).

«Мы скорее приблизились бы к цели (согласия с миром), попытавшись признать свою собственную тень (иллюзорное восприятие, подмена подлинного, искажение действительности (10) вместе с ее отвратительными деяниями. Зная об этой тени, представляющей собой темную сторону нашей натуры, мы обрели бы иммунитет от любых моральных и умственных проказ и происков. В теперешней же ситуации мы доступны любой чуме, поскольку мы занимаемся практически тем же, что и они (наши любые оппоненты, противники «нашего» мировосприятия»). Все это усугубляется тем, что мы не понимаем и не хотим понять, что мы творим под прикрытием хороших манер» (6).

 

О нашем жёстком диске - подсознании - доподлинно известно мало. Предполагается, что он практически не ограничен в объёмах хранимой информации. А кроме того он связан таинственными коммуникационными системами с общечеловеческой базой данных, из которых периодически просачивается в оперативку малопонятными образами и фантазиями.

Наши образы воображения не появляются в НИГДЕ и не из НИЧЕГО – они имеют вполне конкретную основу. Вероятно её можно отнести к матричным структурам, глубинным уровням архетипического, наследию всего филогенетического развития разумной жизни. Причём эта Основа не только результат Прошлого, а процесс совокупности всех трёх ипостасей энерго-информационного проявления Жизни человечества: пассивной, нейтрализующей и активной (7).

Принцип, организующий феномен образности, принцип, обеспечивающий психическую реальность специфическими паттернами и привычными свойствами — универсальностью, типичностью проявления, регулярностью, постоянной повторяемостью на протяжении многих веков — Юнг назвал «архетипом» (4).

«Энергетику архетипов можно почувствовать по особому очарованию, сопровождающему их появление. Они как будто завораживают. Эта особенность характерна и для личных комплексов, только последние проявляются в истории индивида, а общественные комплексы архетипического характера — в истории человечества. Личные комплексы могут породить лишь пагубное пристрастие к чему-либо, архетипы дают жизнь мифам, религиям и философским концепциям, воздействующим на целые народы и разделяющим исторические эпохи. Мы видим комплексы как компенсацию за однобокость или ошибочность рассудочного восприятия. Таким же образом можно интерпретировать религиозные мифы как своего рода ментальную терапию от страданий и волнений всего человечества — голода, войн, болезней, старости, смерти» (6).

Представим, что программное обеспечение функционирования оперативной памяти компьютера даёт сбой, что тогда будет происходить? Мы называем это: «комп зависает», «комп тормозит». В этих случаях мы «забарахливший» компьютер либо перезагружаем, либо проверяем на вирусы, а, если это не помогает — вызываем специалиста — не так ли?

 

В приводимом далее примере архетипического путешествия по сферам, напрямую и косвенно связанным с феноменом одиночества, можно наглядно увидеть такую его особенность — ядро комплекса одиночества прорабатывается поэтапно и выход на него сопровождается объёмной проработкой различной проблематики личности, приведшими к возникновению феномена.

 

Магический Театр Натальи Гер.

12-07 Ведущий запросивцу (вызвалась Наталья Гер.) предлагает архетипическое путешествие: - Твой запрос?

Наталья Гер. (Н.) - Испытываю страх перед отношениями. (Рассказывает, что 8 месяцев общается со своим бой-френдом и не может определиться со стабильностью во взаимоотношениях — расставаться или дальше «эту путаницу продолжать».)

Ведущий (Вд) - Что стоит за твоим страхом? Выскажи предположение...

Н.- У меня страх одиночества... Брошенности... Предательства...

Ведущий просматривает возможные варианты взаимодействия с архетипами. Находит отклик по Велесу. - Знаешь кто такой Велес? Нет?.. Ну и хорошо. - Передача «Зеркала» по Велесу. Наташа очень напряжена. Затем её состояние резко изменяется — ей становится дурно. Других участников действа одолевает сонливость.

Н. (изгибается на полу) — Мне сдавливает грудь...

Вд. - Велес, ты здесь?...

Н. (Велес) — Да-а-а-а... Ой!...

Вд. - Выведи нас на какую-нибудь картину. Некую отправную точку путешествия.

Н. (В) — В лесу... Хвойный лес...

Вд. (улавливает развитие образа) — Видишь какого-то мужчину?

Н. - Да. Вижу...

Вд. - Поздоровайся с ним.

Н. - … Ага... Иду куда-то... Зелёный дом...

Вд. - Дом?

Н. - Дом его (мужчины)... Он приглашает на чай... Стол... Дом. Приглашение в нём жить... Я там...

Вд. - Что происходит?

Н. - Я смотрю. За хозяйством нужно присматривать.

Вд. - Нравится? Не нравится?

Н. - Там просто всё... Печка русская... (ушла вся в себя, в созерцание и проживание того, что с ней происходит) — Смотрю... Мужчина то появляется, то исчезает... Это происходит хаотично... Он хочет, чтобы я нашла его.

Вд. - Велес, покажи какой-нибудь предмет в этом доме, который способен приблизить понимание происходящего.

Н. - Ой, мне хочется уйти!.. Страшно!..

Вд. - Опиши свой страх.

Н. - Чёрное!.. (на лице гримаса ужаса).... Монету в ладошке держит. (к Велесу) Смотреть?.. Ничего не понимаю!..

Вд. - Стань этой монетой.

Н. - Я - монета на ладони бога Велеса... Тайна! (В.) - Хочу, чтобы она взяла её.

Вд (Наталье) — Становись Наташей... Хочешь эту монету?

Н. - Я — Наташа... Чувствую потерянность.

Вд — Подержи эту монету.

Н. - Холодная. Тяжёлая. Твёрдая. Серебряная.

Вд. - Расскажи о своих чувствах.

Н. - Чувствую настороженность... Боюсь!!!

Вд.- А что может случиться такого страшного?

Н. - Что-то может напасть... Я умру!

Вд. - Велес, чего там?

Н (В) — Нужно чтоб кто-нибудь пришёл и там остался. Чтобы ей стало не страшно... (Н). - Монету в руках держу. Хочу закопать (её)...

Сонливость у других участников перерастает в приступы кратковременных выпадений в сон.

Н. - Ощущение... не хочу отпускать... Велес уходит? Не всё ещё Он сделал!

Вд. - Наташа, почему ты всё время убегаешь? 

Н. - Боюсь посмотреть в Его лицо... (плачет, уходит в себя, в позе замкнутости, отгороженности от внешнего) — Я хочу увидеть!.. Оно... какое-то другое...

Вд. - Где монета, которую закопала?

Н. - А?! Чего? … Я забыла!

Вд. - Что происходит?

Все кроме ведущего и Натальи засыпают.

Н. - Невесомость... Спазмы в солнечном сплетении... Я лечь хочу (ложится)... Спазм прошёл!

Вд. - К Велесу можешь пройти?

Н. - Боюсь ему навредить!

Вд. - Представь себя этим страхом всем своим существом!

Н (В) — Убить хочу Наталью. Разрезать её!!!

Вд. - Убей!

Наташа долгое время лежит неподвижно, на вопросы отвечает неохотно и с трудом. Периодически дёргается всем телом. - Стою рядом с Велесом. Я упала... Что-то вышло... Обняла Велеса. Монету забрать?

Вд. - Забирай... Как почувствуешь что всё (действо завершилось) — скажи нам. Я отпущу Велеса.

Н. - Подожди!.. - подаёт знак, ведущий его улавливает.

Вд. - Велес, тебя можно отпускать? - Обратная передача «Зеркала». Наташе. - Отдыхай... Дай обратную связь.

Н. - Очень мощные ощущения!.. Показательно.... Что-то вышло из меня!.. Ух!!!

 

На мой взгляд, наиболее показательным является проживание комплекса одиночества Натальи Гер. через символику архетипического образа «монеты на ладони Велеса». В этот момент к Наталье начинает возвращаться витальный объём контакта с миром и его высвобождающаяся энергия чувств преображает текущее проживание многообразия мира до катарсиса, а разрушение конструктов комплекса на фоне «операции расчленения» его психического образа происходит естественно, без революционных нарушений баланса устоявшегося гомеостаза (12).

Это удивительно, так как психотерапевтическое взаимодействие с пациентами с соблюдением незыблемых правил помощи в избавлении от какого-либо психотического паттерна происходит с учётом существующего равновесия сил (пусть и патологического) и всегда сопровождается прерыванием контакта, сопротивлениями и неизменными «откатами» в депрессию (от лёгкой степени к выраженной вплоть до психо-соматических изменений) для ассимиляции полученного опыта. Причём подобные процессы могут протекать месяцами и без гарантированного возвращения к душевному оздоровлению.

В данном случае ассимиляция полученного опыта происходит хотя и бурно, но, как показало дальнейшее наблюдение за состоянием Натальи, безопасно, с сохранением адекватности её состояния и явными изменениями коммуникативности на обстоятельственном уровне (см. интервью с Натальей Гер.).

Можно предположить, что проработка проблемы на архетипическом уровне делает возможность очень быстрого её разрешения и сопровождается столь же быстрыми процессами ассимиляции с необыкновенно полной адаптацией тела и духа к возникающему раскладу. Это даёт шанс развитию краткосрочной психотерапии как весьма эффективного метода лечения душевных недугов самой разнообразной этиологии, глубины и многомерности.

 

Следующий пример работы с феноменом одиночества является показательным для определения его сложности и проявления глубины проблематики, когда ведущий Магического Театра применяет стратегию циклической проработки заявленной темы (11) и когда состояние одиночества проживается посредством метода метафорической интерпретации МТ.  

 

Второй Магический Театр Натальи Гер.:

Ведущий — Сейчас кто-то выходит и говорит о своей проблематике.

Наталья Гер. — Можно? Хочу разобраться в моих взаимоотношениях со своим парнем. В них много непонятного... Непонятно где любовь, а где манипуляция...

Вд. — А в чём твоя проблема?

Н. - Что дальше делать?!!! Он, вроде как, не хочет продолжать, а всё время возвращается... Я не знаю по какой причине он по прежнему со мной... Надо определиться! Я не говорю о свадьбе!... (взволнована).

Вд. — Ну да!?

Н. - Я говорю: давай расстанемся. А он всякий раз возвращается! Меня это бесит!! Ничего не понимаю!.. (возбуждена и активно жестикулирует)

Вд. — Расскажи сказку. Не о себе... Просто сказку.

Н. - Ага... (практически без паузы) Жила-была Золотая Рыбка. Она была владычица. Она была одна! Вокруг было много всяких рыбок. Она всем помогала. Тут Старик захотел её поймать. Старуха послала его. Рыбка сделала вид, что он её поймал. Старик не знал, что она хочет ему помочь, но все его желания отвергала, так как они были не его, а Старухины...

Вд. — Ну, выбирай фигуры.

Наташа выбрала Золотую Рыбку — Евгений; Старик — Андрей; Старуха — Алексей. Процесс передачи архетипических фигур. Золотая Рыбка сразу переместилась в большое кресло и там растеклась. Старуха села в дальний угол и как бы исчезла. Старик сел на пол в недоумении. Наталья некоторое время пребывала в нерешительности.

Вд. — Делай что хочешь. Контактируй с фигурами. Видишь их?

Н. к Рыбке (ЗР) — Чего ты? Как?!

ЗР — Да никак! Низа нет — хвоста нет!.. Почти нет. Героиня — нож. Старик — никакой... Поэтому он самый опасный. Старуху не вижу.

Вд. (Старику) — Видишь другие фигуры?

Старик (Ск) — Да как-то... Никого не вижу.

Старуха (Ст) — Мне всё фиолетово! Никого нет!

Вд. (Н) — Чего чувствуешь?

 Н. - Не знаю! Не знаю! Не знаю!

Вд. — К кому обращаешься?

Н. - К... маме!!!

Вд. — Стань мамой.

Наташа рыдает, падает на пол, кричит, негодует: - За что?!! За что?!! За что?!!

Вд. — Вернись. Я — Наташа. (к Фигурам) — Что изменилось?

ЗР — Низ появился. Утроба появилась.

Ск — Ничего... Хочется помочь ей...

Ст. - Для меня появились фигуры. Начал испытывать к героине... сочувствие.

Наташа постепенно успокаивается.

Вд. — Как себя чувствуешь?

Н. - Странно... Я вроде как успокоилась. (Улыбнулась открыто и несколько ошеломлённо, приходит в себя).

Фигуры так же заметно оживились. Старик придвинулся к Наташе. Старуха встала и подошла к Наташе.

Вд. — Что изменилось?

Ск. - Хочется обнять Наташу. (Обнимает)

ЗР. - Стало легче. Тяжесть из тела исчезла.

Вд. (к Н.) — А что по твоему Запросу?

Н. (выпрямилась и напряглась, начала говорить чеканя фразы) — Я одна! У меня никого нет! Кругом предательство! (Грязно и с чувством ругается) Только сын!!! (рыдает).

Вд. — Сколько ему?

Н. - Что?!.. А... пять лет... Я его люблю!!! У меня только он! Я если б смогла родила обратно в утробу к себе!!! Удержать в себе!...

ЗР осторожно взял Наташу за руку.

Вд. —  Как сильно ты этого хочешь? Сжимай его (ЗР) руку. Ещё... Ещё...

Наталья с чувством отчаяния сжимала руку ЗР, затем обессилено опустилась на пол.

Вд. (к Фигурам) — Что чувствуете? Ты кто?

Е. - Фигура куда-то исчезла. Я её не чувствую. Она куда-то исчезла.

Вд. — Не выпендривайся... Что чувствуешь говорю?

Е. - А-а... Прозрачно всё стало, ясно.

Вд. — Хорошо. Старик?..

Ск — Ну-у. Я испытываю противоречивые чувства... Ну, скепсис. Сочувствую Наташе. Апатию чувствую...

Вд. — Ага! Всё в одном букете!

Ст. — У меня смешанные чувства. Я испытываю раздражение к Старику. Нежность к Наташе.

Наташа просит все фигуры приблизиться к ней и взяться за руки. На её лице умиротворение.

Вд. — Ну что продолжаем? (к Н.) Или возьмёшь тайм-аут на ассимиляцию? Как чувствуешь?

Н. - Почему-то мне хорошо! В скольких тренингах, семинарах я принимала участие!!! Сама их проводила!.. Но впервые прожила что-то столь глубоко... Да! Я готова продолжать! Хоть сейчас! Сил хватит...

Вд. — Стоп, стоп... Давайте всё же сделаем перерыв.

Обратная передача фигур - «Зеркало».

 

Магический Театр по Запросу приводится практически полностью, чтобы стало показательным явление объёмности пребывания в нашей жизни феномена одиночества. Очень редко его запросивец прорабатывает непосредственно. Феномен взаимосвязан с некими нереализованными потребностями или их несовпадением с образом «как оно должно для меня быть».

В данном случае ведущий, использовав метод метафоричной интерпретации (11) перевёл процесс переживания одиночества на глубинный уровень взаимоотношений Натальи с её матерью и как следствие его непрояснённости после интенсивной реакции с высказыванием претензий она перешла на свои отношения с сыном - «хочу его родить обратно, чтобы он у меня снова был в утробе».

Как архетипическую метафору данного процесса я бы предложил - «В поисках утраченного рая», когда ведущим процессом становится бегство от реалий контакта с миром в некую вымышленную действительность. В этом процессе доминирует стремление возврата в материнскую утробу (рай безответственности) и вкупе с этим «избавление» собственного ребёнка от жестоких превратностей мироустройства — «желание родить обратно, в утробу и удержать его там».

 

Теперь я предлагаю рассмотреть как выглядит прямое исследование картины одиночества у того же запросивца, но уже через несколько дней после сессии МТ:

 

Выдержка из консультативного приёма:

9 августа 2010 года Наталья Гер. 27 лет, образование высшее, тренер по транс-серфингу:

Доктор — Приходилось ли тебе встречаться с одиночеством?

Н. — Конечно!

Д. - А как одиночество для тебя выглядит?

Н. - Какой образ?

Д. - Да. Как одиночество выглядит в твоих переживаниях?

Н. - На данный момент у меня изменилось отношение к одиночеству. Сейчас я его воспринимаю как этап в жизни, как возможность заглянуть вглубь себя, открыть в себе новые грани, ещё глубже понять что я на самом деле хочу. Ну, иногда я его воспринимаю болезненно, когда оно вынужденное. Но это кратковременно...

Д. - То есть одиночество ты научилась воспринимать позитивно?

Н. - У меня вообще сейчас отношение к жизни изменилось... Сильно! Одиночество я воспринимаю как данность и, прежде всего, как обретение новых возможностей.

Д. - А с какого момента у тебя произошло подобное изменение во взаимоотношениях с одиночеством?

Н. - Недавно. В своей жизни я не помню такого момента, чтобы я находилась одна... Моменты были... вынужденные. Месяца два назад всё стало по другому. Не знаю с чем это связано. Может быть полгода был переход, а сейчас по другому.

Д. - Как одиночество выглядело, когда ты впервые с ним встретилась? Ты можешь вспомнить?

Н. - Я всегда панически боялась одиночества, что я даже... Я находила способ избежать его. Занимала себя чем-то псевдо-важным. Отвлекала своё внимание. Заполняла «паузы»...

Д. - А что же тебя так пугало в одиночестве?

Н. - Ну... проходя различные тренинги, я могу предположить откуда это всё началось.

Д. - Попробуй сейчас отвлечься от своей «грамотности», что ты специалист в этих отношениях... Что-то яркое из памяти?..

Н. - ...Я очень часто оставалась одна - без внимания ко мне. Вспоминаю: нахожусь дома целый день... Я просто закрывалась в туалете сама и там сидела с едой и игрушками. Там же маленькая территория, безопасная... Я закрывалась там и сидела весь день. Спала даже! Ну, как бы туалет же, всё здесь есть... Я не придавала этому моменту значения. Но почему-то я его помню... Было и было... А сейчас я всё чаще возвращаюсь к этому воспоминанию. Вижу начало... Мне было очень страшно в этот момент... Поэтому я закрывалась в маленьком, узком пространстве, где всё было под моим контролем. И вот эти чувства страха и контроля — постоянны. Мне постоянно необходимо что-то контролировать. Когда нет контроля — это вызывает страх. Такая вот система взаимоотношений.

Д. - В детстве?! И контроль!?

Н. - Контроль ситуации... Что-то могло случиться! Могло и чудище появиться. А я не могу контролировать большое пространство. Внимание уделять всему. А в туалете я могла все углы просмотреть. Всего 3 квадратных метра. И мне было очень комфортно находиться! (смеётся).

Д. - Это ж какая система ценностей должна возникнуть у ребёнка, чтобы он уже так чётко определял «пространство контроля»!?

Н. - Да... мне очень безопасно и комфортно находиться там, поэтому, когда я оставалась в комнате — там был длинный коридор — и я боялась. Даже наличие света в квартире не означало, что я могу контролировать всю эту территорию... Под кроватью оставались места. Есть что-то, что я не вижу сразу. Стены. Перегородки... А в туалете всё классно!

Д. - А ты когда-нибудь обращала внимание, в каком месте у тебя возникает переживание самого одиночества — в теле или вне тела?

Н. - Да, конечно. В области груди.... Вот здесь в центре (показывает точно в середину грудины). Здесь очень больно... Я научилась обращать внимание на ощущения в теле. Это ощущение я не могу ни с чем сравнить. Оно неповторимо... Когда одиночество наступает... царапанье что-ли... Это не то, чтобы душевная боль, а, именно, странные ощущения в теле... Царапает? Всё! Я уже знаю, что это оно... Моё тело действительно быстро реагирует. Если эмоционально я ещё раскачиваюсь... или состояние паники начинается, то зудит в локте левой руки...

Наталья вспомнила о разминке на сессии Магического Театра — упражнения по взаимодействию с телом, особенно выделила упражнение «по обману контролёра логики движений», когда несколько участников одновременно трогают, поколачивают, покручивают разные части тела. «Мощно! Ощутила именно «контролёра» в теле!!! Как он напрягся, когда с телом начали происходить «нелогичности».

Д. - А с какого момента в детстве у тебя появилось желание управлять и контролировать? С чем это было связано?

Н. - Я могу однозначно связать это со страхом... Вот буквально на днях просматривала свои видеозаписи с матерью. И я думаю желание контролировать было всегда... Уже в 10 лет во взаимоотношениях в детском коллективе видно всё — тотальный контроль.

Д. - Боялась что-то утратить?

Н. - Я хочу обрести для себя безопасность. Просто власть над всем. Боюсь потерять любовь... С одиночеством тесно переплетается любовь. Любовь. Одиночество. Контроль.

Д. - А в какой момент у тебя появилась счастливая мысль сотрудничества с одиночеством?

Н. - Совсем недавно... Путём утрат, расставаний в каких-то жизненных ситуациях... Это мудрость принятия. Новые ощущения пребывания во вселенной, с миром. И чувство, что Жизнь — это река, всё течёт... Сейчас одиночество это не мысль — страх потерять что-то, теперь я воспринимаю одиночество как короткое мгновение такого длинного промежутка времени, как вечность... Я во всём! Всё во мне! Сопричастность со всем. И это не фантазия. Я даже, когда мою посуду, то мне кажется — становлюсь частью процесса, водой... Какое там одиночество!?! Я просто плыву. Это одновременно отождествление и растождествление...

Д. - Ты можешь сказать, что сейчас тебя одиночество не страшит?

Н. - Я не зарекаюсь... Отношение будет другое. Может там ещё что-то есть, над чем придётся поработать. Я уже точно знаю, что мне нужно делать... Я чувствую — я на правильном пути... Состояние внутренней уверенности (Когда произносила фразы, внимательно наблюдала за проявлениями своего внутреннего состояния).

Д. - Что наиболее яркого тебе подарило взаимоотношение с одиночеством? Или что из того, что было отнято?

Н. - Полёт. Ощущение уверенности в выборе пути. Появляется чувство, что я иду своим путём. И даёт уверенность двигаться дальше. Туда, куда я иду! Во-вторых, в одиночестве легче находить состояние равновесия, узнавать себя и чётко отличать чего же ты хочешь. Одиночество подарило мне чувство, что ничего плохого со мной уже не случится, что надо мной есть Кто-то и всё в моей жизни происходит наилучшим образом. И я не одна, меня всегда поддерживает какая-то сила. Я почувствовала эту силу. После этого мои намерения начали осуществляться очень легко. Я очень чётко почувствовала странную связь со вселенной. Я всегда открыта к чему-то новому...

Д. - А к тебе обращались как к специалисту с проблемами одиночества?

Н. - Ну да... Но я не даю советов. Я помогаю возвращать состояние равновесия и получать удовольствие (кайфа) в пребывании в этом, ничего не объясняя, а пребывая в этом.

Д. - Спасибо, Н. Всего доброго!

 

Топографическое анатомирование восприятия феномена одиночества Натальи показывает, что процессы его разрешения начали обретать динамичность. Выраженное освобождение связанной энергии разрушаемых комплексов приводит к активному осознанию Натальей своей проблематики и желанию действовать. Заметно, что контроль по страху начинает заменяться управлением по расширению осознанности с опорой на свои собственные силы во взаимоотношениях с миром.

 

Использованная литература и ссылки по Главе Второй:

 

(1). К.Г. Юнг. «К вопросу о подсознании. Значение сновидений».

(2). Джеймс Хиллман. «Исцеляющий вымысел».

(3). Джеймс Хиллман. «Миф анализа».

(4). Джеймс Хиллман. «Архетипическая психология».

(5). Юнг К.Г. «Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств».

(6). Юнг К.Г. «К вопросу о подсознании. Значение сновидений».

(7). П.Д Успенский. «В поисках чудесного», М. 2006, стр. 106.

(8). «Цыплячий суп» - удачное образное сравнение Роберта Резника по поводу мнимой помощи кому-либо «по своим мышам в голове».

(9). Известное выражение Ф.М. Достоевского.

(10). Ломовцев В. «Практическое мировоззрение. О Тенях».

(11). Лебедько В.«Типология Магического Театра».

(12). Нельсон-Джоунс Р. «Теория и практика консультирования».

 

 

 

 



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • За что мне хорошему это всё !?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь