Причины формирования чувства ненужности

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА НЕНУЖНОСТИ

В этой статье, я хотела бы уделить особое внимание на природу появления глубинного чувства ненужности при отсутствии матери в раннем возрасте и на формировании этого чувства при контакте с эмоционально-холодной матерью.

Ребёнок, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание. Для этого ему необходимо удовлетворение его первичных потребностей, к числу которых относятся и потребности психологические:

  • в уважении, самоуважении и оценке (потребность в признании, успехе, компетентности, оценке, одобрении, и т.д.);
  • в любви и принадлежности (потребность в социуме, общности, в признании и принятии);
  • в безопасности (потребность в защите, безопасности и стабильности).

 Отсутствие матери

Причины формирования чувства ненужности

Если связь ребёнка с матерью разрушается по какой-либо причине в раннем возрасте и не компенсируется близостью с замещающим мать человеком, ребёнок испытывает ужас брошенности, «вечного одиночества».

Взрослый человек может выдержать непереносимое и сказать: "Я действительно одинок. – ни одного близкого человека нет рядом со мной!» Ребёнок же не может ни перенести, ни принять подобное раннее переживание. Этот невыносимый аффект, не поддающийся ни осознанию, ни интеграции, воспроизводящийся психикой ребёнка в виде рефлекторных переживаний, может в будущем превратиться в модели «искажённых», деструктивных отношений». Любая фигура, удовлетворяющая потребности «ребёнка», живущего в постоянном поиске любящей, понимающей и принимающей матери будет наделяться им функцией матери. Повзрослев, такие «дети» оказываются неспособны к длительным близким отношениям. Из-за страха столкновения с ненужностью, они часто меняют друзей, партнёров, круг общения, боясь быть оставленными так, как были покинуты матерью когда-то в детстве.  «Травма ненужности» может проявиться во взрослом возрасте в осознанном выборе одиночества и отстраненности, отрицающих близость, как эмоционально-чувственную связь, а в крайней форме принять вид «одержимости одиночеством» - одиночеством, у которого нет альтернативы и выход за пределы которого невыносим и невозможен!  

Одиночество – невыносимое чувство брошенности, ненужности, покинутости (не путать с уединением, отделённостью). В нём нет ничего общего с самодостаточностью или со свободой. В одиночестве спрятано невыносимое страдание, ощущение внутренней пустоты, которое часто скрывается за бесконечными увлечениями или зависимостями. 

Выбор одиночества, как правило, сценарий защитного поведения для избегания близости из-за возможного разрыва отношений. Но, за таким поведением часто прячется страх. Ведь, отношения могут вызвать сильные чувства любви, привязанности, дружбы, и их возможная потеря снова «втолкнёт в брошенность». Поэтому желать близости – это всё равно, что желать боли. А значит, проще самому отказаться от отношений! «Отказ от близости» часто свойственен, так называемым, «сильным личностям» (которым всё по силам). Этот самодостаточно-независимый образ мешает им принимать не только самих себя, но и принимать свои здоровые зависимости (потребности в близких и родных людях, в защищённости и поддержке). Такая «принудительная самодостаточность» активирует в человеке лишь потребность «отдавать» и блокирует потребность «брать», чтобы, как бы, престать нуждаться» в поддержке, помощи, принятии, стать неуязвимым и не испытывать невыносимость беззащитности. Но этот сценарий не срабатывает, потому что любовь, понимание, принятие и поддержка необходимы всем людям. И отказ от них лишь усиливает чувство одиночества.

А зависимость есть в любых близких отношениях, я имею ввиду здоровую зависимость, которая должна удовлетворяться просто потому, что это – здоровая, живая человеческая потребность. В ней человек не убегает от себя в отношения, в работу, в какую-либо активность – лишь бы не оставаться наедине с собой. Потому что такой «побег от себя» - это способ справиться с тревогой. А любому человеку важен баланс умения находиться как в близких отношениях с другими людьми, так и с самим собой!

А, вот этого баланса внутри «ненужных» нет!

Эмоционально – холодная мать.

Хроническая неудовлетворённость потребностей, возникающая при разрыве эмоционально - чувственной связи между матерью и ребёнком в процессе его развития, создают во внутреннем мире ребёнка чувства ужаса и пустоты, тревоги и одиночества, формируя в его личности устойчивое и мучительное ощущение собственной ненужности никому. 

 

Происходит это, когда:

  • родители игнорируют потребности и достижения ребёнка;
  • когда ребёнок не получает в ответ на свои старания ни похвалы, ни одобрения, ни здоровой критики;
  • когда в момент ошибки на ребёнка обрушивается критика неконструктивная;
  • когда любовь проявляется, как поощрение за «удобную послушность» и «хорошее поведение»;
  • когда родители обижаются на поступки детей, наделяя их неисправимыми чувствами вины и стыда;
  • когда на ребёнка взваливают несоразмерную его возможностям ответственность (например, за воспитание младших братьев и сестёр);
  • когда часто используют негативные сравнения с другими детьми и др.

Все эти способы «разрушительного» воспитания могут на всю жизнь ранить душу ребёнка. Ребёнок, у которого первичная потребность в любви, безопасности и поддержке удовлетворяется недостаточно, «впитывает», усваивает это травмирующее отношение со стороны людей, заботящихся о нём с младенчества. Это отношение воспринимается им, как неизбежное и единственно возможное по отношению к нему. У него появляется ощущение, что он недостоин внимания и заботы уже потому, что так считают самые близкие люди, которые фактически становятся единственными посредниками между ребёнком и окружающим его миром. И, если, такие эмоционально холодные, отстранённые, «выключенные» родители не понимают и не отражают чувств ребёнка, ограничивая свою заботу о нём с позиции «сыт, сух, обут, одет», то не понимают они и того, как он справляется со своими тяжёлыми переживаниями, как он учится выживать в этом мире, лишённый защищённости, любви и принятия со стороны самых близких людей? Родительская любовь – это первая любовь, которую мы познаём в этом мире. И, если, ребёнок недополучает «тепла нужности» от матери, от ближайшего окружения, то это заставляет ребенка подавлять свои чувства и желание близости.

Оставаясь один на один со своими переживаниями, такие дети рано взрослеют, становясь самостоятельными не по годам. Не получая поддержки, они убеждают себя, что им всё под силу. Они с раннего возраста начинают сами заботиться о себе, братьях, сёстрах, родителях. Но за этой вынужденной взрослостью спрятан маленький и одинокий ребёнок, который всю свою жизнь будет ждать и искать материнскую любовь, но «знакомым» для него способом: чтобы стать нужным, необходимо стать хорошим, настолько хорошим, чтобы стать незаменимым. Такие травмированные дети, вырастая, посвящают себя другим, становятся «функцией» - им важно что-то делать не для себя, а для других. При этом, делать что-то такое «вместо них», чего близкие или не хотят, или не могут, или ленятся делать. При этом собственные потребности и желания игнорируются или отодвигаются на последний план. «Ничего, ничего! Не беспокойтесь, я съем кусочек хлебца – и ладно, посплю на коврике у порога, прохожу в старых туфлях, вспашу огород, прополю грядки, пока вы загораете на пляже… Ничего! Мне много не надо! Лишь бы вам было хорошо!»

                                 Лишь бы я была вам нужна!

Таким образом, травмирующие первичные отношения становятся для ребёнка моделью, усвоенным опытом ощущения себя и переносятся в дальнейшем на все отношения с людьми.  И родители, и люди есть вокруг, но всё в его душе кричит о том, что он им не нужен: он им не интересен, он отбирает у них время, он пуст для них!

Если у ребёнка не запечатлеваются в воспоминаниях моменты переживания близости, как «включённости» близкого человека в его чувства, поступки, слова, желания, внешний вид, то ощущение естественной нужности отсутствует и в ощущениях, как личный опыт, но потребность в нужности сохраняется.

Помощь психолога в этом случае – это не только возможность навсегда разорвать замкнутый круг привычного сценария, но и шанс выбрать новый путь к своему собственному счастью и здоровью.

О связи "ненужности" и возникновении онкологического заболевания моя статья https://www.psyoffice.ru/article/68212/

С уважением, Галина Александровна Щетинина (психолог, онкопсихолог).

Буду очень благодарна за ваше личное мнение к написанному!



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Невротическая потребность в Любви или это и есть Любовь? 5 признаков
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как поддержать себя при переезде? Про базовую потребность в безопасности и пустые квартиры в Донецке.
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Как безболезненно для себя отпустить ребёнка во взрослую жизнь?
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Секрет счастливых отношений. Родить ребёнка или стать заботливой матерью?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Когда дети ничего не хотят...или где взять для них мотивацию?
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Что делать, когда Вы потеряли ребёнка?
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь