Эмпатия. Так просто, так сложно...

Мне всегда была интересна эмпатия - и как навык в структуре эмоционального интеллекта (на тренингах именно он больше других интересует слушателей), да и просто - как полезное и прекрасное (вот оно - сочетание пользы и для себя, и для другого) человеческое умение, состояние, качество. Что же такое эмпатия?

Начнем с определения. Лично мне очень нравится определение, данное Карлом Роджерсом : «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок "как будто": как будто это я радуюсь или огорчаюсь…»  Без оценки, без предвзятости, без навязывания «своего», но и без его потери – постараться «побыть в ощущениях другого» - бережно, уважительно, понимающе.

Понять…или почувствовать? До сих пор нет согласия у специалистов, как осуществляется этот процесс, через чувства, через разум, нет единой точки зрения и на то, врожденное ли это умение, или его можно развить. Мне лично ближе представление о том, что развить способность к эмпатии можно, если есть, безусловно, осознанное желание у человека. На тренингах эмоционального интеллекта делаем такое упражнение – надо в диалоге постараться понять истинные мотивы поступка партнера (которые тот активно не предъявляет) Выполнить это задание удается тем участникам тренинга, которые в диалоге и задают вопросы, и действительно внимательно слушают, и  переключаются со своих мыслей на восприятие информации от собеседника. Некоторые участник пытаются заменить искреннее внимание на техники активного слушания – благо сейчас этим приемам учат чуть ли не в школе. Но зачастую одних «технических»  приемов активного слушания  не хватает. При обсуждении  игры собеседник говорит – «не почувствовал» заинтересованности, искренности, включенности в мои проблемы, «было заметно, что кивая и глядя мне в глаза, партнер думал о чем-то своем».

Вот тут наверное и кроется та загадочная, возможно «врожденная» составляющая эмпатии – не технологичная, не механистическая. Как ее все таки развивать? Частично ответ тоже находим в обсуждении. Те, из слушателей, кто говорит  - «я старался выявить его проблему» - не всегда воспринимаются как эмпатичные собеседники. Те же , кто говорит – «мне было просто интересно слушать, общаться, понимать», «в какой то момент я просто забыл о цели и начал слушать» - воспринимаются как более эмпатичные, заинтересованные, такому собеседнику хочется рассказывать больше и искреннее. Те, кто знаком с принципами коучинга, наверное увидят здесь ту самую тонкую грань между активным слушанием и слушанием «глобальным» - когда полностью отключаешься от своих забот, проблем, оценок – погружаешься в другого… И опять хочу обратиться к работам Роджерса: «В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое "я". Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что они потеряли себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.»

Я вижу здесь некоторую дополнительную подсказку к вопросу о том, как развивать свою эмпатию – надо уметь чувствовать себя в безопасности, надо быть настолько доверчивым и открытым миру в целом, чтобы другой человек стал для тебя безусловной ценностью… «По настоящему счастливы бывают исследователи и влюбленные – им интересен другой человек, явление, мир в целом…»  (за точность цитирования не поручусь, но эта мысль , прочитанная кода-то очень давно в книгах Владимира Леви, запала глубоко в память и всплывает в сознании, когда я думаю об эмпатии)

Тогда получается, что направлений для развития эмпатии два. Первое – учиться задавать вопросы и слушать, как минимум - контролируя и ограничивая свое желание побольше сказать самому, «проявить себя во всей красе».  И второе – открыть пошире глаза, уши…сердце.. Сказать себе – как прекрасен и необычен мир вокруг…и стать исследователем или влюбленным. 

Вопросы развития эмоционального интеллекта обсуждаем здесь , заходите, буду рада.




Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как-будто что-то мне мешает быть мной или коротко о стене.
  • Мир не мил без тебя: как выйти из эмоциональной зависимости от другого человека?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Отцы и дочери: скрытая безотцовщина или "Если б знал ты, папка, милый, как мне плохо без тебя"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • "Вот и Лето прошло!" Почему страдают так, как будто жизнь закончилась?
  • Как прекрасно, что мне за тридцать или "Опять дурой? Никогда!"
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Любить другого, как самого себя. Правильно ли это?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Зависимость от другого как путь к "полюбить себя"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Как понимать окружающих? Восемь шагов для развития эмпатии
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь