Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности

Автор статьи: Лебедев Матвей

Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности

 

Матвей Лебедев, бакалавр психологии

Кузнецова Жанна Викторовна, к. псих. н.

  Аннотация: В данной статье рассмотрены славянские обрядовые куклы в контексте этнической ментальности

Ключевые слова: культовые куклы, имитативная магия, обряды, оберег, психология, этнопсихология, фольклористика, мифология, религия, этнические верования.

Статья опубликована в: 

Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 24–25 лістапада 2016 года) : у 2 т. /гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск : Права і эканоміка, 2017. – Т. 1.
– 504 с. ISBN 978-985-552-669-9.

 

__________________________________________________________________

    Непредсказуемость будущего, в которой оказались жители бывшего СССР в результате перестройки и последовавшей за ней экономической и мировоззренческой нестабильности, вызвала обострение этнических процессов на всей территории бывшего СССР, в том числе и в России. В связи с этим произошло обострение интереса к традиционной этнической культуре, как проявлению ментальности русского этноса, особенно к тем ее элементам, которые с одной стороны обозначают ее самобытность, а с другой дают возможность осмыслить ее в контексте общеславянского единства.

    Под ментальностью мы понимаем глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивую совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социума и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. [2]

     При рассмотрении любых форм традиционной культуры мы встречаем различные мировоззренческие системы, устройства общества, а также культовую практику. Особую роль в любой культовой практике играют культовые (ритуальные) предметы. Они являются не только элементами образно-знаковой реальности, выступающей как условие развития и формирования личности, но и своего рода точками сосредоточения Силы, в которую верит конкретный этнос или человек.  

      Как отмечает В.С. Мухина, "Особенно бережно хранятся и передаются предметы, имеющие не только хозяйственное, но и сакральное значение и являющиеся материальным воплощением образно-знаковых реалий, «формирующих конкретную ментальность родового сознания и самосознания»" [1]

     К таким предметам, распространенным во всех культурах, можно отнести культовые куклы. Это и всемирно известные "куклы-Вуду", и японские куклы императорского двора, имеющие символическое значение, и даже античные куклы, ставшие символом Олимпийских Игр 2004 года в Афинах. В нашей работе мы рассмотрим славянские культовые куклы как проявление этнической ментальности.

    Ментальность включает множество компонентов, среди которых можно выделить профанный и сакральный уровни понимания мира. О важности различения данных частей писало множество авторов. [3], [4] Мы постараемся рассмотреть сакральный компонент этнической ментальности в славянских верованиях, рассматривая куклы не как компонент игровой деятельности, а остановившись на культовых функциях, среди которых хотелось бы выделить обережную.

     Ку́клу мы можем определить как предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».

Функции кукол:

1)  Эстетическая;

2)  Игровая;

3) Развитие ребенка (развивающая;

4) Символическая;

5) Обрядовая (воздействующая и оберегающая).

      В свете этих функций все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным. [5]

     Славянские культовые куклы являются одними из наиболее старых оберегов, получивших распространение в славянском этносе. Языческое миропонимание одухотворяет все предметы окружающего мира, что характерно не только для славянских верований. [6] Поэтому каждый человек традиционной культуры создает и хранит предметы, имеющие символическое и религиозное значение, с особой осторожностью и сакральным трепетом.

      Мы можем определить оберег, как предмет культа, охраняющий (оберегающий) владельца от различных деструктивных воздействий, нападений, недоброжелателей (как людей, так и разнообразных духов).

В ряде источников (например, Википедия - по данным на 30.09.2016) можно встретить утверждения, что оберег – это, то же самое, что и амулет, и наоборот. Думается, что данный подход не совсем верен. Во-первых, действие оберега, согласно народными верованиям, может распространяться на несколько людей, дом, семью, род, а амулет принадлежит конкретному человеку. Во-вторых, оберег несет только защитную, охранительную функцию, а амулет может носить и другие функции.

     Несмотря на бурный научно-технический прогресс, и в наши дни значительное количество населения обращается к различным формам обережной практики; при этом надо отметить постепенно возрастающую  роль славянских оберегов. Вера в обережную силу кукол основана на, сохранившемся до наших дней магическом мышлении, видящем в кукле предмет симпатической или имитативной магии.  Данная форма магии, основывается на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь. [7]

        Рассмотрим некоторые примеры славянских обережных кукол

К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Их делали из ткани, зерен, соломы и даже золы. Наиболее распространены тряпичные куколки.

     Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась недоступным для вселения в него деструктивных сил, безвредным для ребенка и других членов семьи. Она выполняла обережную функцию, привлекая в дом лад и защищая от других воздействий. [8]

     Владимир Пропп отмечает, что как часть сакрального, кукла занимает промежуточное положение между магическим предметом и магическим помощником (при этом кукла не только несет функцию оберега, но и сама является оберегаемым предметом или помощником. Это отражено в фольклоре), приводя следующие примеры: «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета»; «У меня в сундуке есть цетыре куколки, как че надо, они тебе помогут»; «Вы, кукалки, кушайтя, мое горе слушайтя». [9]

Из этого можно сделать вывод, что с куклой можно было общаться, рассказывать проблемы, в чем мы видим важную психотерапевтическую функцию.

Кувадка

Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности

Куклы Кувадки подвешивались над колыбелью новорожденного (обязательно в нечетном количестве), отгоняли злых духов и бессонницу от младенца, оберегали сон. Мать приговаривала: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». С позиций психологии такие верования играли важную роль, снижая тревожность матери относительно  благополучия ребенка.

Берегиня

Кукла Берегиня может считаться классическим вариантом обережной куклы. Ее задачи - оберегание дома, хозяйства, семьи и всего славянского рода от разнообразных разрушительных сил (мы намеренно не используем понятия "злые силы", т.к. в языческих верованиях отсутствовало представление о "чисто добрых" и "чисто злых" силах. Подобная дихотомия не является характерной для этнических верований).

Крупеничка

Задачи Крупенички - оберегание лада в семье, а также помощь в привлечении материального достатка и сил здоровья. Часто эта кукла создается в паре с куклой мужского рода - Богачом. Одновременно данные куклы являются показателями полоролевых функций в традиционном обществе - Богач имеет на поясе ключи, что символизирует его функцию управителя хозяйством в семье.

Любопытно также, что Крупеничка могла быть использована в неурожайный год в качестве источника зерна для пищи, т.к. внутри ее был запас зерна (крупы)

Пеленашка

В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спелёнутый. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель.

Данная кукла также снижала тревожность матери о судьбе своего ребенка.

Заключение

Рассмотренные материалы показывают, что обережные куклы играли большую роль в культовой практике славянских народов.

В данный момент в связи с появлением ряда общественных течений (неоязычество, родноверие, Нью-Эйдж, некоторые школы психологии) в духовной жизни людей, а также в науке (исторические изыскания, волна интереса к славянской тематике среди ученых, новые теории, связанные со славянской тематикой) интерес к культовой практике славян находится на высоком уровне.

Таким образом, возрождение интереса к славянским культовым куклам можно рассматривать, с одной стороны, как способ снижения тревожности в ситуациях высокой неопределенности, которых так много в наше время, а с другой, как маркер подъема этнического самосознания народа, сензитивного к основным реалиям, выступающим как условия развития и бытия личности, в том числе предметным реалиям и реалиям образно-знаковых систем.

Список использованных источников:

  • Пушкарев, Л.Н. Что такое менталитет? // Отеч. история. 1995, № 3
  • Мухина В.С. Из прошлого в настоящее: родовые традиции — изначальная основа менталитета народов мира // Развитие личности. 2009. № 4. С. 139.
  • См. напр. Рене Генон "Символы священной науки", ч. 73 "Сердце и мозг"/ Генон Р., "Символы священной науки. Традиционная символика и некоторые из ее всеобщих применений" ("Simboles de la Science sacree")// Изд. Беловодье, 2002 ISBN5-88901-008-5
  • Лебедев М.А., Кузнецова Ж.В. "Смерть в традиционной и современной культуре"// Материалы конференции "Университетский спорт: здоровье и процветание нации" ФГБОУ ВО МГАФК, Малаховка, 2016
  • Емялёва Г.Традыцыйныя лялькі ў каляндарнай і сямейнай абраднасці беларусаў(белор.) // Фальклор і сучасная культура : матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21—22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. — Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2011. — С. 60–61. — ISBN 978-985-476-946-2.)
  • Ж. В. Кузнецова. Этническое самосознание и ментальность южных алтайцев в контексте реалий предметного мира// Журнал "РЕГИОНОЛОГИЯ (REGIONOLOGY)" №1 2014
  • Фрэзер Дж. Дж.Симпатическая магия// Золотая ветвь: исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. — М.: Политиздат, 1980. — С. 20—60.
  • Калюжная Н. Н. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»
  • В. Пропп. Исторические корни волшебной сказки/ Глава V, часть 23 – «Куколки»


Просмотров: 308
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ "КРУПЕНИЧКИ"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Холодные матери или Как вырваться из образа «фарфоровой куклы»
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Роль куклы в игре ребенка
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как можно "зарезать" словами и не только.
  • Как определить "НАСТОЯЩИЕ" проблемы (или наличие "СКРЫТЫХ").
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • "Я знаю, что ты чувствуешь" или как определить, а не сую ли я нос куда не следует
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь