Про знания

"Евреи, учитесь говорить "не знаю", - недавно где-то встретила эту цитату из рабби Моше Дорона.

Теперь вот встречаю эту мысль в примечаниях к статье Бриттона "Эдип в депрессивной позиции".

Мои наблюдения: людям не нравится чего-то не знать и не понимать, их это тревожит, злит, им важно непременно определиться с точкой зрения и непременно быть правыми. Иначе они чувствуют нечто, что распознается как угроза их целостности, их чувству самоуважения, их человеческой или профессиональной ценности и т.д.
Мало, кто способен выдерживать непонимание. Еще труднее, когда возникает видимость, что рядом есть кто-то, кто пониманием обладает. Это вызывает завистливое желание оспорить, обесценить знание другого или некритично, с полной верой присоединиться - лишь бы не испытывать этот дискомфорт непонимания.

Интересно, как Бриттон увязывает эту тревогу с ранними фантазиями о родительском половом акте: "У некоторых пациентов представление о родительском сношении можно считать деструктивным по отношению ко всему хорошему, что связано с матерью или грудью, и потому деструктивным по отношению к хорошему внутреннему объекту, который можно приравнять ко всему хорошему в мире. Поэтому скорее всего такой пациент увидит первичную сцену как катастрофу, ведущую к падению мира. Как в мифе об Эдемском саде, поедание плода с дерева знания вызвало Падение: пришествие стыда, секса и ангела-мстителя.
У таких пациентов может развиваться ненависть к знанию и иногда довольно буквальная ненависть к видению - своему и на себя со стороны. Если просвещение воспринимается в режиме преследования, оно ощущается как навязанное, а не обретенное. Тогда либо вся личность в целом защищается от знания, либо иногда - ее отщепленная часть".

Кстати, защита от знания иногда выглядит как демонстрация обладания знанием, демонстрация посвященности.

Те, кто особенно привержен подобной стратегии, скорее всего, неспособны выходить в депрессивную позицию: очень трудно выдержать, что наши любимые объекты мало того, что нам не принадлежат, так еще и находятся в отношениях, в которые мы не включены. "Когда мы серьезно сомневаемся в том, что наша способность к любви выдержит это знание, у нас возникает соблазн отыскать себе прибежище в культивации иллюзий. Среди них первое место занимают разнообразные вариации эдипальных иллюзий, в которых сохраняется и держится в секрете фантазия избранности". Это - путь психопатологии.

Подобная идея транслируется и Бионом: в его книге "Научение через опыт переживания" говорится о необходимости выдерживать фрустрацию от непонимания, и что пограничная личность к этому не способна.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Зрелая личность" и "зрелая любовь", что это такое?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • О "ловцах мерзавцев" - кто они и как с ними "бороться"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 2
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 1
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 3
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Культивируя желание: "Что выросло - то выросло" или "Что посеешь - то и пожнешь"?
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь