"Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?

Кормим свой мозг или что у нас в сухом остатке

   Почему важно развивать свои навыки психической саморегуляции - сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием путем воздействия сознания на психические и физиологические процессы?

  Чтобы начать делать что-то новое, требующее усилий и времени, нужно поверить, что это важно, «накормить свой мозг», убедить себя, что это того стоит. Сделаем это!

   Наши физиологические процессы ритмичны и цикличны (как и все во Вселенной J): вдох выдох, сокращение-расслабление, сон-бодрствование... И когда в окружающей среде появляется опасность, организм реагирует стрессовой мобилизацией всех физиологических систем, чтобы бороться или убегать, спасаясь. А когда угроза миновала, наступает фаза расслабления и восстановления ресурсов, потраченных на стрессовую мобилизацию.

   Если организм расценивает опасность как такую, которую нельзя побороть и от которой нельзя убежать, включается «эволюционная хитрость»: организм прикидывается мертвым, впадая в ступор. Однако, за такое спасение есть цена – сохранение напряжения, не отреагированного в реакциях борьба-бегство.

   Но для такой ситуации природа создала механизмы саморегуляции (освобождения от стресса), один из которых – нейрогенный тремор. Думаю, каждый помнит ситуацию, когда после какого-то стресса, когда вы замирали в страхе, трясла «нервная дрожь» и зуб на зуб не попадал.

   Реакцию организма на стрессоры обеспечивает активация симпатического отдела нервной системы, а расслабление и восстановление – активация парасимпатического отдела нервной системы.

   Помните поговорку «У страха глаза велики» - люди издавна заприметили, что в стрессе расширяются зрачки – и это симпатическая реакция; помните также, что в проективных рисуночных методиках заштрихованные большие зрачки интерпретируют как это симптом страха.

   Итак, мы выжили в процессе эволюции как вид, снабдив себя адаптивными механизмами саморегуляции. Но особенность нашего времени в том, что среда меняется гораздо быстрее, чем человек может к ней адаптироваться, опираясь только на генетически запрограммированные ресурсы физиологических систем организма.

   Поэтому сейчас, как никогда, актуальна осознанная саморегуляция, направленная на восстановление баланса между напряжением и расслаблением.

 Итак, что у нас в "сухом остатке"?

- ускорение быстроменяющейся жизни является источником постоянного стресса (нужно быстро бежать, чтобы оставаться на месте);

- сила, частота и длительность действия современных стрессоров выше адаптивной для нашего организма, они гиперстимулируют наши адаптивные системы, истощая их;

- социум, порицая естественные эмоции страха и гнева, заблокировал наши природные механизмы саморегуляции и освобождения от стресса (выражение агрессии, нейрогенный тремор, плачь и т.д.);

- наше уникальное отличие от животных в том, что даже при окончании действия реального стрессора, мы постоянно оживляем его в наших мыслях, становясь сами для себя источником пролонгированного непрекращающегося стресса;

- мы не успеваем расслабляться и восстанавливаться, поэтому стресс переходит в дистресс – хроническое напряжение без расслабления: симпатическая и парасимпатическая системы находятся как бы в клинче, как будто одновременно нажаты газ и тормоз;

- последствия дистресса: снижение активности иммунной системы (ведет к подверженности бактериально-вирусным инфекциям, снижению контроля за онкотрансформацией клеток, аллергическим заболеваниям, инвазиям и т.д.), развитие психосоматических расстройств (желудочно-кишечной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д. при ведущем участии нервной системы), нервно-психические реакции и расстройства и т.д.;

- сотни лет практики йоги говорят о том, что мы способны, опираясь на физиологические функции, регулируемые произвольно (по нашему желанию, например, дыхание) обрести контроль (через формирование условных рефлексов – это уже практика И.П. Павлова J) над функциями, регулируемыми непроизвольно (рефлекторно, например, частота сердечных сокращений).

В следующей статье я поделюсь одной очень эффективной, но малоизвестной короткой техникой саморегуляции.



Просмотров: 603
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 3 упражнения «Синхрогимнастики» для быстрого снятия стресса и восстановления нервной системы
  • "Древо жизни как основа нервной системы"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Тренинг «снижение стресса на основе осознанности»: что это такое и как помогает
  • Игрушка-раскладушка "Развитие нервной системы младенца"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Психофизиология здоровья: мозг, ресурсы и функциональные системы организма.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Тай-чи для укрепления нервной системы
  • "Я для себя" - что это?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Когда я говорю "любовь", я думаю о том, что...
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • Как распознать сигнал о стрессе? или Что такое "alarm-реакция"?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Влияние стресса на организм. Как справиться со стрессовой ситуацией
  • Наблюдение за….. «Плохое воспитание или слабость нервной системы».
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь