Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"

Автор статьи: Наталья Медведева

В каждом ребенке заложено желание познавать, развиваться, стремиться к лучшему и большему, каждый ребенок хочет хороших, добрых и близких отношений с родными людьми, а также принятия, одобрения и признания. Если этого нет, что-то эти желания изменило. И чем раньше мы обнаружим это что-то, тем лучше!

Сталкиваясь с проблемой нежелания собственных чад учиться, родители чаще всего:  теряются и не знают, что делать, пытаются объяснить ребенку, как важно хорошо учиться и что это может дать в будущем( хорошую работу, деньги, независимость…), рассказывают из своего взрослого разумения, к чему может привести «плохая»учеба,  пугают разными страшными историями про обреченность в дальнейшем быть дворником, грузчиком и т.д., наказывают всякого рода лишениями, очень устают, напрягаются сами и напрягают своих детей, злятся, расстраиваются, плачут, жалуются, кричат, думают, что ребенок специально все это устраивает, просто издевается….Чаще всего, все вышеперечисленное  не работает, ситуация не меняется. «Почему он меня не слышит, не понимает, почему ситуация не меняется?»-думает родитель.

И вот почему.

Пугать ребенка перспективами далекого будущего, бессмысленно, так как он искренне не понимает, о чем говорит родитель. Ребенок мыслит настоящим, он не может выстраивать такие длинные логические цепочки в своей голове (особенно если это ученик начальных классов!). Кричать, злиться, угрожать, плакать, жаловаться -  значит, потерять контроль над своими эмоциями. Конечно, в  родительских руках сила и власть, и можно легко запугать ребенка, у него даже возникнет чувство вины и ответственности за чувства родителя(кстати, совершенно непосильной для него!) и он, конечно, будет делать то,что от него хотят, но что с ним будет происходить на самом деле, родитель вряд ли узнает, потому что свой мир он для него закроет. Лишать ребенка того, что для него важно и интересно-это лишать его ресурсов, места, где он черпает силу, энергию для жизни, в том числе для учебы. Что греха таить, учеба в современной школе-это не сахар и не мед. И чаще всего это не место, где здорово и хорошо, где замечают и принимают ребенка, как личность, с его сильными и слабыми сторонами, где ему рады и где он черпает силы. Чаще всего, это обязаловка, это программа, это ориентир на результат, а ребенок-один из…И хорошо, если он может выдавать нужный результат, тогда у него есть шанс быть принятым и замеченным, а если нет? Начинается давление на родителей, а со стороны родителей-на ребенка. И чаще всего ребенок остается один на один со своими трудностями. Сколько нужно сил неокрепшему физически и психически организму? А тут еще и последних радостей лишают….

И ведь все это родители делают из благих намерений и чаще всего потому, что альтернативы просто не видят. 

Поэтому на вопрос «Кто виноват?» ответа нет. Все родители хотят как лучше, а получается..как получается… Как же разорвать этот замкнутый круг? Как изменить ситуацию, чтобы всем стало легче?

Первое, что предлагаю сделать, это набраться смелости и признать, что вы не справляетесь, что все, что выше перечислено, не работает и взять на себя  ответственность за изменение ситуации, а не ждать, что когда-нибудь та же самая дорога приведет вас в другое место, к другому результату.

Затем из позиции «Я прав(а), потому что родитель» перейти в позицию «С моим ребенком что-то происходит, мне важно понять, что и помочь ему» и попытаться установить с ним контакт. Для этого необходимо прежде всего вспомнить и сказать ему, что он сам, что бы с ним происходило, как бы он ни учился, важен и нужен вам (напомню, что это очень дорогой для вас человек, ваш родной, может быть даже единственный ребенок!). Затем попытаться выяснить (если вы еще не знаете) , что он любит, что ему нравится и что не нравится, что он чувствует и вообще, как ему живется. Для этого надо с ним разговаривать не свысока, а заинтересованно (как с лучшим другом).С интересом выслушивать его, а не отмахиваться «мол, некогда, не до тебя», проводить с ним вместе время, хотя бы полчаса в день, занимаясь тем, что любит он, не отвлекаясь при этом на телефонные звонки и домашние дела. Особенно внимательно выслушивать его, когда ему трудно, когда у него конфликты в отношениях, когда кто-то несправедливо обошелся с ним. Безоценочно отражать ему его чувства, говорить ребенку о своих переживаниях относительно его поступков, быть человечнее, признаваться в своих чувствах . Делиться с ним своим «школьным опытом» и трудностями, с которыми сталкивались вы. Вместо того, чтобы в качестве наказания лишать его важных и любимых им занятий, поощрять за достижения, за то, что сделано им сегодня лучше ,чем вчера, но не материальными средствами (деньгами и покупками), а интересным совместным времяпрепровождением. Если вы пока не знаете, как это вместе интересно проводить время, ищите! Пробуйте разное! Позвольте своему внутреннему ребенку проявиться, отпускайте хоть на время свою важность и умность. Вспомните, что было вам интересно в вашем детстве. Это могут быть настольные и подвижные игры, игра в футбол или с куклами, совместное рисование, лепка(кстати, вы можете многое узнать о себе и своем ребенке!), путешествие на велосипедах, лыжах, в аэропорт(посмотреть, как взлетают самолеты), совместное  чтение по очереди вслух( так вы сможете за одно подтянуть скорость и привить интерес к чтению), просмотр и обсуждение мультфильмов, фильмов, просто дуракаваляние на диване или на траве, массаж друг другу, приготовление вкусных необычных блюд, домашние концерты (включайтесь сами, это очень интересно!) и многое другое. 

Наверное, вам кажется, что на все это у вас совершенно нет времени. Но уверяю вас, стоит только начать это делать и почувствовать интерес, время будет находиться  и результаты стоят того. 

Зачем все это и как это связано с учебой в школе, спросите вы? Напрямую! 

Все это придаст вашему ребенку уверенности в себе, поднимет его самооценку, он поверит, что важен, значим для вас, увидит, что родители интересуются им, проводят с ним время. Вы прекрасно знаете, как важна самооценка в жизни.  И необходимо отметить, что самооценка ребенка формируется не сама по себе, а из того, как к ребенку относятся значимые взрослые.  

У ребенка появится интерес, радость, энергия. Тогда и с трудностями справляться легче, есть силы. Ребенок будет чувствовать себя защищенным («Я не одинок, родители на моей стороне и мне ничего не страшно»). В процессе совместных игр вы лучше узнаете друг друга, станете ближе и сможете разглядеть, к чему больше всего тяготеет ваш ребенок, что получается у него лучше всего, а это может помочь в дальнейшем и с выбором профессии. Все это поможет вашему ребенку расти «живым» человеком, а не запрограммированным роботом, который выдает то, что от него хотят, совершенно не зная, что хочет он сам.

И еще. Перестаньте относиться к школе, как чему-то очень серьезному, важному и определяющему раз и навсегда, способен на что-то ваш ребенок или нет.  Никто лучше вас не знает вашего ребенка. Школа-это только этап жизни. Длинный, важный, порой трудный, непосильный для того, чтобы пройти его в одиночку. Наберитесь терпения, чувства юмора, чуткости, человечности, чувствительности и укрепитесь в вере, что с вашим ребенком все в порядке. И если ребенок не хочет учиться, значит, ему трудно. А в чем эта трудность, ваша задача, как родителя, выяснить. И лучше, если сделаете вы это мягко, легко, играя, будучи на его стороне. Поверьте, не пожалеете!

С уважением к вам и верой в вашу родительскую мудрость, Наталья Медведева.

 



Просмотров: 817
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Стресс, что это и что с ним делать?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Стыд:Что это? Зачем он? Как с ним быть?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • СТРЕСС. Что это и как с ним справляться.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Жестокость – это то, что я знаю лучше всего». Воспитание матерью - нарциссом. Рецензия на фильм.
  • Как быть, если чувствуете, что мужчина Вас использует, а уйти от него не получается
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь