3 шага для преодоления тревоги (Р. Лихи)

Таня пишет курсовую по экономике, а внутри скребут кошки...   

Сроки поджимают, дома беспорядок, да и вообще, "Оценка положительных и отрицательных сторон конвертируемого рубля" - не то, чему молодая девушка хотела бы посвятить майские праздники. 

Но увы, родительское "доучись! Деньги плачены!" всё решило.

Приходиться писать, писать, ощущая беспокойство от бессмысленности происходящего: "зачем я пошла на эконом?", "могла бы на архитектора...", "теперь точно не успею!". Цепочка мыслей может повести и дальше, в пучину катастрофы, через чащи сомнений и к трясине разочарований..

Отчисление - работа в фаст-фуде - алкоголизм - нищета. Настроение упадёт, забирая остатки сил и студентка действительно получит "неуд". 

3 шага для преодоления тревоги Р Лихи

Но как же тогда быть? Что делать?!

Тут на помощь Тане и приходит когнитивно-поведенческая психотерапия! 

"3 ШАГА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОГИ"  

Начнём с понятия.

Тревога - сознательно беспредметное, беспокойное ожидание опасности.

Если тревога беспредметна, то и преодолевать нечего. Следовательно, чтобы понять с чем конкретно бороться, стоит найти конкретный объект, из-за которого возникло негативное чувство.

Находим: в данном случае, это переживания студентки о том, что курсовая не будет готова в срок. Как только объект найден, переходим в инструкции: 

1 ШАГ. ОТДЕЛИТЕ ПРОДУКТИВНУЮ ТРЕВОГУ ОТ НЕПРОДУКТИВНОЙ. 

Чем отличается тревога "не сдать курсовую" от тревоги "а что если через неделю меня собьет машина"? С 1-ой можно что-то сделать в ближайшее время (попросить помощи, составить план, выкроить время), а со 2-ой и делать-то нечего. В отличии от тревоги по поводу курсовой, факт ДТП абстрактен и логические не вытекает из "здесь и сейчас".

А значит нет смысла переживать. 

2 ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ/ИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 

Мы придали общей тревоге предметное воплощение и поняли, что за ситуация перед нами. Формально всё выглядит так: 

1. Есть незавершенная курсовая работа (15 стр.) 
2. Есть сроки (3-4 дня до сдачи)
3. Есть иные обязанности 

Мы могли бы оставаться формальными и сказать Татьяне: "пиши по 20 страниц в день, за 1,5 дня всё сделаешь". Но речь о живом человеке и тревоге, которая вынуждает нас добавить ещё один пункт: 

4. Фактор стресса

Здесь объективная логика не поможет. Нужно учитывать субъективный взгляд и его границы. Для этого задаём 4 вопроса: 

А. КАКОЙ САМЫЙ ХУДШИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ? - "Не сдать" 
Б. КАК ВЫ СПРАВИТЕСЬ? - "Общаться с друзьями, уехать в горы";
В. ЧТО САМОЕ ЛУЧШЕЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ? - "Сдать на отлично"; 
Г. КАКОЙ ВАРИАНТ САМЫЙ РЕАЛИСТИЧНЫЙ? - "Сдать на четыре". 

Эти вопросы позволяют определить контекст тревожного события с помощью 2-х полюсов, т.е. в перспективе (лучший-худший), проработать его и прийти к объективной переоценке ситуации.  

3 ШАГ. НЕУДАЧА - ВОЗМОЖНОСТЬ 

Мы ВСЕГДА можем совершить ошибку, допустить просчёт и даже провалиться с треском в любом из дел за которые берёмся. И Таня не исключение. 

Она-таки получила долгожданный оценку - "НЕУД"

Да-да, это не история с хэппи-эндом. Речь о реальной жизни, а в ней, как известно, бывает и такое. Но не недооценивайте КПТ. Терапевт и в этом случае Вас не оставит.  

Даже если предыдущий шаг не стал конечным, тревога не ушла, а звездопад из эффективных решений не озарил Ваш внутренний космос, всегда можно сделать конструктивные выводы из неудачи.

Приведу пример: 

Парень занимался тяжёлой атлетикой но, к сожалению, был вынужден прекратить из-за перелома позвоночника. Травматолог отправил бывшего спортсмена на МРТ. Далее, из результатов обследования открывается ещё один диагноз - "межпозвоночная грыжа" (вызванная поднятием тяжестей).    /
Итог
: если бы не перелом, то и о грыже мог бы узнать слишком поздно. 

Такова и суть 3 шага. Учись смотреть на неудачу в положительной перспективе:

А. ОПИШИТЕ СИТУАЦИЮ ПРОВАЛА, НЕУДАЧИ - "Получила неуд";
Б. НАЙДИТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛУЧИВШЕГОСЯ - "Смогла освоить КПТ-техники, решилась на поступление в магистратуру по архитектуре";
В. РАССМОТРИТЕ СИТУАЦИЮ В ПОЗИТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ - "Неудача - это шанс делать то, что привносит счастье и удовлетворение в мою жизнь". 

Так работает мышление настроенное на продуктивную волну. Можно ломать кости и получать "неуды", сталкиваться с проблемами на работе или в личных отношениях, хамством на дорогах или откровенной несправедливостью властей. Впрочем, не так уж важно с чем. Важнее то, как именно мышление интерпретирует эти факты. Адаптивно или нет? Рационально или иррационально?

Надеюсь, что данная статья показала силу "рацио", с помощью которого подобные искажения и когнитивные ошибки могут быть успешно устранены.

 

Спасибо за внимание! 

ГЕОРГИЙ СОЛОДОВНИКОВ 

Психолог-консультант 

Телефон для записи на приём: +7 (919) 325 10 99

г. Челябинск. 

 

 

 

 



Просмотров: 293
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь