Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



5 страница


мама категопически запоетила Асе бывать у попшефного ветепяна. Од-  

ноклассники были розмушены таким отношением. Ее гоуппа паспалась  

и тэебята объявиЯи ей бойкот. На уроках сидела тихая и гоустная, стя-  

ралась не попнимать суку, пока не вызовут, а после занятий посконей  

уходила помой. Гооько плача. Асяпоизнпчсь ПСИХОЛОГУ, что мамя не  

пазпешает ей ппинимать участие в шефской работе: за такую паботу  

деньги не платят, а В1ас эксплуатируют Тебе. - говорит, - НУЖНО в  

КУКЛЫ играть, Дч уроками заниматься... Почему мама совсем не пони-  

мает. как хопошо - делать доброе дело. Она сама ничего не делает  

длядоугих и хочет, чтобы и я тоже такая быля...А я ХОЧУ вместе со  

всеми, оебятами.. Психологу было понятно, что мать Аси теряет ува-  

жение дочепи, ибо полный КОНТРОЛЬ действий ребенка со стотоны  

взоослого может пт)и"ести к сепьезным межличностным Семейным кон-  

фликтам. ведущим порой к психотравмирующим результатам.  

 

По мнению К. Д. Ушинского, дитя воспитывается, развивается  

умственно и нравственно только под (прямым влиянием человеческой  

личности, и никакими уставами и расписаниями времени, занятий не-  

возможно искусственно заменить влияние человеческой личности. Это  

плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем раме-  

"ить невозможно.  

 

Довольно часто -в психологическую консультацию приходят за-  

просы, касающиеся разборки взаимоотношений между учащимися. В  

результате проведенного исследования и анализа запросов были выяв-  

лены следующие особенности.  

 

В благополучных семьях, где присутствует положительный, до-  

верительный микроклимат, выбор поведения в конфликте со сверстни-  

ками адекватен ситуации, характер действий субъектов) конфликта -  

наступательный или нейтральный, в микрогруппе сверстников неудачи  

обсуждались на уровне анализа и констатации фактов.  

 

В неблагополучных семьях, где обстановка конфликтная, где де-  

ти подвергаются физическому наказанию, выбор поведения в школь-  

ном конфликте, обычно, независимо от оитуации по характеру дейст-  

вий только оборонительный с желанием уйти от конфликта. В мико-  

группе неудачи ими не обсуждаются.  

 

Самооценщч учащихся начальной школы из разных типе" !"сме1  

резко отличались: в благополучных семьях - самооценка 8-10 лет  

ник детей, в основном, адекратпая. высокая; в неблагополучных - за-  

ниженная (иногда неадекватная) с тенденцией к самобичеванию, к ухо  

ду <в себя>, во внутриличностный конфликт.  

 

Результаты исследования показали, что у группы виктимпых  

учащихся начальных классов (1-П1 классы) наблюдается так называ-  

емая самооценочная тревожность, ю-есть восприятие огносятельно  

нейтральных ситуаций в отношениях учащихся и учителями как со-  

держащую угрозу самооценке, представлений о себе и вследствие эго-  

го перенпание сильного волнения тревоги, страха, фрустрации,  

 

Приведем пример.  

 

Второклассник Олег Н. поступил в конце 1Ц четверти в новую  

школу в связи с переездом родителей по причине их развода Он по-  

чувствозал недружелюбие одноклассников, которых поддержала на  

первых порах учительница. Олег страдал гайморитом, что сказывалось  

на его заниженной самооценке, постоянном ощущении неполноценнос-  

ти.  

 

В условиях неприятия мальчик решил <купить> место под солн-  

цем: Олег приносил в класс довольно крупные суммы деног 14 разда-  

вал их детям, деньгами его снабжал отец, ушедший ил семьи. Этим  

был вызван временный интерес одноклассником, а затем и старшеклас-  

сников, которые брали деньги за то, что встали на его <защиту>.  

Мальчик был избит за <неуплату> долгов и перестал посещать школу,  

чем вызвал гнев матери, которая наказала сына. Вскоре за помощью  

обратилась в психологическую консультацию. Таким образом, в слу-  

чае отказа от помощи школьным жертвам ситуация может выйти из  

под контроля, что может привести к крайне отрицательным последст-  

виям для личности ребенка: виктимность может стать в процессе обу-  

чения основной характеристикой учащегося: виктимные черты могут  

стать основой формирования негативных психосоматяческих и соци-  

ально-психолопических качеств личности, а также причиной отклоня-  

ющегося поведения.  

 

Результаты исследований показывают, что ребенок, живущий ч  

системе, способствующей насилию, в силу недостаточной или негатив-  

ной социализации, не развивает в себе способность к саморегуляцич.  

Отсюда вытекает и негативная самооценка, и аффективная нестабиль-  

 

29  

 

ность, на фоне которых у детей формируется неумение решать меж-  

личностные и внутриличностные конфликты, становясь их жертвами.  

 

Исследования зарубежных авторов (А. Хорн, Б. Глейзер, Т. Сей-  

джер) показывают, что учащиеся, являющиеся жертвами отличаются  

следующими характеристиками: у жертв меньше сил, меньше власти.  

Они более тревожны и неуверенны, чем друпие ученики, они более  

чувстзительны. Жертвы часто отличаются низкой самооценкой, нега-  

ти"ным отношением к себе и своей ситуации в жизни, рассматривают  

себя как неудачников и чувствуют себя глупыми, непривлекательными,  

 

Поведение и отношение пассивных жертв сигнализируют другим.  

что они - неуверенные и бесполезные люди, которые не будут отве-  

чать тем же, если их атакуют иЯи оскорбят. Авторы показывают в  

своих исследованиях, что жертва часто оказывается одна и без поддер-  

жки в с"оей деятельности в школе. Она часто рассматривается как  

чувствительная личность, тесно связанная с родителями (обычно с  

матерью), и не имеющая социального опыта для того, чтобы найти  

друзей и систему поддержки.  

 

Пдитеснение которое испытывает жертва, затем способствует  

офастанию тревоги, страха и уходу из ситуации, так что этот процесс  

-таночится постоянным. Жертвы часто обращаются за поддержкой к  

родителям и в результате считаются слабыми и уязвимыми для даль-  

нейшего притеснения. Жертва в целом не склонна к ответным дейст-  

виям и таким образом как бы приглашает обидчика к . продолжению  

агрессии.  

 

Начяу с пассивными жертвами существует меньшая группа  

жертп, которых можно охарактеризовать как провоцирующих и по по-  

рочу которых делаются жалобы-запросы со стороны учителей и роди-  

телей. Пповоциоующая жертва в отличие от пассивной может вызы-  

гать раздражение и напряжение у других детей, отчасти в результате  

собственного поведения,  

 

Эт-и дети часто страдают от слабой способности к концентрации,  

могут быть весьма активными и привлекать внимание остальных из-за  

поышенноД отвлекаемости при отсутствии волевой регуляции. Если  

это происходит, ученики могут настроить против провоцирующей жер-  

твы из чувства страха или состояния фрустрация. Такие дети поояв-  

ляют те нарушения, которые сяаны у них с дефицитом внимания  

(дома и в школе) или трудностями в обучении и требуют дополнитель-  

ных воспитательных ресурсом для поддержки, что делает их мишенью  

для высмеивания и поддразнивания со стороны сильных учеников.  

 

IV группа запросов - определение общих и специальных спо-  

собностей и их уровня развития, определение уровня развития воле-  

вой регуляции, особенностей речевой активности, мотивации учебной  

деятельности, эмоциональной сферы, особенностей мышления, памяти,  

внимания и т. д.  

Приведем примеры.  

 

Первоклассница Инна Р. (7 лен 2 мес.) еще при поступлении в  

школу проявила недюжинные знания в области литературы: знала  

наизусть много <взрослых> стихов, читала <взрослые> книги и хорошо  

пересказывала их. После двухнедельного пребывания в школе не захо-  

тела учиться: скучно, неинтересно, надоело повторять одно и то же.  

Родители обратились за помощью: что делать? Ребенок наотрез отка-  

 

30  

 

зывается посещать школу. Были намечены задачи: определить, с чем  

связаны уникальные способности ребенка? Как составить индивидуаль-  

ный график занятий? В какой класс можно перевести Инну? Сколько  

часов (в день, в неделю, в месяц) с ней можно заниматься? И кому -  

учителю, родителям, репетитору? .Каковы индивидуально-психологичес-  

кие особенности Инны, которые должны быть в соответствии с <про-  

граммой обучения? и др. Каковы должны быть советы родителям?  

Бенджамин Спок считает, что для хороших родителей естественно ра-  

доваться прекрасным качествам и талантам своих детей. Но необхо-  

димо различать, где кончаются интересы ребенка и начинаются боль-  

шие надежды родителей. Если родители по натуре честолюбивы, они  

должны честно признаться в этом самим себе и быть начеку, чтобы не  

позволить своему честолюбию управлять жизнью ребенка.  

 

К четвертой группе запросоз можно отнести следующий факт.  

Учительница начальных классов в течение многих лет констатнро ала  

несколько случаев у своих учащихся первых, вторых и даже третьих  

классоз плохого чтения из-за медленного развития зрительной памяти  

детей. Любопытный пример приводит Спок: <И для вас, и для меня  

слово <нос> выглядит совершенно иначе, чем слово <сон>. Но для  

большинства маленьких детей, только начинающих читать, подобные  

пары слоз выглядят почти одинаково. Они могут слово <роз> прочесть  

как <во,1> или слозо <вес> - как <сез>. В письме они часто путакп  

букы, похожие по написанию>).  

 

Со временем такие ошибки становятся очень редки, но около  

10% учащихся (в основном мальчики) продолжают страдать этим не-  

достатком в течение нескольких лет в начальных классах. Им требу-  

ется больше времени, чтобы научиться относительно хорошо читать, я  

ошибки в правописании они могут дел.ать всю жизнь, сколько бы они  

не тренировались.  

 

Подобные учащиеся уже в начальнол школе довольно быстро  

характеризуются виктимностью, так как приходят к выводу (не без  

помощи учителя и: родителей), что <неспособные>, что у них ничего не  

получается в учебе, и часто начинают неназидеть школу, потому что  

не могут, идти вровень с классом. Учитывая такое состояние ребенка,  

его необходимо успокоить и разуверить, что его беда - в особом де-  

фекте зрительной памяти (так же, как, например, отсутствие музы-  

кального слуха), что он нормальный учащихся, не глупый, не лени-  

вый, что рано или поздно он научится и хо.зошо читать, и правильно  

писать, и получать хорошие отметки. Окружающие взрослые должны  

помочь ребенку повысить самооценку, самоутвердиться .в других ви-  

дах учебной деятельности.  

 

Некоторые родители (в основном, мамы) иногда обращаются к  

психологу, казалось бы не по адресу.  

 

<Моя .дочь Анжела, второклассница, которой исполнилось 8 лет,  

перед уходом в школу стала отказываться отГ завтрака. Попыталась  

накормить уговорами и давлением, по пути в школу ее стошнило и  

весь завтрак оказался на траве. Мы очень переживаем. Обращались к  

врачу, он ничего не нашел у дочери, Анжела переживает, но есть отка;  

зывается. Наступает новый учебный год и мы опять в тревоге>... Воз-  

можно, мы имеем здесь дело с застенчивым, робким ребенком, кото-  

 

) Спок Бенджамин. Ребенок и уход за ним. М., 19?0, с. 341.  

 

81  

 

рый благоговеет перед учителем и перед классом, что это лишает его  

аппетита перед тем, как идти в школу. В качестве консультации мы  

предлагаем следующие советы доктора Спона.").  

 

Не заставляйте ребенка есть с утра. Пусть он выпьет сока или  

молока, если это все, что может принять его желудок.  

 

Если ребенок не может даже пить, пусть идет в школу с пус-  

тым желудком.  

 

Конечно, это нехорошо, но он скорее избавится от своего нерв-  

ного напряжения и будет в состоянии завтракать перед занятиями,  

если вы оставите его в покое.  

 

По мере привыкания к школе его желудок будет требовать все  

больше пищи по утрам при условии, что ему не приходится вести  

борьбу со своей мамой. Для застенчивого ребенка с виктимной на-  

правленностью особенно важна чуткость учителя. Мать должна пого-  

ворить с учителем, объяснить ситуацию.  

 

V направление запросов - отношение родителей и учителя, к  

которым прежде всего можно отнести конфликтные ситуации.  

 

.Родителям, имеющим детей с отличной успеваемостью и дис-  

циплиной, не трудно оставаться в хороших отношениях с учителем.  

Но если ребенок плохо учится с первых дней дребывания в школе,  

если он недисциплинирован, груб, заносчив, отношения с учителем  

могут осложниться. Недаром пословица утверждает, что самые луч-  

шие учителя, так же как и самые лучшие родители, - всего лишь  

люди  

 

Психология отношений в системе <учитель -1 родитель - ре-  

бенок> довольно сложна. Каждый из взрослых испытывает собствен-  

нические чувства по отношению к ребенку. Видимо, каждый из них  

считает (справедливо или нет), что ребенок добился бы гораздо луч-  

ших результатов, если бы другая сторона обращалась с ним несколь-  

ко иначе.  

 

Родителям следует иметь ввиду, что учитель так же обидчив,  

как и они сами, что они добьются гораздо большего от совместного  

обсуждения, если будут дружелюбны и сговорчивы. Некоторые ро-  

дители. например, говорят;  

 

- Каждая встреча с учительницей моего сына ожидается с  

большой тревогой и волнением.  

 

- А для меня идти <на свидание> с учителем хуже горькой  

редьки, - считает папа восьмилетней дочери.  

 

- После встречи с учительницей моих двойняшек приходится  

пить лекарства...  

 

Среди части родителей существует мнение, что им страшно  

появляться перед учителем, потому что он (она) говорят про сына  

(дочь) только в отрицательном плане.  

 

Бывает и наоборот: учителю бывает страшновато предстать  

перед родителями.  

 

Задача родителей в разговоре с учителем - дать ему объек-  

тивную информацию об индивидуально-психологических особенностях  

сына или дочери, об их интересах, увлечениях, его реакциях на раз-  

личные явления. А учитель должен решить, как ему использовать  

гту доверительную информацию. Нельзя забывать о словах благодар-  

ности учителю за те уроки, которые особенно нравятся и даются ре-  

бенку, которые утверждают его личностные качества.  

 

3. ОБЩАЯ СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ  

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА  

 

Как показывает практика психологического консультирования  

учащихся начальных классов, ведущий тип деятельности данного  

возраста и связанная с ним неуспеваемость является основным со-  

держанием запросов как учителей, так и родителей.  

 

Специалистами) реализуется следующая общая схема обследо-  

вания неуспевающих учащихся первых-вторых-третьих классов.  

 

1. Обследуется, не нарушены ли познавательные процессы (ди-  

агностическая методика для определения вербального и невербально-  

го интеллекта, памяти, внимания, уровень развития речи и др.). Мо-  

гут использоваться также методики, направленные на диагностику .  

задержек психического развития (ЗП.Р).  

 

2. Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной  

помощью, взрослых), сформированность элементов учебной деятель-  

ности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведе-  

ния. .  

 

3. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка,  

уровень притязаний; интересы.  

 

4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, про-  

сматриваются его тетради по математике, русскому языку, даются  

пробы на чтение, решение задач.  

 

5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как  

ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую  

получает типичную обратную всязь от взрослых - родителей и учи-  

телей, есть ли сферы деятельности, позволяющие ребенку компенси-  

ровать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся  

система межличностны> отношений ребенка.  

 

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в  

учебной деятельности: кто занимается "Ь ним, как много, какие приёмы  

иенеЯьзует. Интепесны и анализ ..стиля роцительского воспитания в  

семье в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в  

консультацию).  

 

7. Важно -выяснить предысторию консультируемого случая.  

Собирается подобный анамнез, случаи обращения к врачу, какой  

диагноз был поставлен, как долго и чем лечили. Обязательно выяс-  

няется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость ребен-  

ка, что явилось непосредственным поводом обращения к психологу,  

как давно и кем было принято решение о необходимости психологи-  

ческой консультации.  

 

Довольно часто перед практическим психологом встает вопрос.  

Есть ли типичные подходы к психологическому обследованию ребен-  

ка, если основной акцент запроса родителей лежит в области индиви-  

дуально-личностных особенностей ребенка?




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1206
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь