Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников



4 страница


ряется и умолкает надолго. Учительница, считает, что это - прояв-  

ление капризности характера. Она неоднократно жаловалась маме,  

что сын неоднократно поднимает руку, встает из-за парты и не может  

ничего сказать. Это стало его ПРИВЫЧКОЙ. Максим в присутствии учи-  

тающийся с отдельными невротическими расстройствами.  

ла его за <молчание>.  

 

Специалисты считают, что подобные реакции протеста требуют  

не столько лечения у медиков, сколько положительного психологичес-  

кого воздействия на ребенка семьи и педагогического персонала. Пато-  

характерологические реакции протеста являются, как поавило, у  

большинства виктимных детей, следствием неприятия ими обид, пода-  

вления собственного достоинства.  

 

Практика свидетельствует, что патохарактерологические реак-  

ции протеста подобного рода у ЕИКТИМНЫХ детей закоепляются и прев-  

ращаются зачастую в постоянную форму реагирования: на любое  

неприятное известие или требование ребенок уходит в себя, замыкает-  

ся, становится молчаливым, хмурым. В подобных случаях речь идет о  

патохарактерологическом формировании личности с чертами отгоро-  

женности, замкнутости, повышенной сензитивности и ранимости.  

 

Многие специалисты (А. А. Бодалев, А- Л. Венгер. А. И. По-  

дольский, Г. В. Бурменская, О. А. Кирабанова, Я. Л. Коломинский,  

А. Г. Лидере и-до.) к проблемам или трудностям младшего школьно-  

го возоаста обычно относят:  

 

1) трудности, связанные с новым режимом дня; особенно дначч-  

мы они для детей, не посещавших детский сад, у которых чаще имеет  

 

) В 11905-1993 гг слушателями факультета последипломного  

образования (специальность: практическая психология) под нашим  

руководством были выполнены дипломные работы на эту тему по воз-  

растной психологии,  

 

место отставание в развитии уровня произвольной регуляции поседе-  

ния, организованости; в наибольшей степени ято касается детей с  

виктимной направленностью:  

 

2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу, что  

наиболее выражено у детей, не имеющих опыта общения в детских  

коллективах и детей-интравертов; . ,  

 

3) трудности, касающиеся взаимоотношениий в системе <учи-  

тель-ученик>;  

 

4) трудности, связанные с психологическим климатом семьи  

(например, эмоциональный шантаж, власть авторитета матери (отца),  

необходимость подчиняться, стремление родителей поощрять чрезмер-  

ную зависимость ребенка от них);  

 

5) трудности, обусловленные негативными изменениями семей  

ной ситуации (уход отца, потеря близких и др.).  

 

2. ТИПИЧНЫЕ ЖАЛОБЫ - ОБРАЩЕНИЯ ПСИХОЛОГУ  

 

Проблема психического развития и воспитания учащихся началь-  

ного звена является важным направлением современной психологичес-  

кой службы.  

 

Научно-методологической основой для формирования стратегии  

и тактики решения консультативных задач в ответ на запросы психо-  

логу послужило понятие возраста как особой, качественно своеобраз-  

ной стадии онтогенеза, нормативно определяющей тип строения лич-  

ности и деятельности ребенка (Л. С. Выготский).  

 

В данной работе авторы попытались обосновать необходимость  

обращения внимания практических психологов к практике консульти-  

рования страта учащихся младших классов, которых можно отнести к  

детям виктимного поведения. Авторы отдают се5е отчет в том, что за-  

дачи, проблемы и методы возрастно-психологического консультирова-  

ния в настоящем исследовании лишь только обозначены, а их разре-  

шение - дело дальнейшей кропотливой и нелегкой работы.  

 

Основываясь на многочисленном опыте медицинского и психо-  

логического консультирования отечественных и зарубежных авторов  

(Л. А. Петровская, М. И. Буянов. А. С. Спиваковская, А. И. Захаров,  

Е. А. Донченко. т. М.. Титаренко. И) Корчак, Р. Брей, Б.Стгок, В. Са-  

тир и др.) мы попытались составить программу комлексной консуль-  

тативной помощи детям с виктимным поведением. В составлении дан-  

ной программы принимали участие преподаватели кафедры педагогики  

и психологии Запорожского госуниверситета, сотрудники проблемной  

лаборатории <Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе>.  

Кроме того, в исследование ежегодно включались студенты и слушате-  

ли ФПО, выполняющие курсовые и дипломные работы. Результаты их  

исследований использованы в учебном пособии.  

 

Научнб-теоретическая основа психологического консультирова-  

ния базируется на фундаментальных положениях отечественной и за-  

рубежной психологии, главными из которых являются следующие.  

 

1. Положение, разработанное в теоретической концепции А. С.  

Выготского, Г. С. Костюкова, В. Н. Мясищева, согласно которой лич-  

ность является продуктом системы значимых отношений, поэтому  

эффективная и оптимальная психотерапия, психопрофилактика и пси-  

 

хокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и  

самого ребенка, его семьи.  

 

2, Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль  

конина состоящее в том, чтобы управлять ведущей деятельностью  

в данном случае воздейстгочать на деятельность по воспитанию детеч  

и На ведущий тип деятельности ребенка (например, на учебную дея-  

тельность).  

 

3. Разработанные рядом психологов (С. Л. Рубинштейн, А. А  

Бодалев, Л. И. Божович) положения теоретической концепции лич  

пости, о формах психологических контактов между моделями.  

 

В нашем исследовании были проанализированы жалобы-гапо-  

сы в психологическую консультаций), которые поступают от родителей  

и учителей начальных классом.  

 

1 группа запросов <Плохая успеваемость>; ребенок плохо учится  

по многим предметам: плохие отметки по чтению (особенно сильно  

отстает темп чтения); плохо считает и решает задачи; плохая память;  

ребенок невнимательный, неооганизованный, н может сосредоточить-  

ся; молчит на устных опросах (аутичен); двойки по письменным ки  

трольным; испытывать боязнь и страх при ответах устно: боится пазго  

варивать с учителем: зчнижена самооценка: срывы на экзаменах: не  

уверен в себе: особенно волнуется перец контоольными; долго сицит  

за поиготовлением уроков: перед контрольной гаотоЯ нарушается  

сон; плачет, когда получает двойку, переживая это как маленькую  

тоагедию; не верит в свои возможности: не хочет посещать ШКОЛУ.  

иногда уходит (сбегает) с уроков: поячет дневник, где выставлены  

двойки; иногда жалеет себя, видя и чувствуя свою несостоятельность  

хорошо учиться.  

 

Таким образом, в этой группе запросов, исходящих от родите-  

лей и учителей представлены характеристики, имеющие отношение  

к детям виктимного поведения.  

Приведем примеры.  

 

Ярослав Д.. ученик 1-го класса (выравнивания) поступил в шко-  

лу 7 лет 2 мес. Детский сад не посещал, воспитывался дома мамой  

истапшей сестрой, ученицей 9-го класса. Часто болел птюступными  

заболеваниями, находился на стационарном лечении по поводу хро-  

нического бронхита. Голос тихий, неуверенный. Малоразговорчивый.  

Это качество усиливается при стрессогенных ситуациях. Стал полу-  

чать двойки после отцовского посещения семьи. Отец, имеющий дру-  

гую семью, посещает сына 3-4 раза в год. Ярослав в это время  

испытывает внутреннее беспокойство, чувство напряженности, оби-  

менности. После неудачного ответа на уроке чтения учительница пе-  

редразнила его заикание, мальчик замкнулся, еще больше ушел в  

себя. Чрезмерная требовательность старшей сестры (властной, на-  

смешливой и чрезмерно строгой) еще больше усиливала чувство не-  

полноценности Ярослава.  

 

В процессе работы с мальчиком психолог обнаружил недоста-  

точный уровень произвольной регуляции его речевого общения. Пос-  

ле ухода етца из семьи, мать отгородилась от детей, посчитав себя  

жертвой, поручила воспитание старшей дочери, доминантной и тще-  

славной девушке. Специфическая ситуация развития оказала влияние  

на развитие виктимных качеств Ярослава,  

 

II группа запросов. Индивидуально-психологические вачестм  

ребенка, которые тревожат родителей и учителей: медлительный  

инертный, тугодум; быстро утомляется, не в состоянии продолжать  

начатую работу; некоммуникабельный и тревожный; боязливый и не-  

самостоятельный; плаксивый и мнительный; осторожный и впечатли-  

тельный.  

 

Приведем пример  

 

Марина О., 8 лет 5 мес., учится во втором классе Высокая  

веснушчатая, худая, с испуганными большими карими глазами с  

внутренней напряженностью Росла в полной семье, развитие нор-  

мальное. Семи лет пошла-в школу. Во втором классе, в третьей  

четверти успеваемость снизилась: девочка переболела четыре раза  

разными соматическими заболеваниями: вирусным гриппам, свинкой,  

ангиной. Однажды опоздала в школу (заходила вместе с мамой в  

больницу за справкой), учительница, не выяснив причины, наказала  

Марину, заставив стоять ее у дверей половину уроки. Девочка, не  

выдержав позора, отказалась посещать школу. Ее перевели в другой  

класс, но желания посещать школу у нее не появилось Мать прово-  

жала Марину до порога школы и уходила, Марина же. испытывая  

непреодолимый страх и подчиняясь ему, уходила обратно домой.  

Добрая и внимательная мать, обратилась в психологическую консулы  

тацию за помощью, обрисовав поведение Марины перед уходом в  

школу: ребенок бледнел и краснел, дрожали руки, пересыхали губы,  

отказывала речь. После комплексного обследования был поставлен  

диагноз: <невроз>. Было назначено психотерапевтическое лечение в  

стационарной клинике. Марина учится в школе, но сохранила робость,  

застенчивость, настороженность по отношению к учителям.  

 

Данный сюжет - одно из подтверждений того, что проблема  

неврозов - проблема человеческих ощущений и чувств, проблема  

обид и горестей, проблема человеческих отношений.  

 

К нам в консультацию за помощью обратилась Е. Н;, мать вто-  

роклассницы Алины (8 лет 6 мес.). Семья полная, благополучная;  

отец - экономист, мать - врач, Алина - единственный ребенок.  

Первые две беременности заканчивались выкидышами. Рождение  

Алины было большим счастьем для супругов. Однако, по словам  

Е. Н., безотчетный страх потерять дочь постоянно тревожит женщи-  

ну. Даже заботы двух бабушек, тщательно опекающих единствен-  

ную внучку не приносили Е. Н. покоя. С поступлением Алины в  

школу волнения усилились. Хотя девочка училась отлично (единст-  

венная <четверка> - по физкультуре), мама не находила себе места  

(вдруг дочку обидят, толкнут, стукнут...). Тревожность, которую Е. Н.  

не скрывала, передалась дочери: она постоянно переживала каждую  

четверку, очень расстраивалась по поводу школьных неприятностей.  

 

В ходе возрастно-психологического обследования девочки было  

выявлено следующее: ее интеллектуальное развитие соответствовало  

высокой возрастной норме, отношения в семье были теплыми, добры-  

ми, заботливыми. Однако в эмоционально-личностной сфере благопо-  

лучия не было: с поступлением в школу появились черты тревожнос-  

ти, обидчивости, порой страха по поводу того, что она не сможет  

оправдать надежд мамы. Вследствие высокой чувствительности к  

ппоявленным тревожности М1атери, к котооой девочка испытывала глу-  

бокую привязанность, у Алины появились черты виктимного поведе-  

 

ния (подчиненность, робость, тревожность, эмоциональная ранимость,  

ригидность). Анализ сугубо <детской>, на первый взгляд, проблемы  

потребовал коррекции семейных отношений психотерапевтической ра-  

боты с родителями (в данном случае с Е. Н.), а не только с ребенком.  

 

В связи с этим важнейшей задачей становится задача коорди-  

нации деятельности различных специалистов в условиях психологи-  

ческого консультирования.  

 

Исследования показывают (А. С. Спиваковская), что формиро-  

ванию индивидуально-психологических и личностных черт ребенка,  

склонного к виктимному поведению, способствуют затяжные психоло-  

гические травмы. Психотравмирующие ситуации - это относительно  

слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся  

раздражители. В детском возрасте психотравмирующие ситуации  

непосредственно вытекают из семейного микроклимата и тесно свя-  

заны с взаимоотношением между детьми и родителями.  

 

Следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывает не  

само по себе внешнее воздействие, а его значимость для ребенка;  

психотравмирующее воздействие локализуется не вне индивида, а  

внутри его. Таким образом, при описании форм психической травмы  

необходимо указывать, <на какую личность, а точнее, на какую сис-  

тему значимых переживаний и личностных смыслов данное воздей-  

ствие оказано, или, иначе, для какого ребенка и почему данная си-  

туация оказалась психотравмирующей>).  

 

III группа запросов: Особенности межличностных отношений ре-  

бенка со сверстниками и взрослыми, волнующих как родителей, так  

и учителей: необщительный, замкнутый, нет постоянных друзей; кон-  

фликты в школе, в которых ребенок предстает жертвой; бьют и драз-  

нят в классе;играет роль <козла отпущения>; с учительницей не в  

ладах; ребенка не понимает и угнетает учитель; сына избивают девоч-  

ки: плохие отношения со сверстниками: они его затравили; сидит до-  

ма - не ходит гулять; сын, дочь не делятся со мной своими мысля-  

ми: приходит побитый, поцарапанный, но не хочет объяснить причи-  

ну: дочь не хочет объяснить своих слез>; мы не понимаем друг друга,  

боясь потерять сына; сын чего-то боится, но не говорит об дтом:  

у меня сильное раздражение дочкой, выводят ее <заговоры> молча-  

ния: мы не понимаем друг друга, и др.  

 

Поиведем поимер.  

 

Наташа К. 9 лет, ученица 3 класса художественной школы. Учи-  

лась хочошо, птаекасно рисовала, занималась МУЗЫКОЙ, пела в хопе.  

Родители были довольны. И вдруг ни с того ни сего двойки, уход с  

урокоч Мама не знает, чтс. делать. Все ее попытки исппавить положе-  

ние ни к чему не ПРИСОЛЯТ. От девочки добиться ничего не возможно:  

или молчит, или плачет. В семье постоянные ссопы. взаимные упоеки  

и оскорбления. Мямя нанимает оепетитогюч, платит большие деньги.  

Положение не меняется, опять двойки. <Но почему же именно сейчяг.  

- всхлипывает мама, - сейчас, когда мне так нужна ее подцепжка?>  

Что СЛУЧИЛОСЬ? Из семьи ушел папа. Мама тяжело пепеживает эту  

тагечию. Они остались вдвоем с Наташей, и тепепь мать хочет от де-  

вочки девяти лет понимания, сочувствия, помощи. А та отбилась от  

 

) Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М"  

1988. с. 6.  

 

рук, плохо учится, не разговаривает с матерью. Мы предложили маме  

трефлексиоовать тоудную ситуацию: попробовать понять, что твооит-  

ся в душе у оебенка в такой человеческой драме. Дочери не менее тя-  

жело. Мать понимает, что муж не вернется. Дочь не может, не хочет  

понять, что папа в семью не вернется. Двойки, ее поведение - про-  

тест поотич разрушения семьи, раньше было по-другому, она могла  

учиться хорошо, с удовольствием ходить на хор, рисовать. Ведь папа  

поймет, как он нужен ей сейчас, он вогнется и все опять будет по-поеж-  

нему. Наташа, ранее послушный, тихий, дисциплинированный ребенок.  

избоала путь негласного, повеценческого поотеста, что, безусловно, на-  

несло ей психотравму. Психолог может помочь в данном случае маме  

и дочке. Однако, взоослым нельзя постоянно пользоваться услугами  

чужих людей. То, что ПРОИСХОДИТ в каждой семье, это - твое и ты  

сам во всем должен разобраться. Никакой репетитор не сможет по-  

мочь.  

 

Учительница 3-го класса, опытный педагог, с больщим стажем  

паботы обратилась к школьному психологу с просьбой установить  

поичины резной перемены поведения активной хорошистки Аои, кото-  

рая с некоторых пор ВДОУГ стала молчаливой, грустной, на глазах по-  

являлись слезы, да и учиться стала хуже. "Учителыйще было некогда  

(ч классе 38 учеников), новая программа, конец третьей четверти кон-  

трольные работы и пп. Психолог познакомился с ситуацией в классе.  

ДРТИ запумали взять шефство нац инвалидом Великой Отечественной  

точны, 69-летним Даниленко И. В.. который жил непалеко от школы.  

Гооячй поинялись за шефскую ваботу: помогали в покупке поодуктов,  

относили белье в стирку, иногпа убирали однокомнатную кваотипу,  

поиносили газеты, иногда бегали "8 аптеку за лекарством. Дежурили  

по 2-3 человека, в каждой тоойк> был свой ответственный. Асю  

тоже выбрали откетственноЧ. Она с большим увлечением занималась  

довепенной ей паботой. Мама была недовольна таким занятием, пото  

МУ что дочь пооой эааеоживалась на целый чае после школы. Вскоре




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1569
Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь