Психология агрессии



43 страница


состоит в изучении воздействия различных методов лечения (например, медика-  

ментозного или хирургического), способствующих повышению либо понижению  

уровня этого гормона. Например, если наличие тестостерона действительно спо-  

юбствует формированию агрессивного поведения, то удаление яичек или приме-  

1ение антиандрогенных препаратов приведет к снижению уровня циркулирую  

цих в крови андрогенов и, следовательно, к уменьшению степени выраженности  

1грессии. Шеард (ЗЬеагс 1979), однако, замечает, что кастрация не является эф-  

фективным средством снижения агрессивности, и, хотя антиандрогенные препа-  

эаты уменьшают степень выраженности половой агрессии, нельзя однозначно у1г  

ерждать, вызван ли этот эффект ослаблением сексуальной мотивации или же  

нейтрализацией агрессивных наклонностей. Подобным же образом и 0Кэрро  

: Бэнкрофтом (0Сагго1 Вапсгой, 1985) не обнаружили заметных изменений  

з уровне агрессии чрезмерно агрессивных мужчин после курса терапии тестосте-  

зоном. ,  

 

Таким образом, рассмотренные нами методы исследований позволили выявить  

четкую связь между уровнем тестостерона и агрессивностью. Хотя фактов, свиде-  

гельствующих в пользу основного предположения (о влиянии гендерных разли"  

ний) вполне достаточно, прямых данных, подтверждающих гипотезу о влиянии  

ормонов на формирование агрессивного поведения, практически нет, чему суще-  

ствует несколько объяснений.  

 

ОБЪЯСНЕНИЯ  

 

Во-первых, связь между уровнем гормонов и агрессивностью может быть не обя-1?  

эательно прямой, то есть тестостерон может влиять на другие индивидуальные  

 

Агрессия  

 

Рис. 7.2. Понятие прямая связь между уровнем гормонов и агрессивностью подразумевает, что  

изменение уровня гормонов влечет за собой изменение уровня агрессии. Под понятием косвенная  

связь подразумевается, что влияние гормонов на формирование агрессивного поведения опосреду-  

ется какими-либо индивидуальными факторами.  

 

факторы, что, в свою очередь, способствует формированию агрессивного поведе-  

ния; связь между уровнем гормонов и агрессивностью может осуществляться и  

косвенным путем через какие-либо личностные или поведенческие характерис-  

тики. Поскольку такую косвенную связь сравнительно трудно выявить, резуль-  

таты исследований, ставящих своей целью выявление прямых взаимосвязей, бу-  

дут казаться неубедительными. На рис. 7. 2 продемонстрировано различие пря-  

мой и косвенной связи между уровнем гормонов и склонностью к агрессии. На  

самом же деле данные о наличии связи между андрогенами и агрессивным пове-  

дением достаточно убедительны. Например, многие исследователи обратили вни-  

мание на то, что тестостерон имеет отношение к личностным и поведенческим  

характеристикам, таким как стремление к эпатажу, доминированию или самовы-  

ражению (СЬпзиапзеп Кпияятап, 1987; Оагтап 2исегтап, 1980; ЕЬгеп-  

Ьгапг, В1155 8Ьеагс1, 1974; Меуег-ВаЫЬиг, 1981а; 8сЬаШп, 1987). Это означа-  

ет, что агрессия может быть результатом стремления личности к эпатажу или к  

самовыражению.  

 

Шеллинг (ЗсЬаШп, 1987) предложила для оценки поведения несовершенно-  

летних преступников мужского пола целую серию личностных шкал и несколь-  

ко аналитических опросников для определения уровня агрессивности. Она сооб-  

щает, что высокий уровень тестостерона в большинстве случаев сочетается с  

выраженными проявлениями вербальной агрессии, предпочтением таких видов  

спорта, как бокс и борьба, с общительностью, экстраверсией и нонконформизмом.  

Она пришла к выводу, что несовершеннолетний преступник, у которого высокий  

Уровень тестостерона в крови, - это общительный, напористый и самоуверенный  

молодой человек, чья высокая способность постоять за себя и нежелание придер-  

живаться привычных правил поведения, так же как и высокий авторитет среди  

сверстников, могут хотя бы отчасти являться причиной его агрессивного поведе-  

ния.  

 

Высокий уровень тестостерона, таким образом, может быть прямо связан с  

личностными характеристиками, что находит свое выражение не столько в не-  

 

провоцированной агрессии, сколько в агрессивном ответе на провокацию. Даббс  

. коллегами (ОаЬЬа оЬега, 1987) сформулировали это так:  

 

<Похоже, существует какой-то общий, малоизученный на сегодняшний день эффект  

пока еще не получивший названия, который заключается в воздействии тестосте-  

рона как на поведение животных, так и на поведение достаточно разнородных  

групп человеческих существ. Этот эффект проявляется в усилении таких свойств  

личности, как сопротивляемость, импульсивность и авантюризм. У людей подобные  

характеристики могут стать движущей силой самых разнообразных поступков  

общественно приемлемых или неприемлемых, в зависимости от направленности  

действий, предпринятых индивидом> (ОаЬЬз, Ртайу, Сатт ВезсН, 1987).  

 

Другая проблема заключается в том, что причина связи между содержанием  

ормонов и склонностью к агрессии не особенно ясна. Есть данные, подтверждаю-  

цие, что такая связь может быть двухсторонней. Это означает, что участие в  

1Грессивных действиях может вести к усилению секреции тестостерона, который  

) свою очередь, может сделать более выраженным проявления агрессии. Двухсто-  

юнний характер связи между уровнем андрогенов и агрессивностью со всей оче-  

1идностыо проявляется у приматов (Ветаеш, Козе, Оогоп Огайу, 1979). Не-  

соторые факты наводят на размышления, что подобный характер взаимосвязи  

действен и для человека (8а1уа(1ог, 1топ, иау Ногепа, 1987; 5сЬа11ш,  

1987). Например, Элиас (ЕПаа, 1981) сообщает, что у борцов, победивших в сорев-  

юваниях, содержание тестостерона в крови было значительно выше, чем у проиг-  

равших.  

 

Мазур и Лэмб (Магиг ЬатЬ, 1980) исследовали целую серию вопросов,  

(атрагивающих влияние тестостерона на агрессивное поведение. Рассматривая  

:уществующую между уровнем тестостерона и поведением связь, которая может  

1меть отношение к агрессии, они предположили, что поведение может воздейство-  

вать на секрецию гормонов, а не гормоны - на поведение. Исследователи также  

рассматривали другую переменную - настроение, - связывающую поведение и  

ормоны. В первой работе Мазур и Лэмб сравнивали настроение теннисистов,  

юбедивших и проигравших, с их уровнем тестостерона. Ученые обнаружили, что  

{ игроков, одержавших явную победу, улучшение настроения сопровождалось по-  

вышением уровня тестостерона. При случайной победе подобного подъема на-  

строения, а также повышения уровня тестостерона не наблюдалось. У проиграв-  

11их настроение падало, а уровень тестостерона понижался.  

 

Во второй работе исследователи рассмотрели влияние выигрыша в лотерею  

.определяемого удачей, а не усилием) на настроение и уровень тестостерона тен-  

нисистов, победивших в игре или проигравших. Они предположили, что победа,  

сдержанная без больших усилий, не вызовет такого подъема настроения и повы-  

пения уровня тестостерона, как в случае преодоления значительных трудностей,  

который рассматривался в первой работе. Как и прогнозировалось, выигрыш в  

потерею не привел к значительному повышению уровня тестостерона. Однако у  

победителей, которые постоянно находились в хорошем настроении, определя-  

лись более высокие уровни тестостерона, что явилось еще одним доказательством  

существования связи между настроением и уровнем тестостерона.  

 

В последней своей работе Мазур и Лэмб (Магиг ЬатЬ, 1980) изучили вли-  

1ние успеха человека в обществе на настроение и содержание тестостерона. Они  

мерплп уровень тестостерона пяти студентов-медиков и оценили их настроение  

10 и после церемонии в честь окончания университета. Наибольший подъем на-  

 

 

 

строения наблюдался у этих студентов на следующий день после церемонии, так  

же как и самый высокий уровень тестостерона. Таким образом, исследователи  

обнаружили косвенную связь между содержанием тестостерона и общественным  

положением индивида - успех человека в обществе, сопровождаемый улучшени-  

ем настроения, ведет к повышению уровня тестостерона.  

 

И наконец, как и предполагали Даббс и Моррис (ВаЬЬа Могпв, 1990), влия-  

ние гормонов на формирование агрессивного поведения, если такое влияние вооб-  

ще существует, сравнительно незначительно. Некоторые исследователи подчер-  

кивают, что, вероятно, социальные факторы (в частности, рассматривавшиеся в  

главе 4) оказывают более прямое и мощное воздействие на формирование агрес-  

сивного поведения (Кгеиг Коае, 1972; Меуег-Ва1ЬЬиг, 1981а; Меуег-Ва1ЬЬиг  

ЕЬгЬаг, 1982).  

 

Скорее всего, считают Кройц и Роуз (Кгеиг Кове, 1972), наиболее важным  

является взаимодействие социальных и биологических факторов. Убедившись в  

существовании взаимосвязи между содержанием тестостерона и агрессивностью  

на примере заключенных, они пришли к выводу, что влияние половых гормонов  

проявляется только в том случае, если на антиобщественное поведение индивида  

влияют также и социальные факторы (например, семейные традиции и т. д.).  

Подобным же образом Бернштейн и его коллеги утверждают:  

 

<С помощью гормонов можно непосредственно воздействовать на склонность инди-  

вида к определенным типам поведения, только если не учитывать зависимость ин-  

дивида от его социального опыта. В действительности же влияние социальных  

факторов помогает преодолеть отрицательное влияние гормонов, и индивид про-  

должает сохранять постоянную социальную активность, даже при явном гормо-  

нальном дисбалансе. ... У животных с относительно развитой корой головного мозга  

зависимость от гормональной регуляции поведения проявляется слабее. Непредска-  

зуемость поступков индивида определяется не только особенностями его гормо-  

нального фона, но и тем социальным давлением, которое могут оказывать на поведе-  

ние индивида другие личности> (ВетЛет, Сотйоп Козе, 1983).  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

Таким образом, характер взаимосвязи между уровнем гормонов и агрессивнос-  

тью до сих пор остается довольно неясным. Хотя уровень тестостерона может  

играть определенную роль в формировании агрессивного поведения и до извест-  

ной степени быть ответственным за гендерные различия в агрессии, гораздо бо-  

лее важную роль здесь могут играть другие факторы. Тем не менее мы хотим  

сделать некоторые предварительные выводы относительно возможно существую-  

щей связи между агрессией и поведением. Во-первых, тестостерон способен пря-  

мо воздействовать на характеристики, которые затем могут приводить или же не  

приводить к агрессивному поведению. Во-вторых, существует достаточное коли-  

чество фактов, свидетельствующих о том, что усиление агрессивности способству-  

ет повышению уровня тестостерона (точно так же, как повышение уровня тесто-  

стерона ведет к усилению агрессивности). И, подводя итог, скажем, что как и  

большинство биологических факторов, рассмотренных в данной главе, гормоны  

не действуют независимо от социального контекста, который оказывает значи-  

тельное влияние на проявление агрессивности, так что скорее всего гормоны, для  

 

о чтобы повлиять на степень агрессии, должны вступить во взаимодействие с  

диальными факторами.  

 

ЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА  

 

этом разделе мы обратимся к исследованиям, связанным с двумя основными  

разованиями головного мозга, играющими важную роль в формировании аг-  

1сивного поведения - с лимбической системой, состоящей из разнообразных  

эуктур, функция которых заключается в контролировании основных влечений  

)моций, и корой головного мозга, ответственной за целый комплекс когнитив-  

[X функций, которые имеют существенное значение в процессах научения, вы-  

ботки суждений и принятия решения.  

 

(МБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  

 

средством лимбической системы осуществляется связь между воздействием сен  

рных раздражителей и эмоциональной реакцией. Большинство наших эмоций  

действуют лимбическую систему. Этот отдел головного мозга рассматривается  

к система, потому что состоит из нескольких взаимосвязанных структур (на-  

1имер, миндалевидное тело, или амигдала, гипоталамус). Эти структуры напря-  

ю связаны как с вышележащими, так и с нижележащими уровнями центральной  

рвной системы. Например, амигдала и гипоталамус посылают информацию не-  

средственно к лобной доле неокортекса - отдела мозга, отвечающего за поддер-  

1ние на высоком уровне когнитивных функций.  

В качестве доказательства существования связи между функционированием  

[мбической системы и агрессивным поведением рассмотрим результаты двух ис-  

едований (Е1сЬе1тап, 1983). Согласно результатам первого, удаление амигдалы  

Зольных, страдающих эпилепсией, может привести к уменьшению количества  

льных приступов. Хотя некоторые исследователи считают, что подобное опера-  

вное вмешательство может вызвать значительное улучшение состояния у паци-  

тов (НсЬсосЬ, 1979), другие полагают, что улучшение в этих случаях носит  

атковременный характер, а кроме того, нет теоретического обоснования необ-  

димости такого хирургического вмешательства (СаггоН 0Са11аап, 1981;  

Са11аап СаггоН, 1987).  

 

Другие факты дали исследования нейромедиаторов, циркулирующих в лимби-  

ской системе и влияющих на формирование агрессивного поведениея. Эти ве-  

гства представляют особый интерес, потому что отвечают за обмен информацией  

 

жду корой головного мозга и различными лимбическими структурами. Напри-  

 

р, при низком уровне нейромедиаторов, связанных с подавлением агрессии, ин-  

эрмация о существовании подобного сдерживания не доходит до коры головно-  

мозга, повышая тем самым вероятность проявления агрессии (ВГОУУП, ВаНапег,  

1шсЫе11о, Соош, 1979; ВГОУП, ЕЬе, Соуег, Лтегвоп, К1еш, Виппеу Соой-  

, 1982). Коккаро (Соссаго, 1989) заметил, что ослабление функции этих нейро-  

диаторов <делает аффектированную личность неспособной адекватно реагиро-  

ть на воздействие неприятных раздражителей>.  

 

КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА  

 

Отметив, что человеческий мозг имеет больший объем коры, чем мозг животных,  

Марк и Эрвин (МагЬ. Егу4п, 1970) отмечают:  

 

<Насилие... до сих пор присутствует в обширном репертуаре человеческого поведе-  

ния; однако неокортекс и находящиеся с ним во взаимодействии системы преобра-  

зовали древние примитивные инстинкты самосохранения в модели разрушения, на-  

много более сложные и поддающиеся контролю, чем у прочих видов животных>.  

 

Корковые области головного мозга связаны с социальным научением, прогнози-  

рованием последствий и выбором реакции СУе1ег Веаг, 1988). Лобная доля  

неокортекса - структура головного мозга, ответственная за прием и интерпрета-  

цию внешней сенсорной информации. Связь лобной доли с лимбической систе-  

мой дает ей дополнительную информацию о состоянии других систем головного  

мозга.  

 

Вполне возможно, что повреждения лобной доли коры головного мозга <при-  

водят к усилению реакции человека на мгновенные воздействия окружающей  

среды; обыкновенные раздражители вызывают агрессивные реакции, которые  

обычно блокируются целой серией рефлекторных или осмыслительных процес-  

сов> (Уе1ег Веаг, 1988). Лица, не имеющие повреждений лобной доли неокор-  

текса, способны адекватно (то есть с учетом времени, места, а также в соответствии  

со стратегией) реагировать на провокацию. Однако лица, имеющие подобные  

повреждения, скорее всего будут реагировать на провокацию импульсивно и аг-  

рессивно, а также будут проявлять раздражительность и дурное настроение  

(НешпсЬа, 1989; ЗНуег УисЫзу, 1987).  

 

Достаточное количество фактов, свидетельствующих о существовании связи  

лобной доли с агрессивным поведением, получено в результате исследований, в  

ходе которых рассматривались косвенные показатели дисфункции или повреж-  

дения головного мозга. Это означает, что некоторые ученые, занимавшиеся поис-  

ками повреждений головного мозга, исследуют не столько его структуру, сколько  

состояние его функций, нарушение которых может быть связано с определенным  

типом повреждения ткани мозга. Нейропсихологический метод диагностики  

включает в себя целый набор тестов, позволяющих определить степень выражен-  

ности когнитивных функций, связанных с лобной долей коры головного мозга.  

Например, затруднения, связанные с запоминанием, познавательным процессом  

или с двигательными реакциями, могут быть показателями дисфункции коры.  

Если лица с подобной дисфункцией проявляют также ненормальную агрессив-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 821
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь