Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



27 страница


индивид занимает в системе общественных отношений."  

При этом если общий способ или стандарт поведения  

исполнителю той или иной социальной роли задается об-  

ществом, то ее конкретное исполнение у каждого чело-  

века имеет определенную личностную окраску, в чем  

проявляется уникальная неповторимость каждого чело-  

века.  

,у При исследовании социальной роли можно выделить  

 

социологический и социально-психологический аспекты,  

которые тесно взаимосвязаны. Социологический подход  

к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее  

безличной, содержательной и нормативной стороне, то  

есть к виду и содержанию деятельности, к предполагае-  

мому выполнению определенной социальной функции, а  

также к нормам поведения, предъявляемым обществом  

к выполнению этой социальной функции. Социально-пси-  

хологический аспект социальной роли связан прежде  

всего с исследованием субъективных факторов социаль-  

ной роли, то есть (/раскрытием определенных социально-  

психологических механизмов и закономерностей воспри-  

ятия и исполнения социальных ролей.  

 

Сложность феномена социальной роли делает чрез-  

вычайно трудным ее определение. Различные авторы  

в западной социальной психологии подходят к решению  

этой проблемы по-разному. Так, один из ведущих аме-  

риканских специалистов по вопросам ролевой теории  

Т. Сарбин в своей обобщающей статье по данной проб-  

леме, написанной совместно с В. Алленом [172], пред-  

почитает вообще не давать определения понятию <роль>,  

указывая, что эта метафора удобна для социально-психо-  

196 .  

 

1  

 

логического анализа определенных аспектов социально-  

го поведения, и ссылается лишь на этимологию слова  

<роль>. Другие авторы пытаются найти свои определе-  

ния. Так, например, большой известностью пользуется  

определение роли, которое было предложено Р. Линто-  

ном. <Роль, - пишет Линтон, - это динамический аспект  

статуса. Индивид в обществе занимает определенный  

статус, который связан с другими статусами Когда ин-  

дивид осуществляет свои права и обязанности, вытека-  

ющие из его статуса, он исполняет соответствующую  

роль> [140, ИЗ]. Линтоновское понимание роли мы на-  

ходим и у Э. Гоффмана, который определяет социаль-  

ную роль как <осуществление прав и обязанностей, свя-  

занных с данным статусом> [107, 16]. Ряд авторов кри-  

тикует определение Линтона за расплывчатость и неоп-  

ределенность, но сами при этом не предлагают своих  

определений (84; 110 и др.].  

 

М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных  

подходов к пониманию роли в социальной психологии не-  

целесообразно пытаться искать всеобъемлющее опреде-  

ление, а достаточно указать те аспекты социального по-  

ведения, которые имеются в виду большинством авто-  

ров, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы  

Дж. Тибо и Г. Келли, а также Р. Ромметвейта [131;  

 

168], они выделяют следующие аспекты:  

 

,/ 1. Роль как существующая в обществе система ожи-  

даний относительно поведения индивида, занима-  

ющего определенное положение, в его взаимодей-  

ствии с другими индивидами.  

 

2. Роль как система специфических ожиданий по от-  

ношению к себе индивида, занимающего опреде-  

ленное положение, то есть как он представляет мо-  

дель своего собственного поведения во взаимодей-  

ствии с другими индивидами.  

 

3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение инди-  

вида, занимающего определенное положение.  

 

Иначе говоря, в первом случае речь идет о представ-  

лениях других людей о том, как должен себя вести ин-  

дивид, занимающий определенное положение; во вто-  

ром - о его собственном представлении, как он должен  

себя вести в том или ином положении, и в третьем -  

о наблюдаемом поведении индивида, занимающего опре-  

деленное положение, во взаимодействии с другими  

Людьми,  

 

197  

 

Как видно, в большинстве случаев роль индивида при  

ее социально-психологическом рассмотрении связывается  

с его положением, статусом. При этом статус рассматри-  

вается интеракционистами не как объективное положе-  

ние индивида в системе определенных социальных отно-  

шений, а, прежде всего, как субъективная категория, то  

есть <набор> или <организация ролевых ожиданий>, ко-  

торые подразделяются на ожидания-права и ожидания-  

обязанности индивида при исполнении им той или иной  

роли.  

 

В такой трактовке со всей очевидностью проявляются  

характерные для интеракционистской ориентации субъ-  

ективистский подход к анализу социальных явлений,  

игнорирование содержательной стороны роли как вида  

общественно полезной деятельности и ее отрыв от объ-  

ективных социальных отношений. Представители роле-  

вых теорий абстрагируются от того факта, что, как спра-  

ведливо отмечает Л. П. Буева, ролевые ожидания явля-  

ются не чем иным, как субъективным выражением,  

<идеальной формой объективных общественных отноше-  

ний, существующих в социальной практике общества>  

[15, 47]. Хотя социально-психологический анализ соци-  

альной роли и предполагает рассмотрение прежде всего  

субъективных факторов ролевого поведения, однако под-  

линное проникновение в сущность этих факторов требует  

не их абсолютизации, а тесного связывания субъектив-  

ных аспектов ролевого поведения с объективными об-  

щественными отношениями, так как именно последние  

являются в конечном итоге определяющими для форми-  

рования в общественном сознании ожиданий-требований,  

прав и обязанностей, способов поведения, соответствую-  

щих той или иной роли.  

 

В работах, посвященных ролевым теориям, можно  

найти множество классификаций ролей по различным  

критериям/. В этих классификациях мы не обнаружим  

четкого деления между социальной ролью, которая де-  

терминируется местом носителя данной роли в системе  

общественных отношений, и межличностной ролью, ко-  

торая определяется положением индивида в системе  

межличностных отношений. Прежде всего, редко упот-  

ребляется сам термин <социальная роль>. Чаще фигури-  

рует термин просто <роль индивида> или имеет место  

деление ролей на <конвенциональные> и <межличност-  

ные>, на <формальные> и <неформальные>. Так, напри-  

 

W  

 

мер, Т. Сарбин и В. Аллен в отдельных случаях употреб-  

ления термина <социальная роль> тут же разъясняют,  

что этот термин является для них синонимом <межлич-  

ностной роли>. Выделяя формальные и неформальные  

роли как относящиеся соответственно к макро- и мик-  

роструктуре, они видят основное различие между ними  

в том, что в отношении формальных ролей у участников  

взаимодействия имеются более единые и четкие пред-  

ставления о правах и обязанностях носителей этих ро-  

лей, которые часто бывают даже зафиксированы в пись-  

менной форме, чем о правах и обязанностях носителей  

неформальных ролей. Т. Шибутани, в свою очередь, по  

этому признаку подразделяет роли на <конвенциональ-  

ные>, то есть такие, в отношении которых у членов об-  

щества имеются общепринятые, конвенциональные пред-  

ставления о том, каково должно быть поведение испол-  

нителей этих ролей, и на <межличностные>, в отношении  

которых нет подобных более или менее единых представ-  

лений [53]. Нет сомнения в том, что социальные роли  

более жестко детерминированы, чем межличностные, по- .  

скольку они непосредственно связаны с общественно не-  

обходимой деятельностью и объективными общественны-  

ми отношениями. Представления о правах и обязанно-  

стях носителей социальных ролей достаточно четко отра-  

жаются в сознании членов общества, так как без этого  

было бы невозможно организовать даже самую элемен-  

тарную общественно необходимую деятельность. Меж-  

личностные роли гораздо более неопределенны по фор-  

ме своего выражения в конкретном поведении именно  

потому, что они связаны с субъективными отношениями,  

с психическими свойствами индивидов, обладающими  

гораздо большим разнообразием и неопределенностью,  

чем объективные закономерности общественного раави-  

тия и функционирования общества.  

 

Степень единства и четкости представлений о ролевых  

требованиях у членов общества в основном зависит от  

содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя  

абсолютизировать субъективное восприятие роли и от-  

рывать его от содержательных, деятельностных аспек-  

тов роли, от ее связи с социальными отношениями.  

В данном вопросе также находит свое отражение один  

из методологических принципов интеракционизма -  

 

сведение социальных отношений лишь к межлично-  

стным.  

 

}99  

 

В ряде работ можно н;айти весьма специфическую  

классификацию социальных в частности классовых, ро-  

лей. Так, при анализе роле1й по признаку их временного  

или постоянного характера классовые роли характеризу-  

ются как <полубиологическе> на том основании, что ин-  

дивид, родившийся в ceMibe, принадлежащей одному  

классу, может впоследствии либо остаться членом этого  

класса, либо стать членом дфугого класса [172]. Широко  

распространено предложенное Тибо и Келли деление ро-  

лей на <предписанные> (pr-escribed), то есть внешне за-  

данные, не зависящие от усилий индивида, и <достигну-  

тые> (achieved), то есть ксэторые достигнуты благодаря  

личным усилиям данного индивида [131].  

 

Р. Линтон выделяет ролщ активные и латентные. Это  

деление обусловливается т<ем, что индивид как член об-  

щества участвует во многих отношениях и является од-  

новременно носителем многих ролей, но в каждый дан-  

ный момент он может активно выполнять лишь одну  

роль. Именно она будет активной, а другие будут оста-  

ваться латентными, каждая из которых может стать  

активной в зависимости от вида деятельности индивида  

и конкретных обстоятельств.  

 

Т. Сарбин и В. Аллен Классифицируют роли в зави-  

симости от степени интенсивности их исполнения, от сте-  

пени включенности в рол. Они выделяют семь таких  

стадий-от нулевой, когд.а индивид лишь числится но-  

сителем какой-либо роли, но, по существу, ее не выпол-  

няет, до максимальной включенности, которой считается  

исполнение какой-либо Ьоли под воздействием веры  

в оверхестественные силы. к промежуточным стадиям  

они относят <ритуальные роли>-вторые по степени  

включенности. Здесь имеется в виду различные роли,  

в том числе и профессиональные, которые исполняются  

индивидом полуавтоматически, без заинтересованности.  

Далее следует, по терминологии Т. Сарбина, <углублен-  

ное исполнение роли>, в Качестве примера которой при-  

водится успешное вхождение в роль актера. Следующие  

стадии связаны с исполнением роли в состоянии гипноза,  

невроза, экстаза и, наконец, под воздействием веры  

в сверхестественные силы [172].  

 

В вышеприведенной классификации наибольшее вни-  

мание уделяется либо незначимым для человека ролям,  

либо их исполнению в несвойственных для повседневной  

деятельности человека состояниях и меньше всего гово-  

 

800  

 

рится об <углубленном исполнении роли>, в качестве  

примера которой приводится лишь актерская деятель-  

ность. Нетрудно заметить, что во всех приведенных клас-  

сификациях ролей берутся отдельные случайные крите-  

рии и нет попыток свести их в какую-либо единую си-  

стему,  

 

Довольно большое место в ролевых теориях уделяет-  

ся исследованию.эмпатии как способности входить в роль  

другого не только на когнитивном, но и на эмоциональ-  

ном уровне, то есть не только знать, но и сопереживать  

роль другого. В качестве примера может быть приведено  

исследование Р. Тернера о функции эмпатии в процессе  

взаимодействия [172]. Главный вывод Р. Тернера за-  

ключается в том, что эмпатия выполняет положительную  

функцию для участников взаимодействия в том случае,  

когда взаимодействующие индивиды добиваются общей  

цели, и отрицательную, когда они преследуют противо-  

положные цели, как, например, солдаты враждебных  

армий в ходе боевых действий.  

 

Большое число теоретических и эмпирических работ  

в области ролевых теорий посвящено анализу факторов,  

воздействующих на восприятие и выполнение индивидом  

той или иной роли. При этом выделяются следующие  

группы факторов: 1) знание роли, то есть представле-  

ния о правах и обязанностях, связанных с данной ролью;  

 

2) умение выполнять данную роль; 3) интериоризация  

выполняемой роли, которая непосредственно связывает- >  

ся с ее значимостью для индивида. Исследование этих  

факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого  

конфликта.  

 

Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуа-  

ция, в которой индивид, занимающий определенный ста-  

тус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями [НО].  

Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается  

тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять  

предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и  

Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ро-  

левых конфликтов, которые связаны со следующими  

двумя факторами. Во-первых, степень различия между  

ролями по предъявляемым ими требованиям: чем боль-  

ше общих требований предъявляют две роли, тем незна-  

чительнее ролевой конфликт, который они могут вы-  

звать. Во-вторых, степень строгости предъявляемых ро-  

лями требований: чем строже определены требования  

 

201  

 

ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труд-  

нее их исполнителю уклоняться от выполнения этих  

требований и тем более вероятно, что эти роли могут  

 

вызвать серьезный ролевой конфликт [105].  

 

В ролевых теориях принято выделять конфликты  

двух типов: межролевые и внутриролевые. К межроле-  

вым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду  

одновременно приходится исполнять слишком много раз-  

личных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем  

требованиям этих ролей, либо .потому, что для этого  

у него нет достаточно времени и физических возможно-  

стей, либо потому, что различные роли предъявляют ему  

несовместимые требования. В исследованиях межроле-  

вого конфликта, вызванного чрезмерным количеством  

ролей, которые приходится выполнять одному лицу, сле-  

дует отметить работу американского социального пси-  

холога У. Г. Гуда <Теория ролевой напряженности>  

[109]. Он называет <ролевой напряженностью> состоя-  

ние индивида в ситуации межролевого конфликта и пред-  

лагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению  

способов снятия этой напряженности. По мнению У. Гу-  

да, для этого надо прежде всего освободиться от ряда  

ролей, а затрату времени и энергии на выполнение  

остальных поставить в зависимость от: а) значимости  

данной роли для индивида, б) тех положительных и от-  

рицательных санкций, которые может вызвать невыпол-  

нение определенных ролей, в) реакции окружающих на  

отказ от определенных ролей. Как видно из рассуждений  

Гуда, они основываются главным образом на здравом  

смысле, причем все сводится лишь к субъективным оцен-  

кам и восприятиям роли, без попытки связать эти факто-  

ры с объективной значимостью той или иной роли для  

 

данного общества или группы.  

 

Когда речь идет о межролевых конфликтах, связан-  

ных с несовместимостью требований, предъявляемых  

различными ролями из-за противоречивости, и даже  

противоположности их требований, то в качестве приме-  

ра такого рода конфликтов чаще всего приводится мар-  

гинальная личность. Маргинальная личность оказывает-  

ся в состоянии межролевого конфликта в том случае,  

когда группы, к которым она одновременно принадле-  

жит, оказываются в конфликтных отношениях, а марги-  

нальный человек не может сделать решительного выбо-  

ра и прочно идентифицировать себя с одной из враж-  

 

?02  

 

дующих групп (25]. В положении маргинальной лично-  

сти часто оказываются люди, произошедшие от смешан-  

ных межнациональных или социальных браков, и др.  

Весьма много социально-психологических исследований  

посвящено межролевым конфликтам такой маргиналь-  

ной личности, как мастер на производстве, который  

с точки зрения западной социальной психологии зани-  

мает промежуточное положение между рядовыми рабо-  

чими и администрацией. Большая часть этих исследова-  

ний преследует манипуляторские цели, так как они на-  

правлены на нахождение для мастера таких способов  

поведения при исполнении его роли, которые бы созда-  

вали у подчиненных иллюзию того, что он идентифици-  

рует себя с ними, а на самом деле позволяли бы ему  

идентифицировать себя с администрацией.  

 

Исследования внутриролевого конфликта также зани-  

мают значительное место в социально-психологических




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1003
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь