Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



26 страница


тов, различного .вида наблюдения, интервью и т. п.  

 

{ М. ,Кун как .представитель <айовской школы>,ставит  

своей задачей доказать отдельные теоретические поло-  

жения Дж. Мида эмпирическим путем. Ради этого он  

.вводит операциональные определения и идет даже на  

определенную модернизацию и изменение некоторых  

мидовских теоретических концепций.  

 

Методологические различия между школами Г. Блу-  

мера л М. Куна особенно отчетливо проявляются в их  

трактовке структуры личности и детерминированности  

ее поведения, а также в преобладании акцентов на мо-  

ментах процесса у Г. Блумера и структуры у М. Куна. >  

 

Т. Блумер .вслед ,за Дж. Мидом считает, что лич-  

ность .находится в непрерывном процессе изменения,  

суть которого составляет неповторимое и непрерывное  

взаимодействие между импульсивным Я и нормативным  

Я, постоянный диалог личности с собой, а также интер-  

претация и оценивание обстановки и поведения других  

людей. По мнению Блумера, наличие импульсивного Я  

<предполагает .индивида, активно противостоящего м.и-  

ру, а не заброшенного в мир, требует воздействия, а  

не просто реагирования, заставляет индивида не про-  

сто осознавать свои поступки, но и конструировать соб-  

ственное поведение> [81, 536] .Социальные установки  

личности, возникающие в процессе интеракции, яе но-  

сят стабильного характера именно благодаря вышеука- -  

з.анным процессам. ,С.ледовательно,1_невозможно одно-  

значно выделить факторы, детерминирующие поведе-  

ние личности, поэтому поведение личности можно как-  

то объяснить, но яевозможно предсказать.  

 

189  

 

М. Кун хотя и утверждает, что <индивид не являет-  

ся пассивным существом, автоматически реагирующим  

на объект в соответствии с тем значением, которое ему  

придает группа> [115, 26], но .в своих концепциях и  

исследованиях он, по существу, .игнорирует воздействие  

импульсивного Я <а поведение личности,>М. Кун извес-  

тен как автор <теории самооценки личности> (sell  

theory), в которой эта модификация мидовской концеп-  

ции проявляется особенно явно. Б. Мелтцер и Дж. Пет-  

рас отмечают: <куновская теория самооценки личности  

не содержит открытого признания импульсивного Я или  

взаимодействия между импульсивным и нормативным Я.  

/Для него поведение детерминируется... тем, как индивид  

воспринимает и интерпретирует (окружающую действи-  

тельность. - Авт.), в том числе и себя. Таким образом,  

личность превращается лишь в нормативное Я и поэто-  

му поведение личности (в принципе) можно предска<  

зать на основе интернализованных ожиданий.(/Со1Гласно  

Куну, если мы знаем референтную группу индивида,  

мы мож.ем предсказать самооценку личности, если мы  

знаем самооценку личности, то мы можем предсказать  

ее поведение> [188, 50]. Кун и его сторонники рассмат-  

ривают личность как структуру социальных установок,  

сформировавшихся на основе интернализованных ролей,  

и придают им решающее значение в детерминации пове-  

дения личности.""Кун вводит следующее операциональное  

определение личности; <Операционально сущность лич-  

ности можно определить... как ответы, которые индивид  

дает на вопрос <Кто я такой?>, обращенный к самому  

себе, или на вопрос <Кто Вы такой?>, обращенный к .не-  

му другим лицом> [188, 49]. Это определение было ис-  

пользовано Куном при разработке в 1950 г. так  

называемого <теста 20 ответов по самооценке> (twenty  

statements self attitude test), или теста <кто я> [138].  

Суть теста заключается в том, что испытуемого или груп-  

пу испытуемых просят в течение 12 мин дать 20 различ-  

ных ответов на обращенный к самому себе один вопрос  

<Кто я такой?>. В инструкции подчеркивается, что отве-  

ты должны даваться в том порядке, как они приходят  

в голову испытуемому независимо от логики и <важно-  

сти> тех или иных ответов. Полученные ответы обраба-  

тываются при помощи контент-анализа и шкалы Гутма-  

на. Полученные ответы были подразделены Куном на  

две категории: а) ответы, характеризующие социальный  

190  

 

статус и роль испытуемого, его принадлежность к опре-  

деленной группе; к этой категории относятся ответы та-  

кого типа, как <студент>, <дочь>, <гражданин> и т. п.;.  

б) ответы, относящиеся к индивидуальным характери-  

стикам, например <толстый>, <невезучий>, <счастливый>..  

 

Исследования Куна показали, что количество полу-  

чаемых ответов одного испытуемого варьировало от 1  

до 20. В среднем давалось по 17 ответов. Абсолютное-  

большинство ответов относилось к первой категории, то-  

есть к ответам, характеризующим социальный статус и  

роль личности. Как правило, ответы этой категории шли  

первыми, ответы же второй категории нередко просто  

отсутствовали.  

 

На основе проведения этих тестов Куном был сделай  

вывод о том, что ролевые позиции являются наиболее-  

значимыми для личности, так как они оказались веду-  

щими в иерархии самооценок. Кроме того, было установ-  

лено, что у разных людей наблюдается весьма широкий,  

диапазон самооценок в отношении их ролевых позиций  

и индивидуальных качеств. Установление этого факта  

эмпирическим путем обладает, по мнению Куна, боль-  

шим преимуществом по сравнению с умозрительными за-  

ключениями Дж. Мида. Следует отметить, что тест <Кто-  

я?> нашел довольно широкое распространение в США.  

и применялся даже при отборе первых американских-  

космонавтов.  

 

Различие в методологических принципах чикагской и,  

айовской школ находит овое отражение и в их подходах  

к ролевому поведению. Для Блумера и других предста-,  

вителей чикагской школы ролевое поведение, для обо-  

значения которого ими часто используется термин <де-  

лание роли> (role-making), представляет собой поиско-  

вый, динамичный, творческий процесс. Такое понимание-  

ролевого поведения логически вытекает из их концепции-  

личности как активного и творческого существа, которое  

<конструирует> свои действия в зависимости от того, .как  

оно воспринимает, интерпретирует окружающее. Блу-  

мер, в частности, пишет: <...уподобление человеческой  

групповой жизни функционированию механической  

структуры или... системы, стремящейся к равновесию,  

как мне кажется, сталкивается с серьезными трудностя-  

ми из-за формирующего и поискового характера взаимо-  

действия, в ходе которого участники оценивают друг  

друга и направляют свои действия в зависимости от этих  

 

191  

 

оценок> [80, 199]. Он считает, что культурные нормы,  

статусы и ролевые отношения являются лишь определен-  

.ной сферой, в рамках которой осуществляются социаль-  

ные действия, но не решающими факторами, определяю-  

щими эти действия.  

 

В противоположность чикагской школе Кун, как от-  

мечалось выше, придает решающее значение ролевым  

факторам. Представители айовской школы предпочитают  

говорить не о <делании роли>, а об <исполнении>, <про-  

игрывании> роли или о <принятии роли>, фактически ис-  

шиочая спонтанный, творческий элемент из поведения  

личности. М. Кун утверждает, что индивид <...формирует  

свои планы поведения в соответствии с исполняемыми  

ролями и занимаемыми статусами в группах, с которыми  

он себя идентифицирует, т. е. в его референтных груп-  

пах. Его отношение к себе как к объекту является луч-  

шим индикатором этих планов поведения... они являют  

ся определяющими для самооценок и для оценки дру-  

гих> [115,45].  

 

Ряд представителей символического интеракционизма  

 

пытается найти какие-то компромиссные позиции по дан-  

ным вопросам. Это, в частности, нашло отражение в из-  

ложении Дензином методологических принципов симво-  

лического интеракционизма, в которых он указывает на  

веобходимость учета обеих форм поведения <скрытого,  

символического> и явного, внешне наблюдаемого, необ-  

ходимость рассматривать процесс интеракции с точки  

зрения самих взаимодействующих индивидов, чтобы из-  

бежать подмены точки зрения испытуемого позицией ис-  

следователя, использование как <гуманитарных>, так и  

<сциентистских> методов исследования, поскольку в этом  

случае ограниченность одних методов может компенси-  

роваться преимуществами других [97, 266-269].  

 

Современная теория символического интеракциониз-  

ма, будучи прямым выражением и продолжением кон-  

здепций Дж. Мида, обладает в основном теми же досто-  

инствами, недостатками и противоречиями, которые при-  

сущи концепциям Дж. Мида. С одной стороны, в заслугу  

интеракционистам следует поставить их попытку, отме-  

ченную И. И. Антоновичем, вычленить в противовес би-  

хевиористам <специфически человеческое> в поведении  

человека [8, 117], стремление подойти к личности как  

к социальному явлению, найти социально-психологиче-  

ские механизмы формирования личности во взаимодейст-  

 

192  

 

вии с другими людьми в группе, в обществе, подчеркнуть  

активное творческое начало в личности. Однако субъек-  

тивно-идеалистические позиции интеракционистов приво-  

дят к тому, что все социальные связи у них сводятся  

лишь к межличностному общению, а при анализе  

общения они игнорируют его содержание и предмет-  

ную деятельность индивидов, не видя того, что, как пи-  

шет И. С. Кон, <в процессе формирования личности  

включается не только обмен мнениями, но, что особенно  

важно, обмен деятельностью> [25, 55]. Предлагается не-  

кая глобальная универсальная модель развития систем  

символизации и общения безотносительно .к конкретным  

историческим и социально-экономическим условиям,  

игнорируется их первостепенное влияние на формирова-  

ние личности.  

 

К этому следует добавить такой существенный недо-  

статок интеракционистов, который прежде всего относит-  

ся к Чикагской школе, как неопределенность большей  

части используемых понятий, которые схватываются  

лишь интуитивно, и не подлежат эмпирическому под-  

тверждению при помощи современных методов исследо-  

вания. Попытки куновйкой школы компенсировать этот  

недостаток носят довольно упрощенный и механистиче-  

ский характер.  

 

Критикуя интеракционистов за то, что они пытаются  

дать представление о механизме социального взаимодей-  

ствия индивидов в обществе в полном отрыве от содер-  

жания этого взаимодействия, некоторые буржуазные  

авторы справедливо отмечают, что теория символиче-  

ского интеракционизма как выразительница социально-  

психологических концепций Дж. Мида может дать пред-  

ставление о том, как происходит взаимодействие, но не  

почему человек поступает тем или иным образом [188,  

20]. В качестве существенного недостатка символическо-  

го интеракционизма можно назвать и игнорирование им  

роли эмоций в человеческом поведении. Большинство из  

указанных достоинств и недостатков символического  

интеракционизма относится также и к другим направ-  

лениям интеракционистской ориентации, которые, по су-  

ществу, развились на его основе. Относительно самосто-  

ятельное развитие ролевых теорий и теорий референтной  

группы, которые будут рассмотрены в следующих разде-  

лах, можно отчасти объяснить Тем, что они более тесно  

связаны с эмпирическими исследованиями. Благодаря  

 

13 Заказ 420 . . 1 qo  

 

этому они приобрели более широкую известность, чем  

непосредственно символический интеракционизм, пред-  

ставители которого, как правило, не занимались эмпири-  

ческими исследованиями.  

 

РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ -;  

 

i  

 

Социально-психологический анализ социальной роли  

имеет большое значение для понимания социального по-  

ведения личности. Поэтому данная проблема привлекла  

внимание многих исследователей, причем не только ин-  

теракционистов, но и представителей других ориентации,  

например необихевиористокой (Тибо и Келли), когнити-  

вистской (Ньюкома) и др. К концу 60-х годов в амери-  

канской социальной психологии насчитывалось уже  

много сотен преимущественно эмпирических, но также и  

теоретических исследований в данной области. Их число  

неизменно продолжает расти и в настоящее время. Та-  

кая популярность ролевых исследований объясняется не-  

которыми авторами двумя обстоятельствами. Во-первых,  

проблема роли представляет большие возможности как  

для теоретических, так главным образом и для эмпири-  

ческих исследований. Во-вторых, ролевая теория содер-  

жит такой подход к исследованию социального поведе-  

ния личности, который отсутствует в других теоретиче-  

ских ориентациях социальной психологии [99]. Эта по-  

пулярность ролевых теорий привела даже к тому, что  

"именно этот термин, как уже отмечалось выше, стал ча-  

сто употребляться для обозначения всей интеракционист-  

ской ориентации. Наибольшей известностью в данной об-  

ласти пользуются работы таких социальных психологов  

и социологов, занимающихся социально-психологической  

проблематикой, как Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон,  

 

Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.  

 

Современные ролевые теории опираются на социаль-  

но-психологические концепции Дж. Мида, связанные с  

понятием <роль>, введенным им в обиход социальной  

психологии. Дж.Мид не дал определения понятия роль  

при изложении своих концепций, употребляя его как  

весьма аморфное и неопределенное. Фактически это по-  

нятие было взято из сферы театра или обыденной жиз-  

ни, где оно использовалось как метафора для обозначе-  

ния ряда феноменов социального поведения, например,  

 

194  

 

проявления схожего поведения у самых различных лю-  

дей в сходных обстоятельствах> Дж. Мид применил этот  

термин, когда он развивал идею Ч. Кули о <зеркальном  

Я> для объяснения акта взаимодействия индивидов  

в процессе речевой коммуникации. Суть идеи <зеркаль-  

ного Я>, выдвинутой Ч. Кули, заключалась, как извест-  

но, в том, что основой формирования представления ин-  

дивида о самом себе и формирования его личности яв-  

ляется представление о нем окружающих, взаимодейст-  

вующих с ним людей, в которых он, <как в зеркале>,  

видит свое отображение. <Подобно тому, как мы видим  

в зеркале свое лицо, фигуру и одежду,- пишет Кули, -  

и они представляют для нас интерес, потому что принад-  

лежат нам... так и в своем воображениимы пытаемся  

представить, как в мыслях других людей отражается на-  

ша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья  

и т. д., и это определенным образом действует на нас>  

[93, 4]. Как известно, К. Маркс отмечал этот феномен  

задолго до Ч. Кули. <В некоторых отношениях, - писал  

он, - человек напоминает товар. Так как он родился  

без зеркала в руках и не фихтианским философом:  

 

<Я есмь я>, то человек сначала смотрится, как в зерка-  

ло, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу  

как к себе подобному, человек Петр начинает относить-  

ся к самому себе ,как ж человеку> [2, 62].  

 

Указывая на этот феномен, К. Маркс, однако, не аб-  

солютизировал его значения для социального поведения  

и подчеркивал решающее воздействие конкретных исто-  

рических и социально-экономических условий на поведе-  

ние и взаимоотношения представителей различных соци-  

альных групп. В работах же интеракционистов присутст-  

вует именно такая абсолютизация. Ролевые отношения  

рассматриваются ими лишь как межличностное взаимо-  

действие вне контекста той социально-экономической си-  

стемы, которая в конечном итоге определяет характер  

этих отношений.  

 

Согласно Дж. Миду, <принятие роли другого>, то есть  

умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера  

по общению, является необходимым условием для ус-  

пешного осуществления любого акта взаимодействия  

между людьми. В качестве примера <принятия роли дру-  

гого> у Дж. Мида фигурировали лишь детские ролевые  

игры, которые он считал одним из важнейших средств  

социализации личности. Этим, собственно, и опраничи-  

 

13 195  

 

ваются рассуждения Дж. Мида о социальной роли лич"  

ности. Позже понятия <роль> и <социальная роль> стали  

широко использовать и разрабатываться в западной со-  

циологии и социальной психологии.  

 

Понятие <социальная роль> является весьма слож-  

ным, так как роль представляет собой функцию разно-  

порядковых явлений объективного и субъективного ха-  

рактера. Марксистский подход к социальной роли, на-  

шедший отражение в работах ряда советских авторов  

[15; 25; 29; 52 и др.], предполагает понимание ее как со-  

циальной функции, как неразрывного "единства опреде-  

ленного вида деятельности и соответствующего способа  

поведения, выработанных в данном обществе, которые в  

конечном итоге детерминируются тем местом, которое




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 959
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь